logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Латвия уже почти без ВНЖ

Латвия уже почти без ВНЖ

Что будет с программой предоставления вида на жительство в обмен на инвестиции?

В середине июня в Латвии на заседании правительственных партий по инициативе Национального объединения (НО) был рассмотрен вопрос о полном закрытии программы предоставления временных видов на жительство (ВНЖ) в обмен на инвестиции. Аргументы националов — риски для национальной безопасности и финансового сектора страны. Насколько обоснованы эти угрозы и что из себя сегодня представляет эта программа в Латвии, разбиралась «Новая газета — Балтия».

Взлет и падение

Представитель НО Янис Домбрава на последовавшей после коалиционного заседания пресс-конференции заявил, что программа торговли видами на жительство вредна и надо ее довести до полного закрытия. Мол, деньги грязные приходят в экономику, а понаехавшие могут быть агентами влияния Кремля. Сделать это предполагается в течение полугода. Партнеры по коалиции, в основном, поддержали националов. Министр юстиции Янис Борданс (Новая консервативная партия) в своем выступлении даже умудрился увязать эту тему с оккупацией Латвии Советским Союзом и высылками жителей в Сибирь в июне 1941 года. В частности, он заявил, что идея ввести эту программу принадлежала пророссийским политикам.

Напомним, программа ВНЖ начала действовать в Латвии в 2010 году, инициировал и продвигал ее экс-министр сообщения, бывший в то время вице-мэром Риги, Айнарс Шлесерс. Порог инвестиций в недвижимость, позволявший претендовать на получение ВНЖ составлял изначально 100 тыс. латов (около 142 тыс. евро) в больших городах и 50 тыс. латов (около 71 тыс. евро) в регионах. После тяжелого кризиса 2008 года для рынка недвижимости, строительной отрасли и сопутствующих сфер это был глоток свежего воздуха. В Латвию пошли деньги, главными инвесторами, которые покупали здесь недвижимость, были россияне и граждане других стран СНГ.


Программа ВНЖ достигла своего пика в 2014 году — тогда гражданам третьих стран было выдано 2225 разрешений на временное проживание в Латвии. Но украинские события и последовавшие за ними санкции Запада в отношении России сподвигли латвийские власти внести в программу ВНЖ существенные изменения.


Порог инвестиций в недвижимость был повышен до 250 тыс. евро за один объект в Риге и в окрестных самоуправлениях, а также в Юрмале и за два объекта недвижимости на остальной территории страны. Таким образом, если до этого жилье в Латвии приобретали и получали ВНЖ представители среднего класса, то теперь им это стало делать намного сложнее. Особенно с учетом падения курса рубля из-за введенных санкций. Кроме того, кардинально изменился информационный фон в отношении России. Счет полученных ВНЖ в Латвии пошел на сотни, а не на тысячи.

Еще больше затруднило реализацию программы введение в 2017 году платы в размере 5 тыс. евро за продление временного вида на жительство, выдаваемого на пять лет (не каждому члену семьи, а лишь тому, кто получил основание для ВНЖ. Деньги можно заплатить сразу или разбить по годам — по одной тысяче в год). Эта норма распространилась и на тех, кто покупал здесь недвижимость без таких условий. Многие почувствовали себя обманутыми, сократилось число лиц с временным статусом проживания в Латвии.

Правда, другая принятая норма позволяет освободиться от оплаты и получить постоянный вид на жительство. Для этого надо в течение пяти лет суммарно прожить в Латвии четыре года, не выезжая за пределы ЕС более чем на полгода, и сдать экзамен по латышскому языку на минимальную категорию.

Националы, Путин дал приказ?

— Программа предоставления временного вида на жительство в обмен на инвестиции до сих пор в Латвии действует, хотя, конечно, и не в таком масштабе, как это было когда-то, — делится с «Новой газетой – Балтия» эксперт по недвижимости, редактор журнала «Квадратный метр» Роман Голубев. — Например, в 2020 году ВНЖ через покупку недвижимости получили здесь всего 40 инвесторов, а вместе с членами семей – 77 человек.

Одна из причин резкого снижения интереса тех же россиян к переезду в Латвию по программе ВНЖ, по словам эксперта, это негативный информационный фон, который создается вокруг этой темы.

— Власти постоянно говорят: вы здесь нежелательны, мы вас не любим, — поясняет Роман Голубев. — К тому же, есть и объективные трудности. Знаю примеры, когда люди удаленно покупали недвижимость, получали в посольстве Латвии временный вид на жительство, но не могли въехать в Латвию. Это я сейчас говорю про ограничения, связанные с пандемией. Если бы границы были открыты, то небольшой прирост мы бы почувствовали. А на нашем небольшом рынке плюс 50 сделок — это уже успех.

