logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

AstraZeneca: как она работает и откуда берутся побочные эффекты

AstraZeneca: как она работает и откуда берутся побочные эффекты

Сейчас AstraZeneca — одна из четырех вакцин, одобренных на применение в странах Евросоюза. Почти сразу после начала применения вакцина вызвала много вопросов. Появились сообщения о побочных эффектах — вплоть до тромбоза, который может привести к летальному исходу. В итоге некоторые страны временно отказались от использования вакцины. Спрос на AstraZeneca ниже, чем на Moderna и Pfizer — многие люди готовы вакцинироваться, но другим препаратом. Вместе со специалистами разбираемся, как работает вакцина, каков механизм побочных эффектов, действительно ли это опасно, и как правильно подготовиться к вакцинации.

AstraZeneca – это векторная вакцина, созданная на базе аденовируса шимпанзе. Чтобы создать вирусный вектор, сам вирус делают безопасным (лишают его возможности размножаться, удаляют всю патогенную часть; остается геном, который сможет соединиться с клетками человека, дополняют его безопасными фрагментами SARS-CoV-2).  Далее вектор становится по сути транспортом для ДНК с геном S-белка внутрь клетки человека. На этот чужеродный белок и вырабатывает организм иммунный ответ.

В ходе испытаний вакцины AstraZeneca проблем тромбообразования выявлено не было. Большинство описанных побочных эффектов были сравнимы с другими вакцинами. Большинство пациентов (64%) жаловались на неприятные ощущения в месте инъекции, больше половины замечали головные боли, чуть меньше — боли в мышцах. Встречались боли в суставах, усталость, повышенная температура и тошнота. Однако в целом все побочные эффекты проходили через несколько дней после вакцинации и были слабовыраженными. При этом чем человек был старше, тем слабее была его реакция на вакцину.

Эффект первого впечатления

Почти сразу стало понятно, что мощностей производства AstraZeneca не хватает, что стало первым репутационным провалом компании. Из-за сбоя производства в Бельгии темпы поставок были снижены. Компанию заподозрили в сбыте вакцин в другие страны. Италия грозилась судебным иском. Главному исполнительному директору AstraZeneca Паскалю Сорио пришлось оправдываться. По его словам, «Европа получает 17% от глобальных поставок в месяц для 5% населения мира. Проблема в том, что 100 миллионов доз — это много, но у нас в мире 7,5 миллиардов человек». Обвинения в сбыте вакцины в обход Европы отмели, сославшись на контракт с Оксфордским университетом, по которому AstraZeneca не получает прибыли от реализации препарата.

Паскаль Сорио, главный исполнительный директор AstraZeneca 26 января 2021 года сказал : «В этом процессе сейчас полно эмоций, и я могу это понять: люди хотят вакцину. Я тоже хочу вакцину, я хочу ее сегодня. Но в конце концов это сложный процесс. Мы приближаемся к этому, через 2-3 месяца мы будем масштабироваться. Мы сейчас производим 17 миллионов доз в месяц, на самом деле это совсем не мало. Конечно, меньше, чем люди хотят. И это понятно».

Однако нарастить темпы производства AstraZeneca не удалось. Во втором квартале 2021 года компания планирует предоставить в Евросоюз только 70 миллионов доз из 180 обещанных. 26 мая ЕС подал на компанию в Брюссельский суд с требованием немедленной доставки вакцин. В материалах дела значится претензия об отправке 50 миллионов доз в третьи страны, при этом в 2021 году компания обязалась поставить в 27 стран ЕС 300 миллионов тонн. От недостатка вакцины, в частности, сложности возникли в Латвии. Здесь до конца мая не были уверены, что дождутся необходимых вторых доз для полноценной вакцинации населения, уже получившего первую дозу.

Эффект фокусировки

Несоответствие обещаний и результата стали первой серьезной проблемой AstraZeneca в Европе. Одновременно с этим в феврале-марте 2021 года вакцина пережила волну явных и скрытых отказов. Так, немецкий Spiegel в конце февраля сообщал о парадоксальной ситуации — очередях на вакцинацию и одновременно игнорированию AstraZeneca. Так, в федеральной земле Саар в течение нескольких дней на прививку из 200 зарегистрированных лиц пришла только половина. Министр здравоохранения Саара Моника Бахман тогда заявила, что, вероятно, люди попросту не готовы прививаться, учитывая низкую эффективность вакцины. Низкая эффективность — это заявленные 60%. В Берлине, где у медперсонала была возможность выбирать вакцину, AstraZeneca также не пользовалась спросом.

