logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Викинг может быть и торговцем, и воином, и странником, и знахарем»

«Викинг может быть и торговцем, и воином, и странником, и знахарем»

На окраине Йыхви, в поселке Таммику, есть небольшое помещение, в котором сосредоточилась целая Вселенная. Там нашли себе пристанище представители различных народов и рас, от орков до рыцаря из Англии десятого века и викингов. Все они связаны одним общим интересом — ролевизмом.

Ролевизм — сравнительно молодое направление в мире, зародившееся среди любителей Толкиена, но вышедшее далеко за пределы мира «Властелина колец». В Эстонии в последние годы оно тоже набирает популярность.

— У меня не было такого, мол «О, ролевизм, классно, буду делать!» — с улыбкой признается координатор сообщества «Викинги Ида-Вирумаа» Виктор Литвинков. — Моя знакомая ходила в клуб исторической реконструкции недалеко отсюда, в Кохтла-Ярве. Она позвала меня, я пару раз сходил вместе с ней, там они дрались на мягком (оружие, обитое мягкой тканью для безопасности — Ф.Г.). Тогда, в основном, были школьники. Но в какой-то момент все стало меняться, и участники клуба захотели идти на железо (настоящие доспехи и затупленные металлические мечи — Ф.Г.) .

По словам Виктора, в клубе исторических реконструкторов нагрузка была колоссальная и требовала много усилий и времени: костюмы необходимо было шить вручную, искать необходимое снаряжение, соблюдать четкий свод правил и ограничений. Поэтому спустя какое-то время Виктор покинул клуб реконструкторов и решил «просто сражаться на мечах» со своим другом в Нарве. Постепенно к ним присоединялись другие ребята — так родилась идея создания собственного клуба.

Виктор Литвинков. Фото из личного архива

Виктор называет свое детище сообществом по интересам и настаивает, что это не клуб и не школа.

— Клуб по интересам — это место, куда ты приводишь ребенка, а там есть расписанная на 5 лет вперед учебная программа, по которой занимаются с детьми, есть история становления, несколько поколений воспитанников, — говорит он. — У нас сообщество по интересам, мы ожидаем, что каждый участник будет вносить свой вклад в наше общее развитие. Этим мы отличаемся.

Главным направлением сообщества Виктор называет ролевые игры живого действия — это разновидность ролевой игры, которая характеризуется непосредственным отыгрышем действий персонажа. Такая игра весьма схожа с театральным действием, но отличается тем, что игроки действуют не по заранее написанному сценарию, а согласно мотивации своего персонажа и личным желаниям.

— Все, что можно в связке с этим придумать, входит в нашу деятельность, — рассказывает Виктор. 


Хотим мы тренировать фехтование — пожалуйста, хотим учиться костюмы шить — почему бы и нет.


Если мы хотим организовать поход, то, как минимум, нужно уметь ориентироваться в лесу, ставить палатку, что полезно и для участия в выездных играх. Ролевая игра ведь редко ассоциируется с подобной подготовкой — обычно люди думают: «Есть игра, я приехал на полигон, отыграл и уехал домой».

Свой интерес к фэнтезийной тематике Виктор объясняет большей свободой в выборе персонажа, костюма, играх. Кроме того, в сравнении с исторической реконструкцией, в ролевизме объем затраченных сил гораздо меньше: «Мы шьем капюшон за 20 минут, а там люди капюшон две недели вручную делают. И это только капюшон: неплохо бы еще рубашку сшить, оружие изготовить. Безусловно, на шитье можно тратить больше времени, но наш подход пока заключается в том, чтобы у ребят в целом был костюм».

Концепция сообщества выбиралась с учетом многих факторов: разнообразие в выборе роли, денежные средства, сложность реализации, возможности найти необходимое.

— Когда мы пытались понять, чего мы хотим, мы ознакомились с различными историческими периодами: у римлян есть четко очерченное снаряжение, точный исторический период и время, если ты собрал римлянина — ты римлян; у ландскнехтов (немецкий наемный пехотинец эпохи Возрождения — Ф.Г.) вообще единая стандартная униформа, стандартное оружие. У викингов же есть довольно-таки большая свобода в костюме, свобода в ролях — викинг может быть и торговцем, и воином, и странником, и знахарем. Викинги — это не просто нация, это люди, прибывшие с определенных земель. К тому же, эпоха викингов раскидана территориально: викинги были не только в Норвегии и Швеции, но и на Сааремаа, и в России, доплывали до Византии, были в Англии. Хочешь быть англичанином X века? Открываешь источники, проверяешь, были ли там викинги, находишь подтверждение и превращаешься в англичанина X века.

