logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Рижане готовятся сортировать мусор, но это сложно

Рижане готовятся сортировать мусор, но это сложно

В Риге готовятся новые правила раздельного сбора отходов. Возле многоквартирных домов поставят контейнеры для пластика, макулатуры и стекла. Предполагается, что мусора будет меньше, а бизнес получит утильсырье.

Однако правильно сортировать так сложно, что даже в лучшем случае треть содержимого специальных контейнеров годится только для сжигания. Виноваты не только жители: переработка тетрапаков, в которых часто продаются молочные продукты, стоит слишком дорого.А до 40% упаковки товаров из латвийских магазинов вообще невозможно переработать. 

О том, как мы будем сортировать и кто за это заплатит, «Новая газета Балтия» расспросила председателя правления предприятия по хозяйственному обслуживанию окружающей среды Eco Baltia vide Яниса Айзбалтса

Янис Айзбалтс

Можно ли сэкономить на мусоре

Господин Айзбалтс, зачем Риге новые правила по сбору мусора?

По закону, сортировать бытовые отходы надо было уже давно. Просто сейчас это должны делать жители решением большинства собственников квартир в доме. Но они не заказывают контейнеры. Из-за этого Рижская дума решила обязать домоуправления поставить возле домов отдельные контейнеры для легкой упаковки, а если квартир более десяти, то и контейнер для стекла. Пока сортировка была добровольной, к сожалению, в доме всегда находилась парочка жильцов, из-за которых дом не мог принять общее решение. Теперь спорам между соседями положен конец. Я надеюсь, что люди намного больше будут сортировать отходы. Еще одно новшество: плата за вывоз мусора с нового года вырастет более, чем наполовину, поскольку поднимается налог на захоронение и тарифы, которые нам выставляет полигон Гетлини.


Мы надеемся, что мусор станет таким дорогим, что посредством сортировки жители начнут экономить. 


Сортированный мусор будет стоить дешевле, чем обычный бытовой, сваленный в один контейнер? 

По закону, вывоз сортированного мусора бесплатен, и мы должны эту услугу бесплатно предоставлять. Даже если после вступления в силу новых рижских правил нам придется ставить больше контейнеров, чем мы ожидали. Таким образом, чем больше люди будут сортировать, тем больше будет та часть отходов, за которую платить вообще не надо. 

Сейчас домоуправления взимают с собственников квартир за вывоз мусора, исходя из среднего его количества на каждого задекларированного жителя. Как будет вычисляться эта плата с 1 января?

Каждое домоуправление рассчитывает плату по-своему. Одни берут за основу квадратуру жилья, другие — число жителей. Мы выставляем и будем выставлять счет по факту вывезенных кубометров простого бытового мусора. Если дом выбрасывает 10 кубов и не сортирует, то платить нужно за 10 кубов. Если начинает сортировать, то мы предполагаем, что из этого количества будет вычтено, скажем, три куба, которые попадут в специальные контейнеры.

То есть, личной заинтересованности, опять же, никакой. 

Да, если квартир много, то самый сознательный житель, который может рассортировать до половины бытового мусора, не увидит большой разницы в своем счете после того, как общий эффект будет разделен поквартирно. Чтобы увидеть результат, сортировать нужно всем. 

Получается, у Рижской думы по-прежнему не будет действенного стимула, чтобы заставить каждого конкретного человека раскладывать мусор по разным контейнерам?

Мы обсуждали с Рижской думой индивидуальные стимулы, потому что видим, что финансовые инструменты необходимы. Высказывалась, например, такая идея: Департамент жилья и среды будет запрашивать у нас статистику по домам или группам домов, и те адреса, которые лучше всех сортируют, получат налоговую скидку на недвижимость, которую каждый сможет увидеть в своем счете.

За сортировку платят покупатели

Кто оплачивает раздельный сбор, бесплатный для жильцов дома? 

В Латвии за сбор, сортировку и передачу на переработку каждой единицы любой упаковки производители и импортеры товаров платят налог. Coca Cola платит за свои бутылки, Ādažu čipsi — за пачки для чипсов. И этот налог включается в розничную цену товара. По сути, покупатель в магазине платит за это. 

