logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Политика справа налево

Политика справа налево
Фото: www.facebook.com/NacionalaApvieniba

Уже несколько месяцев подряд латвийская правая политическая сила  Национальное объединение (НО)  является лидером по популярности среди коалиционных партий. В чем причина успеха «националов», которые открыто выступают под лозунгом «Латвия — для латышей» и каждые выборы пугают избирателей слоганом «Русские идут»? И отвечает ли эта тенденция общеевропейскому тренду роста популярности праворадикальных политических движений? Ответы на эти вопросы искала «Новая газета — Балтия».

Догнать и перегнать «Согласие»

По данным последнего опроса, Национальное объединение (включает в себя «Все для Латвии!» — «Отечеству и свободе/Движение за национальную независимость Латвии (ДННЛ)») лишь немного отстает от оппозиционной партии «Согласие», которая на протяжении последних лет уверенно возглавляет латвийские политические рейтинги. За «Согласие» готовы отдать свои голоса 10,3% избирателей, а за НО — 8%. Далее следуют Союз «зеленых» и крестьян – 7,7%, «Новое Единство» — 6,6%, «Развитие /За!» — 4,9%, Новая консервативная партия (НКП) — 4,7%, «Прогрессивные» — 3,7%, Русский союз Латвии — 3,6%, «Закон и порядок» — 3,2%, Объединение регионов Латвии — 1,9%, KPV LV — 0,8% и другие партии — 0,9%. Правда, 22,8% опрошенных не знают за кого бы голосовали. Если бы голоса распределились действительно так, как сказали респонденты, шансы пройти в Сейм получили бы девять партий. Расстановка их сил в парламенте выглядела бы следующим образом:        

«Согласие» — 18,3%       

Национальное объединение — 14,2%       

Союз «зеленых» и крестьян — 13,7%       

«Новое Единство» — 11,8%       

«Развитие /За!» — 8,6%       

Новая консервативная партия — 8,3%       

«Прогрессивные» — 6,6%       

Русский союз Латвии — 6,3%       

«Закон и порядок» — 5,7%.

Лучшие на фоне худших

— Второе место Национального объединения сразу после «Согласия» – это только потому, что рейтинг «Согласия» сейчас ниже плинтуса, — говорит «Новой газете – Балтия» политолог Филлип Раевский. — Тем более, с такой цифрой, как у них — 8% — это, я скажу, не слишком хороший рейтинг. Вообще, рейтинги сейчас плохие для всех.

Филипп Раевский считает, что рейтинг НО всего лишь более высокий из всех низких рейтингов партий власти, и это отнюдь не говорит о том, что на их политику есть общественный запрос. Это говорит лишь о том, уверен политолог, что в ситуации, когда все себя показывают очень плохо, НО показывает себя не настолько плохо и способно себя отделить с точки зрения имиджа от неудачной работы и пиара правительства.

— Они меньше были замечены в каких-то скандалах и более удачно лавируют в текущей ситуации, — поясняет эксперт. — Кроме того, они не занимаются ни сферой образования, ни здравоохранением. В сфере земледелия, которое курируют «националы», все нормально — там все получили свои деньги. То есть, у НО все более-менее удачно, они не так плохо себя показывают, по сравнению с другими. Сейчас, правда, они получили Министерство экономики, вот посмотрим, когда это заметят люди.

Можно ли говорить о тактической победе НО в контексте переманивая в свою партию министра экономики Яниса Витенбергса и получении еще одного министерского портфеля?

На этот вопрос Филипп Раевский отвечает, что это палка о двух концах. Витенбергс для них новый человек, и пока он не ассоциируется с Национальным объединением. Если все будет в его действиях хорошо, то НО получат от этого бонусы, но если что-то пойдет не так, они сумеют от него откреститься, то есть, опять применить тактику лавирования.

Политолог полагает, что тенденции, свидетельствующие о растущей популярности правых партий в некоторых странах Европы, в Латвии не проглядываются. Об этом говорят результаты предыдущих выборов в Сейм. И дело здесь в том, что нашу страну практически не коснулись те большие антимиграционные процессы, которые актуальны в других странах ЕС. Там была востребована именно антимиграционная политика.

— Сейчас пандемия немного поменяла ситуацию с правыми партиями в Европе, они понимают, что проиграли в политике вакцинирования и, я думаю, что у них осталась лишь политика экономического национализма и антимиграции, — отмечает политолог и говорит, что сегодня в Латвии есть запрос, прежде всего, на разумную и реалистичную политику. — Потому что то, что демонстрирует правительство, мы не можем назвать разумной и до конца продуманной политикой. То есть, в обществе есть запрос на политику более здравого разума и расчета. Можно, наверное, ее назвать консервативной политикой. Люди хотят понимать, чем занимаются правящие партии, какие они принимают решения, зачем и кому это выгодно.

