Литовский православный епископ Амвросий, вернувшийся после визита в Россию, заявил о положительной реакции московского патриарха Кирилла на предоставление большей автономии местной церкви. По словам Амвросия, первые решения ожидаются уже в августе.
Мы надеемся, что ближайший синод, который состоится в начале следующего месяца, уже сможет принять определенное решение", — приводит слова епископа BNS.
По его словам, это будет промежуточным этапом. «Окончательное подтверждение такого важного решения, как придание этой большей независимости, утверждается Большим церковным собором, даже не синодом, а собором Всероссийской Православной Церкви, который состоится позже», — пояснил Амвросий.
Епископ добавил, что предоставление статуса самоуправления просто зафиксировало бы фактическое положение Литовской Православной Церкви и позволило бы местному духовенству «с большим мужеством выражать свою позицию как по войне в Украине, так и по другим политические вопросам».
Он заверил, что сейчас в литовских храмах очень рады украинцам, службы для них проходят и на украинском языке.
По словам Амвросия, статус самоуправляемой церкви даст литовскому Архиерейскому Синоду право избирать митрополита, хотя патриарх Кирилл тоже сможет предлагать кандидатуры.
«Теперь это влияние явно больше. О нас уже практически ничего решать не будут, будут выдвигать кандидатуры на должность главы нашей церкви. Как было сказано, каноническая связь останется — мы будем молиться за патриарха как за нашего канонического лидера, как католики молятся за папу», — заявил священнослужитель.
Амвросий подчеркнул, что литовские православные уже несколько лет добиваются автономии, и призвал не связывать это с развязанной Россией войной.
В настоящее время только три православные церкви, находящиеся в канонической юрисдикции Московского Патриархата, имеют статус самоуправляемых церквей — это церкви в Эстонии, Латвии и Молдове.
Ранее Литовская православная церковь лишила сана пятерых священников, которые отказались поминать патриарха Кирилла в молитвах и выступали за переход в патриархат Константинополя. Церковный суд признал их виновными в нарушении священнической присяги, клятвопреступлении, непослушании архиерею, публичной деятельности без благословения, сговоре против епископа, расколе, дискредитации церкви.