logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Как завязать с зависимостью от газа

Как завязать с зависимостью от газа

Латвия вполне способна обеспечивать себя энергией за счет альтернативных источников — ветра, солнца и биометана. Член совета рижского предприятия по теплоснабжению Rīgas Siltums Матис Паэгле считает, что на отстройку такой системы уйдет 5-10 лет. Правда, для этого нужны новые законодательные инициативы и политическая воля. Вот и премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш недавно заявил, что в долгосрочной перспективе Латвии следует перейти с природного газа на другие источники энергии, поскольку Россия «открыто манипулирует» поставками.

Это  особенно актуально сейчас, когда цены на отопление продолжают расти вслед за ценами на газ по всей Европе — за последние месяцы счета многих жителей Риги уже выросли вдвое, а то и больше.  

— «Ассоциация энергетических сетей Великобритании» недавно заявила, что с 2023 года британские газопроводы будут готовы транспортировать водород. Энергетика Европы до 2030 года планирует существенные инвестиции для начала использования водорода. Почему это особенно важно? Дело в том, что у всех государств Европы есть большие планы на срок до 2030 года по строительству ветропарков и солнечных электростанций. Это, как известно, нестабильные источники. Когда солнца и ветра много, произведенную электроэнергию некуда девать, а когда нет ни того, ни другого, возникает ее дефицит. Водород же крайне редко встречается в природе в чистом виде, его приходится получать искусственно. Суть водородной энергетики в том, что избыточная электроэнергия, добытая с помощью солнца и ветра, поступает в систему электролизеров, которая производит водород из обычной воды. Этот газ немного отличается по техническим свойствам от привычного нам метана, но его можно использовать в газопроводах. Таким образом, постепенно предполагается заместить метановую когенерацию (одновременную выработку электричества и тепла) водородной.

Матис Паэгле

— Можно ли, к примеру, на наших Рижских ТЭЦ, модернизировав сети, сжигать водород? 

— Водород — будущее всех технологий, в которых используется природный газ. Я не могу утверждать, что ТЭЦ можно запросто переключить с одного топлива на другое, я не эксперт по техническим вопросам. Это вопрос планирования инвестиций собственника ТЭЦ — компании Latvenergo. Но Латвии определенно нужно больше использовать энергию солнца и ветра. У нас сейчас очень трудно, почти невозможно построить ветропарк, потому что население думает примерно так: «Мне нравятся ветряки, но не у моего дома». Но строить их придется: без них не обойтись, если мы хотим выполнить обязательства по декарбонизации на сроки до 2030-го и 2050-го годов, которые мы взяли на себя перед Евросоюзом.

— Государство снова будет платить владельцам ветропарков большие субсидии и собирать плату за «зеленую энергию» с каждого пользователя электросетей?

 — Ветряные парки, которые у нас есть, были построены лет десять назад с использованием старых «низких» технологий и производят дорогое электричество. Они действительно не могут обойтись без государственной поддержки. В Латвии она, как известно, заключается в том, что государство обязуется выкупать у производителей «зеленую» энергию по фиксированной цене выше себестоимости, чтобы производители могли, в том числе, вернуть инвестиции. Сбор на эти цели — коэффициент обязательной закупки (КОЗ) — платят все пользователи электрических сетей, и он существенно повышает плату за электричество для каждого пользователя. Так вот, новые технологии по строительству ветропарков на возвышенностях 230-240 м никаких субсидий не требуют. Они эффективны и доступны и производят дешевую энергию. Под них можно законодательно отвести определенные территории, и никакие судебные процессы и протесты населения не будут помехой этим планам.

Кстати, последние полгода рыночная цена электроэнергии была выше, чем та, которую производители получали в рамках обязательной закупки. Государство на этом заработало несколько миллионов евро. В декабре, к примеру, средняя рыночная цена электроэнергии составляла 202 евро за мВт/ч. А ветропарк у нас получает 66-67 евро, станция когенерации, работающая на щепе — 134 евро, биогазовая — 156 евро. После того, как в системе обязательной закупки были вскрыты злоупотребления, периодически совершаются попытки просто взять и отменить КОЗ. Но этот сектор все же составляет 10% энергетики Латвии. Если его закроют, наша зависимость от импорта энергоресурсов еще увеличится.

— А что с солнцем?

— Технологии также очень подешевели, но есть проблема законодательного характера. Сегодня домохозяйствам разрешено устанавливать солнечные панели на крышах или возле домов. Есть ограничения по мощности — 11 кВт, но это, в принципе, покрывает потребности одного дома. «Домашние электростанции» работают по такой системе: летом, когда солнца много, а потребление низкое, они сдают излишки оператору распределительных сетей Sadales Tīkls как бы на хранение, а зимой, когда солнца меньше, а потребление выше, забирают ее обратно, ничего при этом не доплачивая. Цикл, в рамках которого действуют взаимозачеты, начинается 1 апреля и кончается 31 марта следующего года. Все, что нужно сделать, чтобы повысить эффективность этой системы, — это создать такие же условия для компаний. Сейчас многие компании строят солнечные панели для собственного потребления, но они вынуждены ограничивать площадь панелей, потому что не могут сдавать излишки.

— Но как же оператор будет покрывать разницу биржевого курса? Ведь владельцы солнечных батарей сдают энергию при низких биржевых ценах, а забирают при высоких.

— Чем больше будет альтернативных источников энергии, тем больше мы будем застрахованы от колебаний. Например, от тех, которые сейчас происходят из-за подорожания российского газа. Он вырос в цене за полтора года почти на 5000%! Если в 2020 году он стоил 5 евро за 1 мВт/ч, то сейчас —175. А если ты установил солнечную панель, тебе электроэнергия уже ничего не будет стоить.

