logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Музей иллюзий в Вильнюсе: «Все ограничения мы можем соблюдать»

Музей иллюзий в Вильнюсе: «Все ограничения мы можем соблюдать»
Фото: Museum of illusions Vilnius

​Директор музея Матвей Линов рассказал «Новой газете — Балтия» о том, как музей пережил два карантина

С 15 марта правительство Литвы разрешило работу музеев и галерей при соблюдении требований эпидемиологической безопасности. Если во время первого карантина музеи оставались закрытыми полтора месяца, второй карантин был куда более длительным — четыре с половиной месяца.

Музей иллюзий открывается с 19 марта после второго карантина.

директор «Музея иллюзий» Матвей Линов, фото из социальной сети Facebook

Музей иллюзий в Вильнюсе открылся почти пять лет назад. Такие же музеи есть в Кракове и Софии. Коронавирус нарушил некоторые планы «Музея иллюзий». В дополнение к уже работающим трем музеям в Вильнюсе, Кракове и Софии на 2020 год планировалось открытие еще двух музеев.


«Думали про Испанию, должны были ехать смотреть помещения. Но вместо того, чтобы открывать новые музеи, мы разбирались, как не закрыть старые», — говорит Матвей Линов.


До карантина у музея все было в порядке, даже несмотря на то, что в Вильнюсе меньше жителей и туристов, чем в Кракове и Софии. Музей в Вильнюсе работал как экспериментальный центр — здесь тестировали экспозиции, в Литве находятся склады, вся логистика, обучение и центральный офис. Уже готовые решения музей везет в Польшу и Болгарию.

Директор музея рассказывает, что первый карантин стал шоком и больше всего тогда пугала неизвестность.

«Мы провели собрание в Вильнюсе, я объяснил людям, что пока сам ничего не понимаю.  Это была ситуация неопределенности — будет ли это банкротство? У нас нормальная компания с нормальным денежным запасом, если бы мы потеряли половину от оборота, это было бы больно, но мы бы работали. Потеря 20-30% оборота позволила бы нам перестроиться. Потерять 100% оборота и остаться со всеми обязательствами — это физическое банкротство в течение нескольких месяцев», — вспоминает Матвей Линов.

Он добавляет, что во время первого карантина музей был закрыт полтора месяца и сейчас, после второй волны коронавируса, это звучит смешно.

Директор музея признается, что механизмы помощи заставили его поменять мнение о роли государства.

«Начались компенсации простоя, и вопрос с сотрудниками был временно закрыт. Конечно, на минималку жить нормально невозможно в Литве, но пережить короткий период возможно. Я был уверен, что сделка с любым государством простая: я делаю свое дело и плачу налоги, государство меня не трогает и не мешает работать. Ни на какую помощь от государства я не рассчитывал. И когда государство вдруг говорит: «дружок, у тебя бизнес умирает, давай мы дадим тебе денег, чтобы ты сохранил рабочие места», — начинаешь иначе на это смотреть», — поясняет Матвей Линов.

Фото: Museum of illusions Vilnius

Он добавляет, что первый месяц после первого карантина был «мертвым» — люди просто боялись куда-то идти.

«Перед вторым карантином и без закрытия было понятно, что снова начинаются проблемы. Никто никуда не ездил, в странах Европы начинались вторые волны, посещаемость у нас упала практически до нуля — приходили по 20 человек в день», — вспоминает директор «Музея иллюзий».

Второй карантин был гораздо более долгим, чем первый, но мыслей о банкротстве или паники у руководства музея уже не было.

«Мы знали, что все музеи пережили первый карантин, что мы открылись и продолжили работу и подстроились под ограничения. У нас большие помещения, хорошая вентиляция, любые электронные системы мы можем интегрировать в течение недели: регистрацию посетителей, продажу билетов онлайн. Все ограничения мы можем соблюдать», — говорит Матвей Линов. 


Сейчас оборот «Музея иллюзий» — это 30% того, что было до коронавируса.


Карантин мог бы стать отличным временем для модернизации музея, но на это нужны свободные деньги, которых в экстренной ситуации просто нет. В музее даже отключили интернет на время карантина — чтобы не платить по 25 евро в месяц. «Мы сейчас в режиме экономии каждого цента», — поясняет глава музея.

Но при этом Матвей Линов убежден: лучше хоть как-то работать, чем не работать вообще.


«Сейчас наша задача выжить — и мы с ней справляемся. В этом году мы ни на что не рассчитываем, этот год нужно пережить и забыть».


С пятницы музей вновь начнет принимать посетителей с соблюдением правил эпидемиологической безопасности. Директор музея говорит, что ничего чрезвычайно дорогого от бизнеса не требуют.

«Нынешние требования достаточно похожи на те, что были во время первого карантина — мы к ним готовы. Одноразовые маски закупили, заказали тестирование». Матвей Линов добавляет, что музей — это одно из самых безопасных мест в плане риска заразиться коронавирусом.

Его слова подтверждаются исследованием, проведенным Берлинским технологическим институтом: риск заразиться коронавирусом в музее ниже, чем в супермаркете, ресторане, офисе или в общественном транспорте.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.