logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Расмуссен: «Сегодня мы рассматриваем Россию как серьезную угрозу НАТО»

Расмуссен: «Сегодня мы рассматриваем Россию как серьезную угрозу НАТО»
Фото: Wikipedia.org Андерс Фог Расмуссен

Интервью бывшего генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена «Новой газете — Балтия»

Андерс Фог Расмуссен, занимавший пост генсека НАТО с 2009 по 2014 годы, прибыл на ежегодную Конференцию по безопасности, которая открылась в Риге 28 октября. В конференции принимают участие представители НАТО, Евросоюза, министерств обороны и иностранных дел балтийских стран, а также политологи и аналитики из разных областей. Главная тема мероприятия — безопасность Европы и НАТО, в частности, балтийских государств.

Бывший генсек НАТО рассказал «Новой газете — Балтия», что он думает о термине «новая холодная война», насколько серьезно воспринимает российскую угрозу и почему не верит в крепкую дружбу Эрдогана с Путиным.

— Вчера, выступая на Валдае, президент России Владимир Путин назвал немыслимым вооруженный конфликт России с НАТО. При этом Россия размещает ракеты «Искандер» в Калининградской области и военные корабли в Балтийском море. Как вы считаете, какой сигнал Россия все-таки посылает миру?

 Прежде всего, я хочу отметить, что НАТО не представляет никакой угрозы России. У нас нет никакого намерения нападать на Россию, я не слышал, чтобы хоть один из участников Альянса озвучивал такое намерение. Напротив, мы сделали за эти годы многое, чтобы включить Россию в нашу систему безопасности. Так что мне непонятно, как Россия снова и снова может утверждать, что НАТО угрожает ей и что мы продвигаемся все ближе к ее границам. Это первое.

Отвечая на ваш вопрос о сигналах, исходящих от России: мы не знаем, планирует ли она размесить в Калининградской области ядерное оружие, но мы знаем, что ракеты «Искандер» обладают ядерным потенциалом. Кроме того, милитаризация Крыма, милитаризация Балтийского моря — как мы должны это расценивать?

— Другими словами, НАТО рассматривает Россию как угрозу?

 Да. Мы должны признать, что сегодня мы рассматривает Россию как серьезную угрозу НАТО. Я не думаю, что это можно интерпретировать как-то иначе.

— Возвращаясь к саммиту в Варшаве: было решено усилить присутствие НАТО в балтийском регионе. При этом (и в странах Балтии регулярно озвучиваются такие опасения), если Россия все-таки решит развязать конфликт с балтийскими странами, этих подразделений не хватит, а на переброску дополнительных сил уйдет несколько дней.

 В какой-то степени вы правы, но не нужно сомневаться в намерениях НАТО. Если одна из балтийских стран будет атакована Россией, все союзники НАТО окажут ей военную поддержку. Вопрос в том, сможем ли мы оказать ее достаточно быстро.

Поэтому моя позиция здесь такова: в случае российской провокации мы должны усилить балтийские страны постоянным размещением войск НАТО на их территории, чтобы увеличить скорость, с которой мы можем оказать помощь. Пока мне кажется невероятным об этом говорить, но если Россия нападет на три балтийские республики, будет гораздо сложнее освободить их — поэтому правильнее удерживать Россию своим присутствием.

— Здесь, в странах Балтии — ближайших соседях с Россией — много говорят о новой «холодной войне» как уже свершившемся факте. Господин Столтенберг на вчерашнем заседании министров обороны стран НАТО сказал, что не хотел бы наступления новой «холодной войны» — то есть, он рассматривает это как один из возможных сценариев. А как вы считаете, можем ли мы говорить о том, что живем в эпоху второй «холодной войны»?

 Да и нет. Нет — потому что есть большие различия между эпохой холодной войны и сегодняшней ситуацией. Одно из главных отличий в том, что СССР был идеологическим лидером коммунистического блока. Нельзя назвать Россию лидером какого бы то ни было идеологического блока.

Но с другой стороны, сходства прослеживаются.

— Но у России есть союзники в мире и она обладает ядерным оружием.

 Да, но союзников не так много, как было тогда.

Я вижу сходства в риторике, которую ведет Россия. И я думаю, что наш ответ должен быть таким же, каким он был во времена холодной войны — твердая позиция, единство и переговоры, призванные усилить нас. Это лучший способ убедить Путина в том, что ему нужно конструктивное сотрудничество, а не деструктивная конфронтация.

— Но как вы считаете, есть ли риски — и насколько они высоки — что эта агрессивная, как вы говорите, риторика, может перейти в нечто большее?

 Мы не стремимся к конфронтации с Россией, особенно к вооруженной конфронтации. Мы бы постарались ее избежать.

Сейчас я не думаю, что есть серьезные риски. Но риски всегда остаются, когда люди вступают на путь военных угроз.

— Я хотела задать вопрос не про Россию: какие еще угрозы НАТО вы бы выделили? ИГИЛ?

 Конечно, на южном направлении — это Сирия и Исламское государство, они представляют большую угрозу странам НАТО. Я надеюсь, что новая администрация Клинтон — если она будет избрана президентом, что я считаю наиболее вероятным — будет действовать более трезво в отношении российской агрессии против Запада, в отношении Сирии и Исламского государства, и я надеюсь увидеть большей решительности со стороны США, потому что это то, что сейчас необходимо.

— На южном направлении член НАТО — это Турция. Насколько она надежный союзник? С учетом того, как она сейчас восстанавливает отношения с Россией, и с учетом политики Эрдогана после попытки переворота летом.

 Я бы сказал: Турция — надежный союзник. Турция тяготеет к Западу: достаточно взглянуть на структуру ее экономики и потоки инвестиций. Это Запад, а не Россия.

Я думаю, господин Эрдоган посылает Западу сигнал, что он может повернуть к России. Но я бы не стал рассматривать этот риск серьезно. Россия и Турция всегда будут соперниками в Центральной Азии. Их интересы часто расходятся — в частности, Турция сильно разочарована российской политикой в отношении татар в Крыму.

Но конечно, мы обеспокоены политической ситуацией в Турции. И мы надеемся, что Турция повернется к базовым принципам демократии.


Читайте также: Верят ли в Балтийском регионе в угрозу новой войны?


 

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.