С технической точки зрения, сейчас, конечно, удобное время для создания новых политических партий и движений. Поскольку рейтинги у всех действующих политических сил очень низкие, люди готовы посмотреть на какие-то другие опции, в плане — за кого проголосовать. Но вот достучаться до умов и до сердец людей новым политическим силам будет непросто. Потому что они чувствуют себя очень разочарованными после предыдущих выборов — партии KPV LV и НКП достаточно поработали, чтобы люди разочаровались. И в этой ситуации, конечно, это будет непросто, хотя попытки будут.

Ушли от «одного вопроса»

— Прежде всего, надо сказать, что Национальное объединение в нынешней ситуации — это не только национальная политика, — считает политолог Юрис Розенвалдс. — Они, я бы сказал, уже перестали быть партией одного вопроса — национального. В последнее время НО очень удачно развивают темы, связанные с семьей, с демографическими проблемами. И мне кажется, что как раз это позволяет им апеллировать ко многим избирателям, что, кстати, сейчас проявилось на выборах в самоуправления.

Хотя национальный вопрос на повестке дня у НО остается, но сегодня, по мнению Юриса Розенвалдса, это уже не главное. Об этом говорят и их телодвижения в отношении поста министра экономики. У НО никогда не было своей четкой экономической программы и политиков, которые бы занимались чисто экономическими вопросами. А тут в их ряды перешел целый министр экономики, да еще и вместе со своим министерским портфелем. И не спроста они торопили все это провернуть перед выборами, чтобы можно было сказать избирателям: смотрите, к нам люди идут. Правда, стопроцентно утверждать, что все это было сделано именно так и именно с такой целью, Юрис Розенвалдс не берется.

— Они уже опытные, их электорат достаточно стабилен, — говорит он. — И они, я думаю, понимают, что на одной национальной, этнической риторике им далеко не уехать. Ну будут эти восемь процентов, которые у них уже довольно долго держатся, но больше этого они не получат. Если же сравнивать их с ближайшими конкурентами в существующей коалиции — Новой консервативной партией, то они явно выигрывают. У них нет такого битья кулаками в грудь, какое наблюдается у НКП, когда она постоянно оказывается в неудобном для себя самой положении. Этим отчасти тоже можно объяснить, что НО держится стабильно с точки зрения рейтинга.

Что касается роста популярности правых партий в Европе, то у нас ситуация отличается. С точки зрения негативного отношения к Евросоюзу, наше Национальное объединение никак не назовешь евроскептическим. Оно, может быть, во многих вопросах занимает такую осторожную позицию, но «националы», тем не менее, не евроскептики. А еще, если говорить в целом о правых в Европе, то там есть другой тренд — некоторая ориентация на Россию и доброжелательное отношение к политике российского руководства. Это совершенно не подходит к нашим «националам». Кроме того, если говорить о правых популистах в Европе, то они, в основном, все-таки больше находятся в оппозиции. Наше же Национальное объединение и их предшественники за все годы восстановленной независимости Латвии чуть ли не две трети времени или даже больше были в правительстве.

Гнут свою линию

По мнению политолога Илги Крейтусе, Национальное объединение стабильно из-за того, что не меняет свое поведение в политике уже достаточно долгий период времени.

— У нас сейчас те старые партии, которые вот так спокойно живут ничего не меняя, говоря одно и то же все время, хорошо устроились, потому что поведение остальных партий в правительственной коалиции очень странное, — поясняет она. — Их трудно понять. Когда, например, премьер-министр борется за то, чтобы не потерять свое кресло, а новые консерваторы борются, чтобы остаться на плаву и не повторить судьбу партии KPV LV. Так что националы сейчас ничем не выделяются, кроме как тем, что они стабильно и нейтрально себя ведут во всех этих передрягах. Пока другие спорят меж собой — кто кого, за что и как — они спокойно сидят на своих местах и продолжают гнуть свою линию. Так как в национальной политике ничего не менялось, то говорить сейчас об обострении национальных отношений нет никаких оснований. Поэтому я не вижу никаких других причин их стабильности.

Илга Крейтусе считает, что отчасти мы можем выразить благодарность Национальному объединению, поскольку оно держится между крайне правой стороной и центром, а не находится в этой крайней правой стороне.

— Они довольно умеренны и не так резко выступают, как их коллеги из правых европейских партий, — подчеркивает политолог. — Поэтому у нас нет таких резких движений, как там. К тому же, чтобы были движения, нужен лидер, а у нас, слава богу, такого правомыслящего лидера, который мог бы поднять массы, нет. Да и проблем у нас таких нет, которые могли бы подвигнуть людей на массовые протесты. И, думаю, нам это не грозит.

 

Евгений Павлов

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.