logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Защита женщин или разрушение традиционных ценностей?

Защита женщин или разрушение традиционных ценностей?

Литва и Латвия приняли Стамбульскую конвенцию соответственно в 2013 и 2016 году. Однако парламенты не ратифицировали ее до сих пор. В свою очередь Эстония ратифицировала конвенцию еще в 2017 году. Каковы аргументы сторонников и противников конвенции в Латвии и Литве и нужен ли этим странам документ?

Это сложное слово «гендер»

Основной целью Стамбульской конвенции является предотвращение насилия против женщин. Этот документ вводит юридические предписания, которые создают правовую базу и подход к борьбе с насилием в отношении женщин. Положения документа направлены на предотвращение домашнего насилия, защиту жертв и судебное преследование виновных.

Разногласий в части документа по защите женщин от домашнего насилия не так много — так или иначе страны признают, что защищать женщин от домашнего насилия нужно. Основные дебаты разворачиваются вокруг положений конвенции, касающихся понятия гендера.

Конвенция определяет гендер как социально сконструированные роли, модели поведения, действия и атрибуты, которые данное общество считает подходящими для женщин и мужчин.


Одно из положений документа обязывает подписавшие стороны «включать в свои учебные программы на всех уровнях формального образования материалы по теме "Гендерные роли без стереотипов"».  


Противники ратификации конвенции приводят следующие аргументы: защита женщин от домашнего насилия уже прописана в национальных законодательствах, а положения конвенции в части гендерного равенства угрожают традиционным обычаям и устоям. Противники конвенции опасаются, что она откроет дорогу «нестереотипным» гендерам.

Христиане против?

Именно понятие гендера вызывает основные вопросы к Конвенции, и зачастую эти вопросы громко озвучивают представители церковных и религиозных организаций. Например, болгарский богослов и бывший депутат назвал гендер «словом-хамелеоном», а Болгарский синод православной церкви призвал власти не ратифицировать конвенцию. Сейчас ситуация в Болгарии такая же, как и в Литве и Латвии: конвенция принята, но не ратифицирована парламентом.

Литва — преимущественно, католическая страна. Духовенство здесь тоже выступает против ратификации конвенции. Христианские религиозные общины Литвы выступили против принятия Стамбульской конвенции, и об этом сообщила Конференции католических епископов. Представители христианских конфессий опасаются, что конвенция «отрицает человеческую природу и ставит под угрозу общее благо общества». Представители духовенства считают, что конвенция установит двусмысленное понятие пола и создаст юридические предпосылки для рассмотрения гендера только как социальной конструкции.


При этом представители литовских христианских церквей не отрицают необходимость защищать женщин от насилия: но делать это они предлагают через нормы национального законодательства.


В Латвии представители церкви также открыто выступали против ратификации конвенции. «Руководители Латвийских христианских церквей» несколько раз направляли премьер-министру письмо с просьбой не ратифицировать конвенцию. Аргументация все та же: «конвенция содержит пункты, которые позволят использовать ее для осуществления основанного на гендерной идеологии проекта переустройства общества».

В Литве священник Альгирдас Толиатас в социальной сети Facebook призвал подписать петицию с призывом не ратифицировать конвенцию. «Нам нужно перетянуть на свою сторону членов Сейма, которые могут изменить позицию. Если мы соберем, например, 300 тысяч подписей, это будет очень сильный аргумент», — написал священник. За это его подвергли критике как обычные жители страны, так и местные селебрити.

Глава Литовского центра прав человека Бируте Сабатаускайте напомнила, что в Литве церковь и государство отделены друг от друга. «Сейчас я вижу единое распространение ложной информации о конвенции несколькими организациями и несколькими священниками. А конвенция в первую очередь предназначена для защиты людей от домашнего и гендерного насилия», — отметила она.

В Латвии центр «Марта» в международный женский день направил правительству электронную открытку с призывом ратифицировать конвенцию.

Центр напомнил, что число жертв домашнего насилия растет каждый год, а в Латвии и вовсе учитываются официально только случаи, которые доходят до полиции.

34 страны ратифицировали конвенцию — и «небо не упало»

Сторонники ратификации конвенции приводят очень простой аргумент: 34 страны мира уже ратифицировали конвенцию. И ничего из списка опасений противников конвенции в этих странах не произошло — традиционные семьи не распались, массового появления «третьих гендеров» не случилось.

Президент Литвы Гитанас Науседа не так давно сделал довольно-таки странное заявление: он опасается, что принятие Стамбульской конвенции отразится каким-то образом на свободе слова.

Европарламентарий от Литвы Аушра Малдейкене на своей странице в Facebook в свою очередь спрашивает, что случилось со свободой слова в странах, ратифицировавших конвенцию. «Что не так со свободой слова в Италии, Германии, Франции, Швеции, Дании, Эстонии, Австрии, Бельгии, Финляндии, Греции, Ирландии или Португалии?» — пишет она.

Впрочем, страны, затягивающие ратификацию конвенции, склонны давать странные объяснения этому. Так, в Армении на полном серьезе обсуждали влияние конвенции на боеспособность армии — якобы мужчин, идентифицирующих себя как женщин, освободят от службы в армии, что подорвет боеготовность страны. Армения, подписавшая конвенцию в 2018 году, до сих пор ее не ратифицировала.

Польша, принявшая и ратифицировавшая конвенцию, в 2020 году начала процедуру выхода из документа: властям здесь не понравилось, что в школах учат понятию «гендер» — в этом усмотрели нарушение прав родителей

Немного цифр

По данным Европейского института гендерного равенства (EIGE),


в 2016 году в 16 странах ЕС 788 женщин были убиты их партнерами или членами семей. При этом данные показывают, что именно Латвия и Литва лидировали по числу женщин, ставших жертвами умышленного убийства партнером или членом семьи в пересчете на 100 тысяч человек.


Данных по 2020 году пока немного — результаты масштабного исследования ожидаются в 2024 году. Однако EIGE сообщает о 854 женщинах, которые были убиты их партнерами или членами семей в прошлом году.

В 2016 году в Евросоюзе 7 007 человек стали жертвами торговли людьми, 68% из них — женщины и девочки.

В 12 странах ЕС девочки подвержены риску калечащих операций, в том числе — женского обрезания.

В 2020-ом году 5% женщин ЕС были жертвами онлайн-харрасмента.

В заключение отчета EIGE добавляет:

«Стамбульская конвенция является наиболее полным международным договором о правах человека в отношении насилия в отношении женщин и домашнего насилия. Хотя все государства-члены ЕС подписали Конвенцию, проблемы, связанные с ее ратификацией, сохраняются в Латвии, Литве, Болгарии, Чехии, Венгрии, Словакии».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.