Но собранных сумм, в отличие от расходов на раздельный сбор, после введения новых правил не станет больше. 

Думаю, что налог на упаковку с годами будет расти. И упакованные товары за счет этого на пару центов подорожают. В Литве — стране, сравнимой с нашей — этот налог для производителей вдвое, а порой даже втрое больше, чем в Латвии. Литва пошла на это, потому что контейнеры для сортировки стоят почти у каждого дома, не только многоквартирного, но и частного. 

В Эстонии уже давно стоят тароматы, которые ощутимо компенсируют каждому жителю стоимость пластиковых бутылок в цене товара.  

Такая система уже законодательно закреплена в Латвии и будет внедрена с 1 февраля следующего года. Но это никому ничего не компенсирует. Депозитная система заключается не в том, что клиенту платят за сортировку — наоборот, при покупке в чеке указываются отдельными позициями цена товара и размер депозита, который он вносит за тару. Если тару не вернуть, эти деньги будут потеряны. 

Выгоден ли мусор как товар

Какие в Латвии есть мощности для сортировки и переработки сортированных отходов? 

В Латвии мощности по сортировке очень большие. Если говорить о переработке, в нашу группу входят два завода. В Елгаве на заводе PET Baltija мы перерабатываем пластиковые бутылки, а в Олайне на предприятии Nordic Plast — одноразовые пластиковые пакеты. Эти два завода составляют примерно 2% из всех мощностей по переработке пластмассы в Европе. Мы там перерабатываем в десятки раз больше того, что в Латвии можно собрать. Чтобы они работали, мы закупаем пластмассу за рубежом. Ближайшие заводы по переработке бумаги и картона есть в Эстонии и Литве. В Латвии, к сожалению, нет. Стекло перерабатывают в Литве, Эстонии и Польше. Каждая страна специализируется по одному-двум материалам, чтобы не конкурировать за сырье. 

А какое количество пластикового вторсырья поступает с латвийского рынка? 

В нынешних объемах доля латвийских материалов — только 10%. Даже если бы у нас в стране каждый человек рассортировал все до последнего, нам бы все равно пришлось закупать большую часть сырья. 

Можно ли вычислить долю Риги в сортируемом вторсырье в Латвии?

В Министерство среды и регионального развития данные отправляет каждое самоуправление. Доля Риги в объемах всего бытового мусора составляет примерно 40%, а упаковки — 55-60%. Но это не из-за того, что жители много сортируют, а потому, что в столице находятся все крупные юрлица, которые сортируют ее исторически: большие склады Rimi и Maxima и других сетей, торговые центры. Но если судить по жителям, Рига где-то посередине. 

В прежние годы промышленная и корпоративная сортировка составляла львиную долю источников вторсырья в Латвии. Как вы считаете, принесут новые правила пользу рынку? 

Я надеюсь, объемы, поступающие от жителей, возрастут. Я сужу хотя бы по экспорту картона, который в Латвии не перерабатывается до сих пор только из-за того, что его у нас сортируют почти исключительно крупные юрлица. В целом все, что даже мы как крупнейший оператор отходов можем собрать, на общем европейском рынке — очень малая часть. На руках у людей имеется мусора втрое больше, чем у юрлиц. Однако, если судить по конечным объемам собранного, юрлица сортируют вплоть до 80-90% упаковки, а физлица — максимум 40%. Это огромный неиспользуемый ресурс.

Компенсируют ли импортерам какую-то часть налога на упаковку благодаря раздельному сбору? 

Юрлица, которые сортируют большие объемы, причем чисто, чем тоже они отличаются от жителей, этот материал продают. Отходы — это товар, у него есть стоимость. К сожалению, физлица в большинстве сортируют так, что это потом должно проходить через сортировочные линии, и треть вывозят на полигон, потому что люди закидывают в контейнеры не то, что надо. У этого сырья большой стоимости нет. 

То есть, жители сортируют неправильно?


Даже если человек очень осознанно подходит к вопросам экологии, из того, что он выбрасывает, треть годится только для сжигания.