Здесь AstraZeneca проиграла гонку вакцин Pfaizer и Moderna, заявившим об эффективности более, чем в 95%. В отличие от конкурентов, AstraZeneca явно не стремилась к маркетингу и рекламе, но разница в цифрах, которую компания сама же и демонстрировала (данные менялись в зависимости от группы, которая проводила исследование), усугубила недоверие к вакцине. Эксперты позже поясняли, что эффективность можно рассчитывать совершенно по-разному. Spiegel приводит данные о том, что показатель эффективности может достигнуть 80% за счет более длительного промежутка между введением первой и второй доз вакцины. Важным эксперты назвали и показатель госпитализации участников масштабных испытаний.


Никто из тех, кто был привит и тем не менее заболел коронавирусом, не попал в больницу. А это значит, что вакцина на 100% способна предотвращать тяжелое течение заболевания.


Однако общее недоверие к AstraZeneca не изменило ситуации. Христианско-Демократический союз Германии даже призвал отменить свободу выбора вакцины, назвав это грубой ошибкой, поскольку такая ситуация вызывает «ощущение, что есть хорошие вакцины, а есть плохие».

Риски и польза

Сегодня факт того, что векторные прививки на основе аденовируса могут вызывать тромбообразование, называют уже их характерной особенностью, однако эксперты утверждают, что это слишком неполная картина. Человечество пока еще собирает паззл представлений о коронавирусе и разработанных прививках, опыт еще не обобщен, и каждая смерть — повод к дискуссии. Однако факт в том, что проблемы с тромбообразованием могут вызывать и другие вакцины от коронавируса. Тромбоз с тромбоцитопенией выявляли у пожилых людей в Америке после вакцинации Moderna и Pfizer. Компания AstraZeneca обобщила данные по тромбозам и тромбоэмболиям четырех вакцин, взятые из официальных источников. Оказалось, что частота тромбозов с тромбоцитопенией выше при введении препарата AstraZeneca, а частота тромбоэмболий выше при введении препаратов Janssen, Moderna и Pfizer, следует из документа. Выводы исследования Оксфордского университета с участием 489 тысяч человек гласят, например, что РНК-вакцины вызывают тромбозы в 30 раз чаще, чем аденовирусные.


Так или иначе, тромбоз называют редчайшим осложнением. В случае с AstraZeneca речь идет о 4 случаях на миллион привитых. Риск получить развитие тромбоза после COVID-19 в тысячи раз выше — он составляет 16,5%.


Поэтому вывод Европейского медицинского агентства был однозначными — польза от прививки AZ превышает риски и препарат можно продолжать использовать. 

Для справки: Дания, Норвегия и Швеция в марте 2021 года, в отличие от других европейских стран, отказались от AZ до появления результатов собственных исследований на предмет влияния вакцины на образование тромбов. При этом Дания, заявившая о полном отказе от векторных вакцин J&J и AstraZeneca, 1 июня сообщила о возможности возвращения вакцинации этими препаратами в связи с задержками поставок вакцин Moderna.

Норвегия в мае приняла решение не возобновлять вакцинацию AZ. В Швеции же AstraZeneca разрешили только для людей старше 65 лет. Агентство общественного здравоохранения Швеции сообщило в связи с этим, что не наблюдается риска возникновения редких и серьезных побочных осложнений после вакцинации у пожилых людей.

Парадокс крови

Официально осложнение, которое так навредило репутации AZ и напугало Европу, называется тромбозом синусов твердой мозговой оболочки. Это редкая патология (3-4 случая на миллион человек), когда сгустки крови перекрывают вены, отводящие кровь от мозга. Молекулярный биолог Ирина Якутенко поясняет, что в организме привитых людей может происходить две противоположные патологии: одна связана с увеличением свертываемости крови, другая — с ее уменьшением: «Это кажется абсурдом, но в действительности такое парадоксальное сочетание, во-первых, было известно медикам и раньше, а во-вторых, именно оно дает ключ к пониманию механизма, приводящего к жизнеугрожающим осложнениям».

По мнению группы исследователей под руководством Андреаса Грайнахера из Университетского госпиталя Грайфсвальда, это может происходить по принципу гепарин-индуцированной тромбоцитопении. По крайней мере, клиническая картина осложнения после прививки весьма схожа с этой патологией. Исследователи обнаружили, что вакцина активирует тромбоциты. Ученые пока не опубликовали результаты, но заявили о создании теста, который способен отличить ГИТ (гепарин-индуцированную тромбоцитопению второго типа) от тромбоцитопении после вакцинации AZ. По словам Ирины Якутенко, «у вакцинированных триггером служит не гепарин: вероятнее всего, здесь имеет место аутоиммунная реакция, спровоцированная каким-то связанным с вакцинацией фактором».

