logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Каждая из нас ­– королева»

«Каждая из нас ­– королева»

Саманта Тина, которая будет представлять Латвию на «Евровидении», написала песню о свободных женщинах и столкнулась с травлей из-за кадра с целующимися девушками

Конкурс «Евровидение» в этом году начнется 18 мая и пройдет Роттердаме. В 2020 году «Евровидение» было отменено из-за ковидных ограничений, но в этот раз было принято решение провести конкурс. Латвию в прошлом году должна была представлять певица Саманта Тина с песней «Still Breathing», однако в этом году она подготовила новую композицию и поедет на конкурс с песней «The Moon is Rising». В Латвии на песню и клип многие отреагировали противоречиво: все из-за того, что в клипе буквально на секунду появляется кадр целующихся девушек. Если в других европейских странах Саманте аплодируют и хвалят за смелое и яркое творческое высказывание, то в Латвии нашлись даже те, кто усмотрел в клипе эротический контекст и написал заявление в полицию. К травле и насмешкам Саманте не привыкать — она не тратит свое время и энергию на тех, кто не согласен с ее позицией или творчеством. Сейчас она уже состоявшаяся звезда и музыкант, добившаяся всего самостоятельно. Мы поговорили с Самантой о ее пути на большую сцену и о новой песне, которую она представит на «Евровидении» в мае.

Саманта родилась в Тукумсе и, учась в школе, была уверена, что станет дизайнером интерьеров. После выпуска она планировала уехать в Ригу и учиться в одном из местных колледжей, но со временем поняла, что это занятие не для нее. У Саманты яркий и мощный голос, ее всегда привлекала музыка, и мечта петь ее не оставляла. Родители поначалу беспокоились, но сейчас всецело поддерживают Саманту и ценят ее карьеру.

— Мама часто спрашивала меня: «А чем ты деньги будешь зарабатывать? Петь можно всегда, но надо же как-то счета оплачивать». Но я всегда говорила, что если у тебя есть какие-то мечты и желания, их надо отпустить и дать им осуществиться. Мы рано или поздно окажемся на своем месте. Я профессионально занимаюсь музыкой уже 11 лет, и я очень благодарна тому, что это стало моей работой и музыка меня кормит. Моя целеустремленность, яркость и страсть к моему делу всегда помогали мне добиться своего. Я точно знаю, чего я хочу, зачем я выхожу на сцену и что я хочу сказать.

Саманта впервые оказалась на большой сцене, когда ее отобрали для участия в конкурсе «O!Kartes Akadēmija» в 2010 году. Ее и еще 11 финалистов выбрали из более, чем 1000 участников, и именно Саманта стала победителем. В качестве главного приза молодая певица получила возможность 3 месяца учиться в лондонской музыкальной школе «Tech Music School», выпускниками которой в свое время были музыканты из группы Radiohead, а преподаватели школы работали с U2, Мадонной, Mumford & Sons и Joss Stone. Попасть на «Евровидение» Саманта хотела давно, она уже участвовала в национальных отборах в 2012 и 2013 годах, оба раза заняв второе место. В 2014 году певица дошла до финала в литовском проекте «Голос», а в 2016 году заняла 10 место на конкурсе «Новая волна» в Сочи. С тех пор за спиной Саманты много побед, а также сольный альбом «Tagad esmu cita» (лат. «Сейчас я другая»), изданный в 2013 году.

Песня «The Moon is Rising», с которой Саманта поедет на «Евровидение», появилась в песенном лагере, организованном RIGA LIVE. Трек был написан в сотрудничестве с продюсером SKVR и Аминатой Савадого, которая в 2014 году заняла на «Евровидении» 6 место. Саманта с самого начала знала, с какой песней она хочет поехать в Роттердам:

– Я хотела услышать традицию и страсть, создать ощущение гимна. В песне мне хотелось придерживаться важной для меня идеи о сильной женщине. Мне было особенно сложно, ведь так или иначе все бы сравнивали мою новую композицию с той, что была подготовлена для «Евровидения» в прошлом году. Я знала, что все будут рассуждать о том, какая из них лучше, но для меня было важно создать новый проект. «The Moon is Rising» была написана в первый день лагеря, и я в нее просто влюбилась, она не выходила у меня из головы.

