logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Посадка в Минске — виноват ли экипаж?

Посадка в Минске — виноват ли экипаж?

23 мая рейс авиакомпании Ryanair был вынужден совершить экстренную посадку в Минске из-за сообщения о бомбе на борту, впоследствии оказавшимся ложным. На борту самолета находился экс-главред телеграм-канала NEXTA Роман Протасевич, который был задержан беларусскими спецслужбами. Протокол действий экипажа в таких ситуациях прокомментировал Кристофер, пилот одной из европейских авиалиний.

«Финальное решение всегда принимает командир экипажа»

Протокол действий в ситуации, когда существует угроза безопасности на борту, может отличаться в зависимости от авиакомпании. При этом, согласно международным стандартам авиации, есть и объединяющий фактор— главное решение в таких ситуациях всегда принимает командир экипажа.

—Обычно, если экипажу сообщают о предполагаемой угрозе минирования, первое, что делают командир и второй пилот, — пытаются оценить ситуацию и узнать у диспетчера подробности, откуда появилась такая информация. Следующий шаг — связаться со своей авиакомпанией, чтобы посоветоваться и обсудить дальнейшие действия. Далее — решить в каком аэропорту экстренно садиться. Командир может прислушаться к диспетчерам, но надо понимать, что финальное решение, где сажать самолет, всегда принимает командир экипажа. На его решение никаким образом не должны влиять местные органы власти или диспетчеры — это полностью его ответственность, так как он отвечает за безопасность полета, — объясняет  Кристофер.

«Перехват любого коммерческого рейса возможен исключительно при реально существующей угрозе»

Обычно в подобных ситуациях самолет садится в ближайшем аэропорту— в этом случае это был аэропорт в Вильнюсе, а не в Минске. Тем не менее, самолет совершил экстренную посадку именно в Минске при сопровождении истребителя.

— Каждое государство имеет право поднять истребители на территории своего воздушного пространства — это совершенно законно. При этом, по всем международным стандартам и конвенциям, перехват любого коммерческого рейса возможен исключительно при реально существующей угрозе. Однако этот фактор никак не обьясняет почему самолет был направлен в Минск. Гораздо более логичным и отвечающим всем процедурам решением было бы сопроводить самолет до границы с Литвой, так как там находился ближайший  аэропорт — как это обычно и происходит, — подчеркивает Кристофер. Более того, сообщения о минировании авиалиний и аэропортов поступают довольно часто. В таких ситуациях соответствующие органы страны, куда поступило такое сообщение, обязаны найти источник. В этом случае нет проверенной и точной информации об официальной причине посадки самолета.

— При этом, на месте пилотов, я бы поступил точно так же, — комментирует Кристофер действия пилотов рейса. — Видно, что они изначально не собирались садиться в Минске и держали путь на Вильнюс, но надо понимать, что когда ты в воздухе и отвечаешь за жизни всех пассажиров, а рядом поднимают истребитель, — ты просто не можешь себе позволить так рисковать.

Что говорят в Европейском агентстве авиационной безопасности

Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) на фоне экстренной посадки Ryanair в Минске выпустило заявление, в котором порекомендовало авиакомпаниям избегать воздушное пространство Беларуси.

«Действия, предпринятые Беларусью, привели к увеличению риск для безопасности данного  полета. Они ставят под сомнение способность Беларуси обеспечить безопасную воздушную навигацию», —говорится в заявлении. В документе так же упоминается, что самолет прибыл в Вильнюс со значительной задержкой  только после того,  когда несколько пассажиров принудительно высадили в Минске. «Обстоятельства этого происшествия вызывают серьезные сомнения в том, что Беларусь уважает международные правила гражданской авиации», — говорится в заявлении. В связи с этим, агентство призвало избегать воздушное пространство Беларуси и использовать его только в случае крайней необходимости.

 

Эмилия Гаспарян

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.