На основании разработок ученых немецкое Общество изучения тромбозов и гемостаза опубликовало рекомендации, позволяющие диагностировать и правильно лечить опасное осложнение. Одно из главных требований — не давать больным гепарин до момента, пока не будет исключена аутоиммунная реакция. Ирина Якутенко объясняет: «…препарат содержит более длинные молекулы, связывающие большее количество тромбоцитарного фактора 4, а значит, эффективнее провоцирующие патологическую аутоиммунную реакцию». В качестве альтернативы предлагается терапия иммуноглобулинами (способны смягчать симптомы аутоиммунных заболеваний) и другими антикоагулянтными препаратами.

Ученые из франкфуртского Университете Гете ближе других подошли к разгадке тяжелых побочных эффектов у векторных вакцин. Об этом заявил руководитель научной группы профессор Рольф Маршалек 27 мая.

В интервью «Новой газете – Балтия» профессор Маршалек пояснил, что тромбоз случается из-за особенностей аденовирусных векторов, которые используют и AstraZeneca, и J&J для доставки спайкового белка вируса SARS-CoV-2 (Спайковый белок – S - один из четырех структурных белков, которые входят в состав оболочки вируса SARS-CoV-2. Выявление IgG к спайковому (S) белку позволяет судить о наличии защитного иммунитета, который может сформироваться как после перенесенного заболевания, так и после вакцинации) в организм человека. Ученые полагают, что в случае развития тромбоза части спайкового белка расщепляются не в цитозольной жидкости, а в ядре здоровой клетки и создают мутации, которые не могут связаться с клеточной мембраной и вызвать иммунизацию. «Растворенный спайк в сочетании с вновь созданными антителами может создать рискованную ситуацию при наличии воспалительной реакции»,—  пояснил профессор Маршалек. Мутантные версии белка вызывают тромбоз в одном случае из 112 тысяч.

«Надеюсь, AstraZeneca воспользуется возможностью внести незначительные изменения в последовательность действия вакцины, чтобы создать ген спайка без сращивания. Потенциально это вернет необходимую безопасность. Но не забывайте польза даже сейчас намного выше, чем фактический риск. И мы знаем, как лечить людей, у которых появляется побочный эффект в виде тромбоза. Все это учтено, не волнуйтесь», — заявил Рольф Маршалек «Новой газете — Балтия». Он также подчеркнул, что все 4 доступные в Европе вакцины являются безопасными продуктами. Помимо известных проблем с вакциной AstraZeneca, побочные эффекты оцениваются как очень низкие, если только представить, какое количество людей уже было вакцинировано. 

Группа риска

Массовая вакцинация показала, что чаще от тромбоза синусов твердой мозговой оболочки страдают женщины от 20 до 55 лет. Почему так происходит, у науки пока нет четких выводов, кроме того факта, что женщины в принципе находятся в группе риска и по развитию тромбозов, и по вероятности развития аутоиммунных заболеваний. Молекулярный биолог Ирина Якутенко поясняет: «Сосудистые осложнения связывают с работой эстрогенов, женских половых гормонов, а повышенную склонность к аутоиммунным болезням — женщины составляют около 80% пациентов, у которых они обнаруживаются — с большей активностью иммунитета. Можно сказать, что это побочное явление лучшей способности женщин защищаться от патогенов».

Также факторами риска называют прием оральных контрацептивов (риск развития венозного тромбоза примерно в 3 раза выше), недавнюю беременность и курение. Не исключены и генетические особенности. В любом случае, это индивидуальная реакция на препарат.

Можно ли гарантированно избежать тромбоза при вакцинации Vaxzevria от AstraZeneca?

Стремительное развитие тромбоза и смертельные случаи молодых людей в результате осложнения после прививки отталкивает от вакцинации векторными аденовирусными препаратами очень многих. Медики же утверждают, что механизм развития патологии хорошо изучен, и врачи вполне могут справиться с этим. Важно лишь обратиться за помощью как можно раньше.


Для этого необходимо знать, что патология чаще всего развивается на четвертый день после вакцинации. Должны насторожить сильная головная боль, в частности, в области глаз и затылка, от которой не помогают болеутоляющие. Возможны проблемы со зрением и синяки или кровоизлияния на коже не в месте прививки.


Рекомендации ученых из немецкого Общества изучения тромбозов и гемостаза разосланы по европейским больницам и, в целом, прогноз лечения пациентов с тромбоцитопенией оценивается как положительный.


При поддержки Медиасети

Юлия Воробьева

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.