logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

На что могут рассчитывать беженцы из Афганистана в Латвии?

На что могут рассчитывать беженцы из Афганистана в Латвии?

На прошлой неделе, после того, как талибы захватили Кабул, Латвия заявила о готовности принимать афганских беженцев. Прежде всего, тех, которые помогали латвийской миссии в Афганистане — по данным минобороны, речь идет о 15 семьях. Афганских беженцев, которые пытаются попасть в страну через Беларусь, Латвия пускать не будет: МИД считает, что это будет неверным сигналом.

Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевичс сообщил, что двое граждан Афганистана с семьями уже прибыли в Латвию, еще с несколькими есть «позитивный контакт», и есть надежда «вытащить их из страны». Ранее он заявил в Twitter, что Латвия поможет эвакуироваться из Афганистана восьми гражданам этой страны, помогавшим военным Национальных вооруженных сил, участвовавшим в миссии НАТО в Афганистане, и их семьям. По словам министра, его ведомство вместе с минобороны установило имена этих граждан. Теперь им на родине грозит гибель от рук талибов за сотрудничество с западными структурами.

Ранее министр обороны Артис Пабрикс сообщал, что убежище в Латвии запросил бывший мэр Меймене. В этом городе, центре провинции Фарьяб на северо-западе Афганистана близ границы с Туркменистаном, был размещен латвийский контингент. Талибы захватили его 14 августа. Именно глава оборонного ведомства попросил установить афганских граждан, помогавшим латвийской миссии, и предоставить им убежище. По его предварительной оценке, 15 семей по этой причине были подвержены риску расправы со стороны талибов. 

Министр обороны признал, что беженцев из Афганистана станет больше. Он назвал положение в Афганистане трагическим, и заявил, что безоговорочный вывод западных войск оттуда был ошибкой, позволившей талибам стремительно захватить власть по всей стране и войти в Кабул.

Однако афганские беженцы — не новость в Латвии. Граждане Афганистана бежали от преследования талибов и просили убежище в Латвии задолго до того, как те захватили власть в стране. Иногда им везло, и статус присваивали. Иногда миграционная служба отказывала, и они судились — бывало, успешно. Но намного чаще Латвия давала им от ворот поворот.

По данным УДГМ, в 2010 году (в Афганистане в то время шла война западных сил и их местных союзников с талибами) альтернативный статус получили 16 граждан этой страны. Он присваивается просителям убежища на определенный срок, если оснований признать их беженцами не имеется, но есть повод считать, что на родине им грозит опасность. В 2012 году среди просителей убежища пятеро были афганцами, в том числе один ребенок. И в 2010 году, и даже в 2016 году, через два года после окончания боевой операции «Несокрушимая свобода» и вывода основного контингента войск НАТО, Афганистан был главной страной происхождения просителей убежища в Латвии.

Насратулла Вализай с маленьким сыном попал в Латвию в 2017 году. Он бежал с родины из-за угроз Талибана, но в 2018 году миграционная служба отказала ему в убежище. Насратулла оспорил это решение в суде. Суд пришел к выводу, что в случае возвращения в Афганистан мужчина и его сын подвергаются реальной угрозе жизни или здоровью, а афганские власти не могут обеспечить истцу защиту. Поэтому Управление по делам гражданства и миграции обязали предоставить Вализаю альтернативный статус. Это не единственный случай: административный районный суд вынес несколько вердиктов, противоположных решениям УДГМ, о предоставлении гражданам Афганистана убежища в Латвии.

Как сообщила «Новой газете — Балтия» представитель УДГМ Мадара Пуке, за последние 10 лет 147 лиц из Афганистана подали прошение об убежище в Латвии и только 32 из них был присвоен статус беженцев или альтернативный статус.

Всего по данным УДГМ, на сегодняшний день место жительства в Латвии задекларировали 13 граждан Афганистана. С 1998 по 2021 годы статус беженца или альтернативный статус получили 36 афганцев. Для сравнения: всего за этот период было подано 3014 прошений об убежище, статус беженцев получили 225 человек, альтернативный защитный статус — 569 человек. 

Люди, которых надеется спасти министр обороны, находятся в Афганистане. Однако в Центре размещения просителей убежища «Муцениеки», где на данный момент живут без малого четыре сотни человек, есть и афганцы — по сообщению Мадары Пуке, менее десяти человек. Они попали в Латвию еще до начала миграционного кризиса на белорусской границе.

Выросли ли их шансы найти убежище в Латвии после взятия талибами Кабула? Мадара Пуке отвечает: «Порядок рассмотрения заявлений от просителей убежища остался прежним. Таким, каким он предусмотрен в Законе об убежище».

При этом, по словам Эдгара Ринкевича, Латвия не будет пускать в страну афганских беженцев, если они попытаются преодолеть границу с Беларусью. Таким образом будет подан сигнал тем, кто организует поток нелегальных мигрантов. Кроме того, по мнению главы внешнеполитического ведомства, нельзя свободно принимать мигрантов, потому что среди них могут быть представители террористических организаций.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.