logo
Новая газета. Балтия
search
КомментарийПолитика

Россия накажет за отождествление СССР и Третьего Рейха

​Историк — о новом законе, препятствующем открытому изучению истории

Россия накажет за отождествление СССР и Третьего Рейха
Парад 9 мая в Москве


Можно ли отождествлять цели СССР и фашистской Германии, в том числе, в отношении стран Балтии? Многие европейские историки исходят из справедливого утверждения о том, что и СССР, и Германия в то время стремились лишить страны Балтии независимости. Однако в России такое утверждение теперь может стать вне закона.

Российская Госдума предлагает наказывать тех, кто будет публично отождествлять цели СССР и фашистской Германии, штрафом и даже арестом на пять суток. Почему превращение истории в политику — это неправильно, рассуждает историк, доктор Александр Фридман, который преподает историю стран Восточной Европы в университете имени Генриха Гейне в Дюссельдорфе.

28 августа 2021 российские немцы и их потомки отмечали 80-ю годовщину Дня памяти и скорби: в 1941 году Президиум Верховного Совета СССР издал в этот день указ «О переселении немцев, проживающих в районе Поволжья». Под влиянием стремительного наступления германского вермахта, опасаясь грядущей оккупации Поволжья немецкими войсками и рассматривая советских немцев в условиях войны в качестве потенциальных пособников врага, сталинский режим ликвидировал Автономную Республику немцев Поволжья и приступил к насильственной депортации немецкого населения в азиатскую часть страны.

В последующие месяцы в Сибирь, на Алтай, в Казахстан и в Среднюю Азию были переселены около 800.000 немцев из Поволжья, Закавказья и других регионов СССР. В 1942 году немецких мужчин в возрасте от 15 до 55 лет и женщин в возрасте от 16 до 45 призвали в так называему Трудовую армию. Труд принудительных рабочих, число которых достигло 350.000 человек, использовался, в частности, на лесозаготовках и рудниках, а условия его были ужасающими. Жертвами сталинских репрессий в период войны стали около 150.000 — 160.000 советских граждан немецкой национальности. Депортация российских немцев — одно из самых зловещих, но далеко не единственное преступление сталинизма в эпоху Второй Мировой Войны.

Если 80-ая годовщина депортации не стала в России важным событием, то к восьмидесятилетию немецкого вторжения в СССР 22 июня 1941 российские власти отнеслись в этот раз особенно серьезно, использовав круглую дату для продвижения официального, в значительной степени неосоветского образа Второй Мировой войны. И именно к этой годовщине было приурочено принятие Государственной Думой России спорного закона «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Инициатором закона выступил сам российский президент Владимир Путин, который хотя и не имеет исторического образования, но активно высказывается и даже публикует статьи на исторические темы. Вторая Мировая уже долгое время находится в центре его внимания.

Препятствует ли новый российский закон изучению и публикации материалов о преступлениях против советских немцев и других сталинских злодеяниях периода Второй Мировой войны? Формально нет. В законе идет речь о запрете публично отождествлять цели, решения и действия СССР и Германии в ходе войны, а также отрицать «решающую роль советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии Союза ССР при освобождении стран Европы». На практике же закон торпедирует исследование сталинских преступлений (в частности депортаций по этническому признаку и использования труда подневольных рабочих) в широком контексте войны, а любые сравнения сталинской и гитлеровской политики становятся опасными. Советские преступления таким образом хотя в принципе и не выносятся за скобки, но подспудно отодвигаются на задний план и объявляются темами, изучение которых не приветствуется и чревато для исследователей негативными последствиями.

Принятый закон навязывает распространенный в России «официальный» взгляд на войну и исключает непредвзятый анализ пакта Молотова-Риббентропа от 23 августа 1939 и особенно секретного протокола к нему, в котором Берлин и Москва разделили сферы влияния в Восточной Европе. И это при том, что именно упомянутое советско-германское соглашение проложило дорогу к началу Второй Мировой войны 1 сентября 1939 года.

Принимая подобный закон, российская сторона не желает считаться со спецификой исторического развития Польши и стран Балтии, ставших в 1939 и в 1940 годах объектами не только немецкой, но и советской агрессии и оккупации. Анализ событий на этих территориях в период с 1939 по 1944 год вводится в предначертанные узкие идеологические рамки, а важная общественная дискуссия о советских преступлениях с 1939 по 1941 год прерывается на корню. Справедливое утверждение, что Германия и СССР имели своей целью ликвидацию независимости стран Балтии и включение их в свою зону интересов, и вовсе является прямым нарушением российского закона.

Используется в законе и архаичный пропагандистский термин «советский народ», подразумевающий существование такой монолитной общности в период Второй Мировой войны и включавшей в себя, кроме прочего, население территорий, присоединенных к СССР лишь после начала Второй Мировой войны. Намеренное подчеркивание «решающего значения советского народа» в победе над Германией ставит под вопрос анализ роли союзников СССР по антигитлеровской коалиций, чей вклад в победу над нацизмом теперь фактически нельзя «преувеличивать».

Присутствует в законе и расплывчатое определение «гуманитарной миссии Союза ССР при освобождении стран Европы». Войны Красной Армии действительно освободили страны Восточной Европы от нацистского господства. Но освобождение это имело свою специфику: на смену гитлеровской диктатуре пришла сталинская, которая обернулась установлением диктаторских коммунистических режимов в Польше, Чехословакии и в других странах, а для стран Балтии и вовсе означала потерю государственной независимости на долгие десятилетия.

И если закон значительно препятствует обсуждению событий войны в публичном пространстве, то предложение карать нарушителей административным арестом и денежными штрафами и вовсе ставит крест на открытых дискуссиях по проблемам Второй Мировой войны в России, а также является грубым попранием свободы мнения.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.