Но это даже не его вина. Мы всегда говорим жителям: сортируйте всю упаковку, которая у вас есть, а мы потом разберемся. Дело в том, что производители для красоты и товарного вида упаковки обрабатывают ее так, что ее потом никогда нельзя будет переработать. Это касается примерно 40% товаров, которые люди могут купить в наших магазинах. Но министерство уже со следующего года ввело изменения в налогообложении, и я надеюсь, что у нас потихоньку упаковка товаров будет меняться. 

Чтобы создать тетрапак — картонную тару для жидкостей, ее нужно ламинировать, сделать непромокаемой. То есть, это уже не бумага, но и не полиэтилен и не фольга. 

Обрабатывают для непромокаемости, для увеличения срока годности продукции. Как перерабатывать тетрапак, уже придумали, открыт завод в Польше, и мы туда тоже отсылаем сырье. Но этот процесс очень дорогой: мы даже доплачиваем заводу за то, что отсылаем туда тетрапаки. Однако это не единственный пример, таких упаковок много. Глянец, прозрачные целлофановые окошки в бумажных пакетах и картонных коробках — все это продается хорошо, а перерабатывать невозможно. 

Недавно у нашего дома появились контейнеры для сбора биологических отходов. Но там часто появляются полиэтиленовые мешки, в которых люди эти отходы несут. Существует ли удобная технология сбора чистых биоотдодов? 

Мы советуем людям начинать сортировать биоотходы только, когда они уже привыкли сортировать простую упаковку. Собирать их — не самое легкое дело. Это не должно быть первым этапом раздельного сбора. Мы также советуем вытряхивать эти отходы из пластиковых пакетов, а те уже выбрасывать в контейнер для пластика. В коричневый контейнер для биоотходов пакеты класть нельзя. 

Сжигать или сортировать?

В 2013 году в Таллине открыли мусоросжигающий блок электростанции Иру. В регионе кипели дискуссии о том, что выгоднее — сжигать мусор или сортировать. К чему пришли?

Эстония и Литва с каждым годом склоняются к сжиганию. В Литве в данный момент уже несколько мощностей по сжиганию мусора. Латвия в своей стратегии по обслуживанию мусора тоже в этом году прописала, что нужно поставить два или три таких завода. Но, во-первых, идет нескончаемая дискуссия о том, насколько эта технология «зеленая». Экономически это выгодно, потому что производятся тепло и электричество, которые можно продать на рынке, и лучше, наверное, сжигать мусор, который у нас и так появляется, чем уголь или газ. Но проблема в выбросах, в том числе, эмиссии углеводородов. Во-вторых, я думаю, что в Латвии, невзирая на стратегию, в течение ближайших трех лет такие мощности не появятся. Потому, что даже, чтобы получить разрешение на строительство такого завода, требуется полтора-два года, и на данный момент никто еще заявки не подал. 

Накажут рублем

А кто будет контролировать исполнение обязательных правил по сортировке? 

Государство ставит перед собой цели по объемам сортировки и отчитывается перед Еврокомиссией. В случае, если цели не достигнуты, получает от Европы штрафы. Затем эти цели спускают вниз в самоуправления. Поэтому перед принятием новых правил была большая дискуссия между государством и самоуправлениями, кто же все-таки отвечает за их выполнение и за достижение намеченных целей, под которые они писаны. Пришли к тому, что отвечать будут самоуправления. Поэтому Рига и вводит свои правила, и даже готова взимать административные штрафы. Если самоуправление не достигнет своих целей, государство может его оштрафовать. 

То есть, административные штрафы будут налагаться на домоуправления?

На конечного производителя мусора, физическое или юридическое лицо. Это может быть и домоуправление. 

Физическое лицо—  это владелец частного дома?

Да. До сих пор очень много частных домов у нас обходится вообще без договора о вывозе мусора. Они экономят на контейнере у дома, едут к ближайшим многоквартирным домам, где контейнеры стоят во дворе, выбрасывают по пути, отвозя детей в школу или детский садик или просто оставляют в лесу. 

Мария Кугель 

 

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.