logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Мы рассчитываем, что дети пойдут в школу в новом году»

«Мы рассчитываем, что дети пойдут в школу в новом году»

В Латвии большая часть этого учебного года прошла на онлайн-конференциях — очное обучение было запрещено. Про сложности такого вида обучения рассказала Яна, чьи дети ходят в британскую международную школу King’s College в Риге, и директор школы Адель Стэнфорд.

«Мои личные дела отошли на 20-ый план»

У Яны две дочки, обе посещают King’s College: младшая учится в подготовительной группе, а старшая — в начальной школе. Во время этого учебного года был период, когда обе девочки находились дома на онлайн-обучении.

Фото из личного архива Яны

— Это было ужасно, — вспоминает Яна. — Конференции проходили почти в одно и тоже время, и мне надо было как-то следить за процессом у обеих, потому что дети в таком возрасте не могут сами обеспечить себе качественный учебный процесс. Если старшую я могла контролировать из другой комнаты через телефон, то с младшей надо было просто постоянно сидеть рядом.  

В течение дня, пока у детей шли уроки, многим родителям про свою жизнь пришлось просто забыть: надо было наблюдать за детьми и помогать им с учебой. Младшая дочь Яны в какой-то момент все-таки вернулась в школу, а старшая до конца учебного года училась удаленно.

— Все мои личные дела отошли куда-то на 20-ый план, — жалуется Яна. — Я была полностью погружена в процесс образования. С 8 утра до 15 дня, с перерывами, у нее были конференции. Я постоянно должна была контролировать процесс—в любой момент могли возникнуть какие-то технические проблемы или трудности с подключением.

Фото из личного архива Яны

Некоторые дети, например, научились включать что-то на фоне во время урока — то есть, надо было следить, чтобы ребенок действительно занимался, иначе можно упустить половину информации, которую рассказывает учитель. Более того, нам пришлось покупать технику, начиная от принтера и заканчивая дополнительным монитором. Этого, конечно, никто не требовал, но без этого ребенку было бы вдвойне тяжело. Одновременно выполнять онлайн-задание и находиться в Zoom с одного и того же компьютера и монитора достаточно трудно.

«Чем провинились наши дети»

Хотя темпы вакцинации увеличиваются, а уровень заболеваемости Covid-19 падает, нет никакой конкретной информации, когда дети смогут вернуться к очному обучению в школе.

— Мы рассчитываем, что дети пойдут в школу в новом учебном году, но нам, родителям, никто ничего не говорил и не говорит, — отмечает Яна. — До сих пор у нас возникает вопрос — чем провинились наши дети, что они не могут ходить в школу, почему ничего не меняется? Понятно, что школы закрывали во всех странах, но в большинстве их уже открыли, а у нас — нет.  

фото из личного архива

В министерстве образования ранее отмечали, что возможность очного обучения в школах будет зависеть от уровня вакцинации и ситуации в стране, но пока этот вопрос остается открытым.

—Мы до сих пор не понимаем, почему не разрешают открыть школы, которые соответствуют критериям безопасности, хотя бы на несколько дней в неделю. В министерстве образования говорят, что нужен какой-то высокий уровень вакцинации в стране, но какой именно — никто не говорит. Высокий — понятие очень растяжимое, — говорит Яна. — Возникает вопрос: почему право моего ребенка учиться в школе должно зависеть от другого жителя Латвии который, например, не планирует вакцинироваться вообще? Я завершила процесс вакцинации, но даже этот факт не дает моему ребенку права посещать школу.

«Я беспокоюсь за психическое здоровье и социальное образование учеников»

Этот учебный год стал необычным не только для родителей — учителям и руководству школы тоже было нелегко. Всем пришлось подстраиваться под новые реалии и переносить уроки в онлайн-режим.

— Мы являемся частью большой группы школ, в которую входит более 65 учебных заведений, — рассказывает директор King’s College Адель Стэнфорд.  — Наши школы, например, в Италии, которые перешли на онлайн-обучение раньше нас, смогли поделиться своим опытом и трудностями, с которыми они столкнулись. В целом, мы были достаточно подготовлены. Мы предоставили ученикам такую же программу в режиме онлайн-обучения, которую бы они проходили и во время очного обучения в школе.