Фото из личного архива

Для Виктора самым приятным является не сами ролевые игры, а закулисная деятельность.

— Я не испытываю катарсис от отыгрыша, — говорит он. — Даже в настольных ролевках: ребята сидят, эмоциональный накал чувствуется, а я сижу и думаю: «Ну окей, грохнем того стражника, ладно. Так, нам нужно еще бухгалтеру заплатить, пост в инстаграм сделать, написать на декабрь план. Ах да, стражник. Что там на кубике — ноль? Меня убили, я пошел».

Среди ветеранов сообщества — Светлана Гоман. Восемнадцатилетняя студентка сейчас учится в Таллинне на портного-стилиста, но периодически приезжает в родной Йыхви.

— Изначально я увидела объявление «Вконтакте», проигнорировала его, а потом мне написала подруга с предложением сходить и попробовать. Пришли, попробовали, она ушла через некоторое время, а я осталась. — рассказывает Светлана, — Меня привлекает атмосфера и идея ролевизма, а также возможность найти единомышленников.

Больше всего Светлане нравится создание костюмов. Сейчас она закупает разные части костюма, а в будущем планирует шить все сама и помогать в этом новичкам. Светлана моделирует образы, основываясь на своей фантазии и представлении, как бы одевалась она, если бы жила в то или иное время.

Светлана Гоман. Фото из личного архива

— Мне важно, чтобы костюм выглядел атмосферно и органично во время отыгрыша, — говорит она. — У меня нет единого направления в создании костюмов, я не ориентируюсь на историчность.

Другие ребята, насколько я знаю, для создания какого-либо образа обращаются за помощью к портному, заказывают из Интернета, кто-то пробует сам что-то делать и постепенно учится шить на швейной машинке, работать с кожей.

Ярким примером «атмосферности» в ролевизме для Светланы является игра «Nordic Equinox», проходящая в Кассинурме.

— Ты можешь сходить в лагерь орков «в гости» (у нас тоже, как ни странно, есть представитель этой расы), посмотреть, как живут  разные народы, — говорит она. — Все в костюмах, вокруг свечи, факелы... и деревянные качельки! Атмосфера сказки и путешествия, в котором ты вместе с друзьями изучаешь что-то новое.

Светлана подмечает, что ее интерес к ролевизму не изменился, но ее интересы в целом — да.

— Раньше было немножечко по-другому: состав клуба был иной, были еще девушки, я участвовала больше в фехтовании, сейчас же я одна и я стараюсь избегать драки, потому что даже наш младший отряд способен легко одолеть грозного главаря орков, — говорит она. — Я думаю, что, со временем, былой интерес к ролевизму вернется. Когда-то ролевизм был очень популярен — спасибо вселенной Толкиена. Позже ажиотаж спал, но, в ближайшем будущем, мне кажется, ролевизм станет еще популярнее, чем есть сейчас. Появляется множество людей, не боящихся высказывать и показывать свои интересы. Раньше ты боялся показаться странным, а сейчас люди научились принимать и понимать других. Ролевизм перестает считаться чем-то странным, нелепым и детским.

Олег на первой игре. Фото из личного архива

Среди участников сообщества есть совсем дети. Олегу — 11 лет, он попал сюда почти случайно: хотел заниматься фехтованием, и мама подруги нашла объявление в Фейсбуке. О том, что кроме фехтования здесь занимаются ролевизмом, Олег узнал уже после первой тренировки.

Для меня отыгрыш роли — это представление себя в роли другого человека в самом лучшем свете, — рассуждает Олег. Тебя бьют — ты умираешь, страдая, после чего ты воскресаешь и идешь драться дальше.

Мне нравится сюда ходить, потому что здесь очень интересная компания, где тебе помогут, поддержат в твоих желаниях. В конце концов, тут весело, можно выплеснуть все.

Филипп Гаврилов

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.