Роман Голубев уверен, что аргументов за закрытие программы ВНЖ на самом деле нет. Происхождение средств, которые соискатели вида на жительство тратят на приобретение недвижимости, очень тщательно проверяется. То есть, те, кто смог купить в Латвии недвижимость, по сути, доказали, что деньги у них легальные.

— Следующий момент — покупают у нас недвижимость и получают ВНЖ, в большинстве случаев, те люди, которые реально хотят свалить из России — они не ассоциируют себя с тем режимом, который существует в этой стране, — продолжает эксперт. — Поэтому, когда члены Национального объединения в очередной раз поднимают этот вопрос, многие в Латвии шутят —наверное, Путин дал им задание, чтобы неугодные ему соотечественники не смогли сбежать за границу.

Впрочем, как говорит Роман Голубев, на Латвии свет клином не сошелся — в Европе есть страны, где также можно получить ВНЖ в обмен на инвестиции, в том числе и путем покупки недвижимости.

Перекроем путь к демократии

Политолог Мартиньш Даугулис считает, что актуализация этого вопроса — всего лишь инструмент Национального объединения в локальной политике и рисков для страны в программе предоставления ВНЖ в обмен на инвестиции нет.

— Если говорить о возможном отмывании грязных денег, то наши банки сегодня в авангарде самого строгого контроля над финансовыми потоками из-за рубежа. Что касается переезда сюда предпринимателей, например, из соседней России, то капитал всегда ищет место, где ему нормально жить. И, если в России бизнесу становится все труднее и труднее, то это нормальная логика, что деньги ищут место, где им можно легально и комфортно существовать. Если полностью программу ВНЖ закрыть, то возникает этический вопрос – а почему мы не принимаем нормальных людей, которые могут добавлять ценность нашему рынку?

По мнению Мартиньша Даугулиса, из России в Латвию перебираются чаще всего люди с деньгами, которые хотят жить по демократическим правилам.

— У меня нет точной статистики, никто такое исследование не делал, но общие наблюдения такие, что сюда переезжают те, кто хочет жить в свободном обществе и, на мой взгляд, было бы не совсем логично им этот путь перекрывать, — отмечает политолог.

Деньги — не главное

Похожего мнения придерживается и политолог Кристиан Розенвалдс. Он уверен, что закрытие программы ВНЖ — это не та проблема, которую сейчас надо решать, просто националы должны разыгрывать карту русофобии, и они это делают.

— Вместо того, чтобы думать, как решать проблемы с нехваткой инвестиций и квалифицированных кадров, мы закрываем программу ВНЖ, — говорит Кристиан Розенвалдс. — У нас есть возможность приглашать сюда нам понятных людей, а мы ее не используем. Это касается и Беларуси, и Украины, и России. Я бы как раз этим предложил бы заниматься. Чаще всего эти люди исповедует те же самые ценности, что и мы.

По словам политолога, другие страны как раз способствуют тому, чтобы привлекать к себе демократически мыслящих людей с деньгами. И у россиян есть выбор, куда ехать, не только в Латвию.

иллюстративное фото

— Я помню, как в начале действия этой программы ВНЖ к нам приехало действительно очень много хороших, интересных, интеллигентных и очень к нам доброжелательных людей, — делится Кристиан Розенвалдс. — Они строили здесь дома и развивали бизнес. Это, конечно, нам и финансово помогло, но денежный вопрос, на мой взгляд, не главный. Мне больше всего понравился эмоциональный и интеллектуальный багаж, который они привезли с собой к нам. Я видел, что многие из приехавших были патриотами Латвии больше, чем мы сами. Я видел их тусовки, которые они проводили, где они хвалили Латвию в сравнении с Россией. Эта была дополнительная энергия для нашего патриотизма. И когда это все стало заканчиваться, меня это даже испугало. Многие уехали из Латвии и мне не хватает этих людей. Еще раз повторю — я не вижу в этом никакой опасности, а только плюсы.

Итоги программы

С июля 2010 года по декабрь 2020 года по программе инвестиций было выдано 19 тысяч ВНЖ. Инвестиции, связанные с получением ВНЖ нерезидентами в указанный период, составили 1,55 миллиарда евро.

Из этой суммы 83 процента, или 1,29 миллиарда евро, связаны со сделками на латвийском рынке недвижимости, вложения в субординированные обязательства кредитных учреждений составили 10 процентов, или 158 миллиона евро, а вложения в основной капитал предприятий — 6 процентов.

Порядка 86 процентов всех ВНЖ были запрошены людьми с территории бывшего СССР.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.