logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Мы чувствуем, что мы разменная монета»

«Мы чувствуем, что мы разменная монета»
Фото: иллюстративное фото

QR-коды как таковые не сильно влияют на посещаемость театров и музеев, считают сами работники сферы культуры. Директор Кадриоргского художественного музея говорит: куда большей проблемой стали весенний локдаун и падение туристического потока.

Новые коронавирусные ограничения в Эстонии действуют уже две недели: доступ в заведения, учреждения и на мероприятия есть только у привитых и переболевших. На прошлой неделе единственный невакцинированный член правительства, министр культуры Аннели Отт, покинула свой пост. Причиной своей отставки она назвала несогласие с коронавирусной политикой. По словам экс-министра, ужесточая ограничения, правительство якобы не готово вводить поддерживающие меры для учреждений культуры. Мы узнали, что думают сами работники сферы культуры о текущих ограничениях и поддержке со стороны правительства.

— Должна заметить, что и в предыдущие месяцы, когда в принципе необходимо было проверять наличие сертификата, в том числе теста, доминирующее большинство посетителей были вакцинированы, — говорит директор Кадриоргского художественного музея Александра Мурре. — Я помню лишь единичные случаи, когда люди высказывали недовольство из-за отсутствия возможности прийти в музей без QR-кода.

Кадриоргский музей — один из крупнейших в Эстонии, он расположен в здании исторического дворца под Таллинном. Здесь хранятся коллекции живописи, скульптуры и графики европейских и российских мастеров 16-18 веков. Бывают временные экспозиции: сейчас как раз проходит выставка фламандского искусства «от Мемлинга до Рубенса».

С августа музей наблюдает ежемесячное падение посещаемости на 15%. Во многом такая неутешительная статистика объясняется погодными условиями.

— Наш музей находится в Кадриорге, и люди часто просто приходят погулять в парк, идут в кафе, заходят к нам в музей, но когда из-за погоды никому из дома выходить не хочется, естественно, и в музей приходят единицы. — объясняет Александра, — В любом случае, и в доковидное время наблюдалось сезонное снижение посещений: летом много туристов, зимой только местные посетители.

Основной проблемой нынешнего пакета ограничений, по признанию работников сферы культуры, стало введение ковид-сертификатов для детей с 12 лет, что значительно сократило поток школьников.  

— Классы не приходят, потому что больше половины детей не вакцинированы. Младшие классы могут приходить, эти уроки пока не отменяются, а вот с теми, кто постарше, учителя не знают что делать, и отказываются от занятий в музеях. Школьные посещения таковы: либо все, либо никто, — сетует директор Кадриоргского художественного музея.

Похожая ситуация складывается и в театрах, где в связи с новыми ограничениями резко сократилось посещение детских спектаклей. И хотя в эстонских школах с первого ноября ввели массовое экспресс-тестирование, наличие такого теста, верифицированного медсестрой, не дает права посещать культурные учреждения.

— Невакцинированных взрослых посетителей у нас и прежде было 10% максимум, а вот с детьми проблема серьезная, — рассказывает директор Русского театра Маргус Алликмаа. — Поскольку пока детей старше 12 лет не успели вакцинировать, мы никак не можем их пустить в театр. Эти тесты, которые они делают каждые два дня в школе, не принимаются у нас.

Сложившаяся ситуация не помешала Русскому театру в целом увеличить продажи билетов этой осенью. Благодаря премьере спектакля «Мастер и Маргарита» посещаемость в октябре 2021 года даже выросла по сравнению с тем же периодом в 2020 и 2019 годах.

veneteater.ee

— Конечно, во многом посещаемость зависит от репертуара, — объясняет Маргус. — В этом году осенью состоялась премьера, и многие хотели прийти посмотреть. Люди готовы идти в театр.

Пока театры радуют зрителей новыми постановками, музеям приходится отказываться от дорогостоящих, потенциально успешных проектов. По словам Александры Мурре, бюджет на 2021 год пришлось урезать, но несмотря на скромные по доковидным меркам расходы, Кадриоргский художественный музей все же ушел в минус. Виной всему весенний локдаун и так и не восстановившийся в полном объеме туризм.

— У нас и планы были более осторожные, и экономия средств большая, но все-таки нам потребовалась помощь от государства. Будет ли она в следующем году? Мы на этот счет очень сомневаемся. Министерство культуры дало понять, что кризис не может длиться вечно. Значит, дорогостоящих проектов будет гораздо меньше. И все же, на 2023 и 2024 годы мы готовим большие выставки, потому что хочется надеяться на улучшение ситуации в мире и в Эстонии, — говорит она. — Люди ждут интересных проектов!

Государство оказывало достаточную поддержку, уверяют в культурных учреждениях. Это касается и оказания целенаправленной помощи по борьбе с распространением инфекции, в частности, установки дезинфекционных станций, организации бесконтактной продажи билетов, так и компенсации недополученных  доходов. И все же претензии к экс-министру культуры Аннели Отт были. Руководители учреждений культуры считают, что их интересы не отстаивались в правительстве.

—  Не думаю, что есть в сфере культуры люди, которые бы пожалели об этой отставке,  — говорит директор Кадриоргского художественного музея Александра Мурре. — Нас больно задевает, когда ограничивают музеи, театры, но при этом торговые центры открыты безо всяких ограничений. Хотя в современном мире торговые центры выполняют ту же функцию, что и развлекательные учреждения. Почему тогда у людей отнимают возможность безопасного культурного отдыха, но пускают в практически нерегулируемый коммерческий сектор? А все дело в том, что интересы этого сектора лоббируются в правительстве, а налоги, поступающие от них, являются большим рычагом воздействия. Все прикрывается лозунгом «мы заботимся о людях», но мы чувствуем, что мы — разменная монета.

Вера Юрченко

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.