В прошлом году песня «Still Breathing» была посвящена силе и стойкости женщин перед лицом стереотипов, стандартов красоты и давления общества. Визуальный ряд клипа «Still Breathing» рассказывает историю становления женщины, которая отказывается соответствовать стереотипам и жить по чужим правилам — погоня за «идеальным» худым телом или череда бесконечных домашних «женских» дел. Одинаковые костюмы и прозрачные козырьки выразительно отсылают к сериалу «Рассказ служанки». Однако песня «The Moon is Rising» поставила планку гораздо выше, и в клипе мы видим уже освободившихся, разных, ярких и эффектных женщин, коронованных вместе с Самантой.

— Для меня важно говорить о том, что все мы разные и все должны иметь свои права, потому что я сама не раз сталкивалась с осуждением и в детстве, и сейчас. В 21 веке появилось так много стереотипов о том, что правильно, а что нет, что красиво, а что некрасиво. Я хочу сказать, что важно только одно — что этично, а что неэтично. Нет никаких стандартов о том, каким должен быть человек. Главное, чтобы он был счастлив сам с собой. Женщины видят фотографии в Инстаграме, ориентируются на вымышленный стандарт и мучают себя, пытаясь похудеть. Зачем худеть? Только потому, что кто-то худой считается в нашем обществе красивее? Именно так появляются комплексы. О каком лишнем весе идет речь? Лишним вес бывает только тогда, когда это угрожает нашему здоровью. Никто не обязан иметь параметры 90-60-90. Инстаграм — это абсолютно искусственная жизнь. Я тоже не идеальна, у меня есть складки на животе, жир тут и там, и что? Я чувствую себя прекрасно и принимаю себя. Мне не нужен плоский живот. Ты можешь быть человеком с другим цветом кожи или с веснушками, разве это исключает тебя из общества? У нас у всех есть желание любить и быть любимыми, быть частью общества наравне с другими. Женщины хотят иметь детей, семью, любящего человека рядом и это никак не связано с тем, как они выглядят. Например, о женщине с татуировками кто-то может сказать, что она наверняка наркоманка с темным прошлым, которая ничего в этой жизни не достигнет. Но она успешная бизнесвумен и владелица нескольких компаний.

Для съемок клипа «The Moon is Rising» Саманта пригласила разных женщин, готовых поделиться своей историей. На объявление откликнулось более сотни, и сейчас Саманта жалеет, что из-за ковидных ограничений ей не удалось включить в свой клип больше героинь. Женщины с татуировками, в инвалидных колясках, с другим цветом кожи, с веснушками и рыжие, низкие и очень высокие, гомосексуальные женщины и те, чье тело изменили болезни — Саманта получила множество историй тех, кто отличается от других, но любит себя несмотря ни на что.

— Я получила письма с душераздирающими историями. О разных женщинах, о том, как их принимает или не принимает общество, о стереотипах, с которыми они сталкиваются. Я сидела и читала эти рассказы со слезами на глазах, и не оставалось ничего другого, кроме как возмущаться тому, с чем им приходится справляться каждый день. Меня многие благодарили за то, что я делаю и говорили, что мой пример помогает им не терять уверенность в себе. Каждая из нас — королева, и только мы способны возложить себе на голову эту корону и принять себя. Многие из героинь писали мне о том, что им сложно себя принять и возможно именно участие в съемках клипа поможет им раскрепоститься. Но мне было важно, чтобы в клипе снимались именно те, кто уже прошел путь принятия и готов открыто продемонстрировать свою любовь к себе. Например, женщина с диабетом, уверенно выходящая перед объективом камеры и снимающая свой парик, который она вынуждена носить из-за того, что без волос ее воспринимают по-другому, тем самым говорит: «Да, я такая. У меня на теле нет волос, но я принимаю себя и свою болезнь и справляюсь с этим самостоятельно».

