logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Антиковидный коктейль

Антиковидный коктейль

Летом 2021 года в сфере вакцинации против коронавируса наметился новый тренд — прививаться разными препаратами. Информация о том, что такой коктейль из вакцин дает наилучшую защиту от коронавируса, частично подтвердилась несколькими локальными исследованиями. В итоге Канадский национальный консультативный комитет по иммунизации рекомендовал тем, кто получил первую дозу вакцины AstraZeneca, второй раз прививаться вакциной мРНК. А постоянная комиссия по вакцинации Германии (STIKO) приняла принцип смешения препаратов от коронавируса за правило.

По примеру Меркель

Канцлер Германии Ангела Меркель 22 июня получила вторую дозу вакцины. И если в апреле ей была сделана AstraZeneca, то сейчас — Moderna, РНК-вакцина, созданная совершенно на другой платформе. Во многом решение продиктовано рекомендациями STIKO для людей старше 60 лет, но пример Меркель для многих стал показательным. К тому же первые научные исследования о совмещении препаратов и увеличении периода между вакцинациями продемонстрировали большую эффективность, нежели при стандартном подходе.

На самом деле, неожиданный эффект от коктейля вакцин ученые обнаружили случайно, когда в некоторых европейских странах после первой дозы AstraZeneca из соображений здоровья и безопасности вводили вакцины мРНК (Pfizer или Moderna) в качестве второй дозы. Напомним, весной после сообщений о побочных эффектах после AZ, в частности тромбоза, который нередко приводил к летальному исходу, многие страны отказались от использования этой вакцины. Также вынужденно увеличивать время между уколами и смешивать векторную AZ с мРНК Pfizer приходилось из-за дефицита препаратов. В дальнейшем анализы пациентов продемонстрировали неожиданный эффект — иммунный ответ оказался выше, чем стандартная вакцинация одним препаратом.

Как это работает?

Любая вакцина работает на одну задачу — заставить организм выработать антитела для уничтожения возможного противника, в данном случае — вируса SARS-CoV-2.

Как правило, вакцины содержат ослабленные или инактивированные (убитые) частицы вируса — это антиген. У SARS-CoV-2 антигеном чаще всего является шиповидный белок оболочки вируса, его еще называют S-белок. Именно антиген должен вызвать иммунную реакцию организма. В случае с препаратами против коронавируса наиболее распространенные вакцины, как правило, содержат не сами антигены, а «программу» для их выработки. Суть одна — антиген стимулирует выработку антител, которые химически связывают его и блокируют для него возможность взаимодействия с другими молекулами организма, таким образом, вирусу закрывается дорога к клеткам. Дальше вирусные частицы в окружении антител поглощаются и перевариваются макрофагами (ключевыми клетками врожденного иммунитета). Частички обезвреженного вируса «демонстрируются» клеткам, идет процесс подбора необходимой структуры защиты (это как раз время между прививками, должно пройти не менее 2 недель) и, наконец, организм запускает массовое производство необходимых для защиты от конкретного вируса антител.

Антитела разрушаются примерно через месяц, при этом могут вырабатываться новые, а иммунная система в случае встречи с уже знакомым вирусом начинает высылать на защиту армию антител незамедлительно, не тратя времени на поиск оптимальной структуры защиты.

Разница между вакцинами — в основном в способе доставки фрагмента генетического материала вируса внутрь клетки. В российском «Спутник V» и вакцине от AstraZeneca для этого используют вектор, в данном случае это аденовирус, который не вызывает заболевания. В вакцинах Moderna и Pfizer — это липидные наночастицы, внутри которых находится кусок генетического кода или, скорее даже, инструкция по созданию белков — матричная РНК вируса. По этой инструкции клетки организма создают белки, которые станут мишенью для антител и иммунной системы.

Большим преимуществом мРНК-вакцин является то, что их можно программировать под новые штаммы и вводить неограниченное число раз. В случае с векторными вакцинами у человека формируется иммунитет как к коронавирусу, так и к вектору — аденовирусу.

«Спутник V» при этом разработчики назвали «единственным одобренным коктейлем вакцин», так как используют в компонентах два разных и редких аденовируса — А26 и А5. С ними человек практически не встречается в жизни. А если иммунитет к одному из них все же есть, то вторая доза точно будет эффективной. В России заявляют о том, что коктейль из человеческих аденовирусов эффективен в отношении наиболее заразного штамма коронавируса — Дельта и предлагают использовать «Спутник V» другим производителям вакцин для «мощных коктейлей» против Дельты. По заявлениям разработчиков «Спутника V», эффективность вакцины превышает 90%.

Но что произойдет, если смешать не векторы, а принципиально разные по структуре вакцины?

Прививка за свободу

Делать разные вакцины в силу ситуации пришлось и тем, кто живет или работает на две страны, одна из которых не входит в Евросоюз. Например, многие россияне с ВНЖ в ЕС, сделав одну прививку «Спутником V» в России, уезжали и были вынуждены ревакцинироваться мРНК-вакциной. Пока страны не договорились о единых документах о вакцинации и думают об обоюдных условиях признания вакцин, люди с ВНЖ вынуждены либо при каждом пересечении границы отбывать карантин и бесконечно сдавать ПЦР-тесты.