— А есть ли среди альтернативных источников энергии более устойчивые варианты?

— Да, например, биогаз. Вблизи от животноводческих ферм или свалок устанавливаются станции по переработке разных биологических отходов, например, навоза, в метан. Технически это такой же метан, что и природный, который поступает к нам по трубопроводу, но при этом является возобновляемым топливом. Он экономит нам большое количество СО2, которое иначе попало бы в атмосферу. Его можно произвести и хранить так же, как и природный, например, в Инчукалнском ПГХ. В ЕС принята новая директива Renewable Energy Directive 2, которая требует от стран-членов создания такой системы, чтобы производители биометана могли свободно торговать своим продуктом, используя инфраструктуру для природного газа.

— Какой объем биометана производится в Латвии?

— Ноль! И я вам скажу почему: Латвия — единственное государство в Евросоюзе, которое не ввело эту директиву с 1 июля, как это требуется. И скоро, видимо, будет платить какие-то штрафные санкции простаивающим производителям. Потому что на биометан очень большой спрос не только в Латвии: и в Эстонии, и в Финляндии, и в Германии, и в Нидерландах, и в Великобритании.

Инфраструктурному фонду BaltCap в Латвии принадлежит самая большая группа биогазовых станций. И каждую неделю нам поступает как минимум один запрос на биометан по очень выгодным ценам, но мы не можем начать его производить, потому что Латвия не закрепила законодательно две вещи: оператор газотранспортных сетей Connexus Baltic Grid не начал работу над системой «сертификаты происхождения» для биометана, а Кабинет министров не внес в правила № 650 поправки о качестве биометана, который можно транспортировать по газовой сети (сегодня они слишком суровы). На словах кто-то хочет уменьшить зависимость от цен на природный газ, а на деле никаких конкретных шагов для этого не предпринимает.

У нас в стране 59 биогазовых станций. Сегодня они этот газ сжигают в режиме когенерации, чтобы произвести электроэнергию и, как побочный продукт, — тепло. Многие находятся в малонаселенных местах рядом с фермами, где мало домов, которые надо отапливать, и тепло в основном уходит в атмосферу. Вместо этого они могут этот газ очистить до фракции метана и запустить в газовую сеть, где его, к примеру, получат крупные когенерационные станции в городах. И весь ресурс будет использоваться эффективно. Таким образом можно заместить импортный природный газ местным возобновляемым ресурсом. Причем это немалый ресурс: Дания планирует до 2035 года полностью отказаться от импорта природного газа, потому что в этой стране очень развито скотоводство и, соответственно, много отходов.

Это простой пример, как уменьшить зависимость от российского газа. Но энергетическая независимость, конечно, не достигается с помощью какого-то одного источника. Необходим комплекс мероприятий. К примеру, надо строить больше когенерационных станций и котельных на биомассе.

— Биомасса или щепа — это дробленая древесина. Она же сгорает с выбросом большого объема СО2!

— У нас в стране очень интенсивная лесная промышленность. Много пилорам и разного рода лесохозяйств. Качественная древесина уходит на производство кругляка, бумаги и так далее. Остаются ветки, опилки и прочие отходы. Единственный способ их использования — это производство щепы для котельных. Когда дерево брошенное гниет в лесу, в процессе его разложения в атмосферу выделяется значительно больше СО2, чем при сжигании. Поэтому щепа — это источник возобновляемой энергии. Нет ни одного весомого аргумента против строительства в городах небольших котельных, работающих на этом местном сырье.

Я  член совета рижского предприятия по теплоснабжению Rīgas Siltums, акционерами которого являются городская дума и Министерство экономики. Сегодня в RS половина теплоэнергии производится на щепе. Только что завершилась модернизация теплоцентрали Imanta, она перешла с газа на щепу. И планируется построить еще больше, чтобы снизить зависимость Риги от ТЭЦ 2, которая работает на газе, и у которой RS закупает тепло для обогрева правобережья. Нужно прекратить этот ужас со стоимостью тепла в Риге!

Тариф RS сегодня вырос с 44 евро за мВт/ч, которые мы платили еще летом, до более чем 67 евро. Почему? В то время как RS газ для своих котельных закупила в начале лета на всю зиму, когенерационная станция ТЭЦ 2, понадеявшись летом на то, что цена на газ вернется к значениям начала прошлого года, не закупила его на зиму и теперь должна покупать по пиковым рыночным ценам. Из-за этого те 70% теплоэнергии, которыми Ригу снабжает ТЭЦ 2, подорожали до верхней планки, установленной регулятором — Комиссией по регулированию общественных услуг. 

— Насколько быстро и какой объем природного газа можно будет заместить «зелеными» источниками? И что нам нужно, чтобы скорее это сделать?

— Это вопрос не одного дня, и даже не одного года, на это, видимо, понадобится 5-10 лет. Но только, если политики вовремя все запланируют. Однако «зеленая» энергетика в Латвии – очень чувствительная тема, из-за скандала с КОЗ тема «зеленой» энергии обществом воспринимается очень негативно, и никто не хочет этим вопросом заниматься просто из политических соображений. После разоблачения аферы определенных предпринимателей с КОЗ наши политики постоянно говорили населению, что «зеленая» энергия — это плохо. Как же они теперь перед выборами будут принимать законы, способствующие развитию альтернативной энергетики?

Когда я еду по Германии, то вижу буквально на каждом доме солнечные батареи. В то время как страны Евросоюза приняли весьма амбициозные планы по «зеленой» энергетике, латвийский «Национальный план по энергетике и климату на 2021-2030 годы» ставит нам очень низкую планку. И если в 2020 году Латвия была второй страной Евросоюза по объемам выработки «зеленой» энергии, то в 2030 году она опустится на 11-ю позицию, и мы по-прежнему будем зависеть энергоимпорта.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.