logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Нет — сланцу, да — климатической нейтральности

Нет — сланцу, да — климатической нейтральности
Фото: иллюстративное фото

Эстонский регион Ида-Вирумаа в ближайшее время станет территорией «справедливого перехода»: людей, занятых в сланцевой промышленности, будут переучивать на другие специальности, а предприятия будут переориентироваться на другие направления. Все это делается, чтобы постепенно свернуть выработку электроэнергии из сланца.

В ноябре прошла международная конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Глазго (СОР26), в которой приняли участие руководители почти 200 стран мира. Подписанный по итогам конференции климатический пакт эксперты назвали поверхностным и недостаточно амбициозным. Между тем Эстония пообещала прекратить производство электроэнергии из горючего сланца уже к 2035 году.

Выступая на конференции, премьер-министр Эстонии Кая Каллас заявила, что несмотря на сложные стартовые позиции в виде практически полной зависимости страны от энергии, получаемой от ископаемого топлива — сланца, Эстония сократила выбросы примерно на 70%.

Это действительно так. Однако следует учесть, что это произошло в большой части не за счет предпринятых усилий и внедрения новых технологий, а по естественным причинам. Поскольку количество выбросов в мире сравнивают с 1990 годом, то после обретения Эстонией независимости, когда произошел коллапс плановой экономики, были закрыты большинство энергоемких промышленных предприятий, не вписавшихся в новые рыночные условия. Это привело к неизбежному и резкому сокращению выбросов. Сейчас Эстония ежегодно выбрасывает в атмосферу примерно 15 млн тонн СО2.

Кая Каллас в Глазго заявила, что к 2035 году страна откажется от использования сланца в производстве электроэнергии, а к 2040 году полностью прекратит использовать сланец в энергетике, то есть из него больше не будут делать сланцевое масло, используемое сейчас в качестве судового топлива и в энергетике для производства тепла в котельных.

На пути дальнейшего сокращения выбросов Эстония утвердила в мае нынешнего года стратегию развития страны до 2035 года, где черным по белому прописали, что в 2050 году страна будет климатически нейтральной. Над тем, как этой амбициозной цели достигнуть, ломают голову не только в Эстонии, но и во всем мире.

Что такое климатическая нейтральность?

Как пояснил координатор программы справедливого перехода при министерстве финансов Иван Сергеев, достижение климатической нейтральности — это не полный отказ от выбросов, а достижение баланса. «К 2050 году в Европе количество выбросов СО2 должно равняться количеству связанного диоксида углерода, то есть все, что мы ежегодно будем выбрасывать в атмосферу, надо оттуда забрать. И, естественно, чем меньше придется забирать, тем лучше».

Чтобы достичь климатической нейтральности, Эстония, как рассчитали ученые Стокгольмского института окружающей среды, должна сократить к 2050 году свои выбросы с нынешних 15 млн тонн в год до чуть более двух миллионов тонн.

«По большому счету, на данный момент большая часть земного шара покрыта теми или иными климатическими обещаниями. Осталось их выполнить. Если говорить про Эстонию, то благодаря развалу Советского союза, мы сократили выбросы почти вдвое, по сравнению с 1990-ым годом. В последние пару лет по-настоящему заработала и система торговли квотами. То есть, они стали настолько дорогими, что это заставило предприятия реально задуматься о будущем. Наши электростанции, работающие на сланце, например, большую часть времени не работают», — сказал Сергеев.

Цель есть, а средств пока нет

Эстония поставила перед собой амбициозную цель — прекратить производство электроэнергии из сланца к 2035 году, а к 2040 году выйти полностью из энергетики, основанной на сланце, то есть отказаться и от производства сланцевого масла. Но здесь есть определенный парадокс — цель поставлена, а инструментов для ее достижения нет. «На самом деле за ближайшие 30 лет вполне возможно переоритентировать свою энергетическую систему, учитывая, что этим занимается весь мир. Я не думаю, что все мировые лидеры решили совершить коллективное самоубийство — климат меняется, это отчетливо показывает и наука. Самоубийством, очевидно, было бы ничего не делать. Человечество обязательно что-то придумает. Сейчас самое главное — пережить переходный период», — считает Сергеев и добавляет, что, по его мнению, в ближайшие пару лет, когда будут обрабатываться и оформляться соответствующие отраслевые стратегии развития, в энергетике будет небольшая «лихорадка».

По словам Сергеева, то, что Эстония за 30 лет смогла сократить выбросы почти на 70% — похвально, но это произошло наполовину пассивно. «Теперь же придется приложить огромные усилия — методично и планомерно, чтобы уменьшить выбросы СО2 с 15 млн тонн до двух. Это достанется нам большой ценой».

Справедливый переход

Чтобы сгладить острые углы перехода от традиционной энергетики к новой, Европейский союз и разработал механизм так называемого «справедливого перехода». В Эстонии целевой территорией справедливого перехода является Ида-Вирумаа, где сконцентрирована вся сланцевая промышленность страны, которая дает примерно 50% всех выбросов.

«Поскольку мы говорим о сворачивании сланцевой энергетики, а вся она находится на Северо-Востоке Эстонии, то и последствия для жителей этого региона будут ощущаться сильнее, чем для других уголков страны. Проблема далеко не ида-вируская, а имеет место быть в аналогичных регионах по всей Европе. Потому Европейский Союз создал в прошлом году механизм справедливого перехода. По сути, речь идет о деньгах. ЕС выделил для Ида-Вирумаа 350 млн евро. Это безвозмездные дотации. В дополнение к ним есть также возможность использовать кредитные деньги», — пояснил Сергеев.

В рамках механизма справедливого перехода в первую очередь будут поддержаны предприятия, создающие новые рабочие места и не загрязняющие сильно окружающую среду. «Поскольку у нас один большой сектор экономики постепенно сворачивается, логично, что надо поддержать альтернативные варианты», — сказал координатор механизма справедливого перехода.

Выплаты еще не начались, сейчас министерства разрабатывают подробные механизмы, на каких условиях заинтересованные предприятия и публичный сектор смогут получить безвозмездные средства из фонда справедливого перехода.

В сланцевом секторе примерно занято 5000 человек, то есть его постепенное закрытие может затронуть 15 000 – 20 000 человек. Для региона, где проживает 130 000 человек, это серьезное потрясение. Чтобы сгладить негативное влияние, механизм справедливого перехода предусматривает поддержку переобучения людей, доплату им при переходе на новое рабочее место в другой сектор экономики и прочие механизмы поддержки как людей, так и предприятий.

«Мы не знаем, какие конкретно новые предприятия придут в регион, но можем однозначно сказать, что в большей части это будут современные промышленные предприятия совершенно нового типа, которым потребуются квалифицированные специалисты. И государство готово поддержать переобучение людей», — сказал Сергеев, добавив, что, скорее всего, не все люди уйдут из сланцевого сектора. По его словам, предприятия сланцевой промышленности тоже не собираются просто вымирать, они думают как перепрофилировать свои производства, то есть им рабочие руки будут нужные и в будущем. По оценке министерства, в рамках справедливого перехода в регионе появится порядка 2000 новых рабочих мест.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.