Как рассказал «Новой газете — Балтия» россиянин Дмитрий Быстров, работающий в Литве, зачастую пересечение российской границы походит на квест. При переезде автомобильного погранпункта, например, человека могут снять на видео и предупредят, что он может покинуть страну на машине не более двух раз. А в последний раз российские пограничники отказались принимать отрицательный ПЦР-тест, сделанный в Литве, и потребовали повторного тестирования в России.

Дмитрий отмечает, что для него вопрос не в том, какую вакцину выбрать, а в том, какой сертификат обеспечит большую свободу. Поэтому Дмитрий Быстро ждет очередь на вакцинацию в Литве — по крайней мере, европейский сертификат сегодня открывает для него больше границ, нежели российский.

Продюсер, программный директор Пражской медиашколы Злата Понировская (36 лет) испытала на себе и российский «Спутник V», и американский Pfizer. В обоих случаях вакцинация была добровольной, при этом главная цель повторной вакцинации — не только защита от коронавируса, но и свобода перемещения.

В январе Злата Понировская, находясь в Москве, в числе первых привилась «Спутником». Это позволило ей навещать своих родителей, не сдавая каждый раз ПЦР-тест. Девушка рассказала, что российская вакцина оказала на нее неизгладимое впечатление в первые три дня: «У меня бывала температура, но вот такого состояния, когда ты не можешь спать и у тебя все болит, я не помню. Лежишь посреди ночи и думаешь: зачем я это сделала?! Смешно, но, когда было очень плохо, почему-то помогало только мороженое».

Злата пояснила, что острая реакция на вакцину прошла за 5 часов, а жар и болезненные ощущения продолжались около 35 часов. От второй дозы просто была сильная слабость и боль в руке.

Затем, уехав в Лондон, Злата Понировская получила приглашение на вакцинацию по очереди. В Англии граждан разделили на 9 групп по возрасту. Первыми прививали тех, кто старше 80. Вакцинация в Великобритании, как и в России, бесплатна. Однако выбрать препарат в день прививки нельзя — можно отказаться от предложенного, после чего начнется процедура, позволяющая привиться другой вакциной.

Прежде чем согласиться на прививку, Злата Понировская, у которой на тот момент после вакцинации «Спутником» прошло 4 месяца, изучила, как может сказаться ревакцинация другим препаратом. Итоги исследования смешения AstraZeneca с Pfizer на тот момент были промежуточными. Решающим для повторной вакцинации Pfizer для Златы стало желание получить тот же «паспорт свободы» — сертификат о вакцинации, позволяющий в перспективе перемещаться по Евросоюзу и за его пределы без обязательных тестов и карантина. Девушка получит заветный документ после второго этапа вакцинации — он намечен только на август. Злата рассказывает, что побочные эффекты от Pfizer были схожими со «Спутником» — тоже держалась температура, сильно болели мышцы и суставы, при этом боль была сильнее в тех частях тела, с которым до этого случались травмы.

«В общей сложности от двух вакцин я потеряла в этом году 9 дней своей здоровой жизни. И мне их очень жаль. Следующую ревакцинацию я буду делать только после проверки на антитела, когда выяснится, что их становится недостаточно для защиты от вируса», — поделилась Злата Понировская с корреспондентом «Новой газеты — Балтия».

Исследования

Неожиданная эффективность вакцинных коктейлей стала предметом исследования ученых. Сейчас мир располагает первыми данными. Больше всего информации — по комбинации с AstraZeneca.

Первым открытием стало повышение эффективности AZ при изменении дозировки вакцины. Если первая группа добровольцев, получив две полные дозы, показала эффективность по предотвращению симптомов развития COVID-19 на 62%, то вторая группа, получившая сначала половину дозы, а впоследствии полную, — 90% защиты.

В июне 2021 года в препринте авторитетного медицинского журнала The Lancet появилось исследование ученых Оксфордского университета. Оно было проведено в феврале. Ученые экспериментировали с различными комбинациями вакцин в разных интервалах и пришли к следующим выводам.

  • Любое смешанное применение двух разных вакцин (AZ и Pfizer) независимо от последовательности дает больше антител, чем 2 дозы AstraZeneca
  • Наибольший иммунный ответ дает комбинация 1 дозы AstraZeneca и 1 дозы Pfizer с промежутком между уколами в 4 недели.
  • 2 дозы Pfizer дают самый высокий ответ антител.

Популяризатор медицины, израильский врач Борис Бриль рассказал «Новой газете — Балтия», почему данное исследование пока еще не может служить поводом для окончательных выводов, а гонка за антителами — лишь веяние времени:

Борис Бриль

— Цифры антител индивидуальны, — говорит Борис Бриль. — Если два человека привьются одной вакциной, у них будет разное количество и спектр антител. У одного выше, у другого ниже. Ученые только наблюдают эффективность вакцин при их комбинации — выборка слишком маленькая, чтобы делать выводы. Нужны данные по миллионам вакцинированных для нерандомизированного исследования и сопоставления результатов. Пока их нет.