директор King’s College Адель Стэнфорд

Некоторые коррективы всe-таки пришлось ввести. Например, класс из 20 человек разделяли на 2 группы по 10 человек, чтобы ученикам было проще задавать вопросы и все они были услышаны. Пока одна группа занималась с учителем, вторая выполняла самостоятельное задание.

По словам директора, учителя все время поддерживали связь с родителями и старались подстроиться к потребностям каждой семьи. И добавляет, что на многих учащихся удаленная учеба все равно повлияла в эмоциональном плане.

—Я не так сильно переживаю за академические последствия закрытия школ, потому что мы смогли провести все уроки так, как они проходили бы и в школе, но я действительно беспокоюсь за психическое здоровье и социальное образование учеников, — говорит Адель Стэнфорд. — Учащиеся, которые в школе всегда были экстравертами, стали гораздо более замкнутыми и не хотят показывать себя на камеру в Zoom. У нас есть правило, согласно которому камеры должны быть включены во время урока, но ученики, которые испытывают эмоциональные трудности из-за отсутствия настоящей школьной рутины, часто стараются избегать попадания на камеру. Школа — это не только академическое обучение. Неотъемлемой частью учебного процесса является социальный конструкт, и это гораздо сложнее воссоздать в интернете.

«В стране, где открываются парикмахерские и магазины, должны быть открыты и школы»

Когда уровень заболеваемости Covid-19 был достаточно высоким и не было вакцины, необходимость закрытия школ была очевидна. Но когда показатели пошли на спад, открытия школ так и не произошло.

— Темпы эпидемии сокращаются, и у нас уже есть примеры других стран, поэтому я считаю, что у школ, которые могут соблюдать меры безопасности, должна быть возможность открыться. В стране, где открываются парикмахерские и магазины, должны быть открыты и школы, — считает Адель Стэнфорд. — Я понимаю, что есть опасения, но мы не можем продолжать процесс образования без учеников в школе.

фото из личного архива

Адель, вместе с представителями других международных школ, предлагает открывать школы согласно протоколам безопасности — если у школы есть возможность соблюдать меры безопасности, то ее можно открыть.

Правила безопасности в King’s College таковы: 3 квадратных метра на учащегося в классе, вакцинация 93% персонала, уборка и дезинфекция классов в течении дня. Чтобы избежать скопления людей на стоянке перед школой, существует график для родителей, которые привозят своих детей в школу. Родители учеников старше 7 лет не должны выходить из машины. Все приемы пищи происходят либо в отдельных зонах в столовых, либо в классных помещениях, чтобы избежать смешения разных классов.

—Я писала в министерство здравоохранения, экономики и образования. Необходимо больше вакцинации — ответили там. Недавно министерство образования заявило, что они хотят, чтобы школы открылись, но школам и родителям необходимо знать, при каких именно обстоятельствах это возможно. Надеюсь, что в ближайшие недели мы получим некоторое представление о том, как в глазах правительства Латвии должна выглядеть безопасная школа. Я переживаю, что сейчас, с наступлением лета, этот вопрос будет снят с повестки дня и забыт, — говорит директор.  

Если показатели Covid-19 опять увеличатся, правительству необходим план действий, чтобы избежать закрытия школ снова. Например, в Испании, несмотря на высокие показатели заболеваемости, были хорошие протоколы реагирования на случаи заболевания и предотвращения передачи инфекции в школах — это позволяло школам работать.

— Министерству образования и здравоохранения, как и правительству Латвии, необходимо признать важность образования и то, что наша молодежь — это будущее этой страны. Они должны прежде всего защитить качество их образования. Им также стоит понимать необходимость честного и открытого общения с родителями и школами. Нам нужно работать вместе, чтобы мы все понимали друг друга и могли учиться на опыте других стран, — добавляет Адель.

Эмилия Гаспарян

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.