В съемках клипа для песни прошлого года «Still Breathing» принимали участие плюс-сайз женщины, о которых Саманта вспоминает с восхищенной улыбкой. Они пришли, разделись, впервые в жизни оказавшись перед камерами в нижнем белье. Оператор был настолько потрясен их уверенностью в себе и шармом, что не мог закрыть рта. Именно о таких, сильных и принимающих себя женщинах, Саманта будет петь на конкурсе в Роттердаме. Среди тех, кто присылал заявки на участие в новом клипе, было множество интересных и ярких героинь:

— Мне писали женщины, у которых рост 2 метра. Только представьте, насколько им сложно! Над ними издевались в школе и не брали на работу только потому, что они «слишком высокие». Другая героиня — девушка всего лишь метр ростом, но она счастлива и у нее есть молодой человек, который почти в два раза выше нее. При этом она тоже испытывает трудности в поисках работы, потому что многие работодатели по каким-то выдуманным причинам не готовы ее взять. Я читала историю женщины в инвалидной коляске, которая гораздо более счастливая и жизнерадостная, чем кто-либо. Но ей очень сложно жить — найти работу, перемещаться. Да, она другая, но разве от этого она хуже других? Нет! У нас была одна девочка с витилиго и с очень светлыми, почти белыми волосами от рождения, которую мы собирались снимать в клипе, но ее мама в итоге отказалась, испугавшись давления и публичности. Она писала мне, что из-за болезни дочери над ней смеются и осуждают — как можно обесцвечивать волосы своему четырехлетнему ребенку. Но почему она должна оправдываться? Конечно, с ее ребенком все в порядке, девочка просто отличается от других.

Для Саманты абсолютно не приемлемо делить людей на правильных и неправильных. По словам исполнительницы, таких категорий просто не должно существовать. В клипе «The Moon is Rising» снялась девочка, у которой отец — африканец, и ее мама рассказывала, что, вернувшись с дочерью в Латвию, она столкнулась с множеством проблем. На девочку косо смотрят в школе, обсуждают и смеются. В той же школе есть смуглая ученица, которую стали называть цыганкой, используя это как оскорбление:

 — Но даже если она цыганка, что в этом плохого? На примере всех этих историй мы видим, что такое поведение и восприятие общества заставляет женщин себя стесняться, стыдиться и думать, что она чем-то плоха. Именно так возникают наши комплексы. Нас убеждают в том, что мы недостаточно хорошие, не такие, какими «должны быть». Но я выступаю за то, что любая наша особенность — это наша уникальность, и этого не надо стесняться и стыдиться.

Саманта, несмотря на свои взгляды, не хочет ввязываться в политику. Она музыкант и художник, который транслирует свои эмоции и взгляды через творчество. В клипе снималось несколько представителей ЛГБТ-сообщества — гомосексуальная женская пара и дрэг-квин, что вызвало бурную реакцию латвийской публики. Саманта говорит, что ЛГБТ-женщины являются частью общества, как и все остальные:

— Это просто женщины с другой ориентацией. Это хорошо или плохо? Нет, это просто иначе. Мы не можем исключать их или прогонять из общества. В своем клипе я не говорю о том, что теперь мы все должны быть такими — с другим цветом кожи, худыми или нет, рыжими, веснушчатыми, низкими, высокими или гомосексуальными. Все просто — такое наше общество, и мне кажется, это всем должно быть понятно без объяснений. Я выступаю за равноправие и за то, что все мы разные. Конечно, мнение у всех разное, и у каждого есть право его высказать. В Европе все все понимают и ни у кого не возникает вопросов относительно моей песни и клипа.

До выступления на «Евровидении» осталось совсем немного, и сейчас Саманта и ее команда делают последние штрихи — отшлифовывают музыку, вокал и хореографию. Все уже готово, и Саманта считает, что все получилось просто идеально.

 — Я не еду участвовать в конкурсе. Я еду презентовать свой проект, который называется «The Moon is Rising», над которым я очень долго работала. Для меня главное, чтобы после трех минут на сцене, которые мне даны, чтобы презентовать мою работу, я смогла сказать: «Да! Я сделала все именно так, как я хотела, у меня все получилось и лучше это сделать было невозможно». А после я уже ни на что не смогу повлиять и просто буду наслаждаться другими проектами.

Фото предоставлены Самантой Тиной

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.