В AztraZeneca тем временем уверены в перспективности комбинированной вакцины. По-научному, речь идет либо о гомологичной прайм-буст вакцинации (компоненты одной вакцины, как в случае со «Спутником V»), либо о гетерологичной прайм-буст вакцинации (компоненты разных вакцин). Уже завершены исследования сочетаний AstraZeneca с китайским препаратом Sinovac (создан на основе инактивированного или убитого вируса). Их проводили эксперты Таиландского общества Красного Креста и Национального центра генной инженерии и биотехнологии.

В Таиланде в основном доступны китайские вакцины и AZ. Решение о применении бустерной дозы AZ было принято после того, как одна из медсестер, прошедшая полный цикл вакцинации Sinovac в мае, скончалась от коронавируса.

90% заболевания COVID-19 и 95% смертей в Таиланде произошло с апреля по июль 2021 года. В красной зоне Бангкок и южные провинции — в стране не хватает больничных коек.

Пятую часть экономики страны составляет туризм, и открытие границ там — принципиальный вопрос. В Пхукете даже придумали программу «Песочница», которая позволяет туристам с сертификатами о вакцинации прилететь на остров без соблюдения карантина и провести там не менее 14 дней без возможности выезда.

В сочетании с Sinovac вакцина AstraZeneca продемонстрировала эффективность против штамма Дельта по формуле: 2 дозы Sinovac + 1 AZ.

Как пояснил глава Центра науки о новых инфекционных заболеваниях Тайского Красного Креста доктор Тирават Хемачуда, «количество нейтрализующих антител у добровольцев — на уровне 99%, включая значение IС50 вида Delta на самом высоком уровне».

Однако исследование показало, что две дозы AZ при этом все же обеспечивают еще более сильную защиту от нового штамма COVID-19, что при анализе данных по всем вакцинам демонстрирует пока малую эффективность Sinovac. В июле ожидаются результаты исследования по совмещению AZ и «Спутника V».

Кроме того, исследования позволили выявить усиление эффективности препарата AstraZeneca при увеличении интервала между дозами до 10 месяцев. В итоге была полностью пересмотрена схема применения препарата — теперь официально вторую дозу AZ делают не через 21 день, а через 90.

Как рассказали «Новой газете — Балтия» в компании «AstraZeneca Россия», комбинация двух препаратов потенциально может вызвать более устойчивый и продолжительный иммунный ответ. За счет этого могут быть разработаны более гибкие программы вакцинации и ревакцинации, которые смогут позволить специалистам здравоохранения выбирать между разными вариантами профилактики заболевания.

Тренировка иммунной системы или молоток для пальцев

Врач Борис Бриль пока не берется анализировать данные исследований из-за недостаточности и неполноты анализируемой информации: «В какой-то степени сейчас это эксперимент над собой, потому что у нас нет достаточно данных о безопасности. В теории, конечно, мы знаем, как действуют вакцины — никакой катастрофы от смешения вакцин не произойдет, но все же очень много неизвестных. Все должны доказать исследования, которые еще ведутся. Я думаю, уже через месяц картина будет более ясной».

На следующем этапе люди столкнутся с проблемой ревакцинации. Уже сейчас ведутся споры о том, насколько она необходима, как часто людям придется делать прививку от коронавируса и какие препараты для этого необходимо использовать, нужно ли прививаться каждый раз при появлении новых штаммов коронавируса? Все это вопросы, на которые пока даются лишь теоретические ответы. Отсутствие данных во многом способствует развитию мифов, слухов и споров. Например, о том, что эффективнее: переболеть COVID-19 и заработать естественный иммунитет или сделать прививку. 

Борис Бриль поясняет: «Есть такая мысль, что иммуносупрессивным людям со сниженным иммунитетом необходим третий буст, третий этап вакцинации, чтобы развить реакцию антител. Но это не значит, что имеет смысл специально заражаться коронавирусом. Тренировка иммунной системы — миф, это все равно что бить себя молотком по пальцу, ожидая, что он просто перестанет чувствовать и при этом не сломается».

Если в России уже приступили к ревакцинации населения, то в Европе еще нет уверенности в ее необходимости. К тому же COVID-19, как и другие респираторные вирусы, быстро мутирует. При изменении генома иммунный ответ на антиген будет развиваться, как в первый раз. Поэтому так важен именно Т-клеточный иммунитет, от его ресурсов зависит сценарий боевых действий в битве с вирусом. Есть несколько способов защиты организма и все, включая вакцинацию, важны, считает доктор Бриль. Необходимость стать частью некоего медицинского эксперимента — уже действительность, пока человечество еще не выиграло войну с COVID-19.

 

Юлия Воробьева

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.