logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Неограниченные

Неограниченные

В марте исполнится год, как мы живем в новой реальности, вызванной эпидемией: беспрецедентные ограничения стали нормой. Врачи говорят, что ограничения необходимы, но бизнес страдает — особенно малый и средний. Кроме того, в решениях правительства разных стран не всегда можно увидеть логику. Так, в Латвии, например, запретили продажу части товаров: супермаркетах можно купить мыло, но нельзя мочалку, можно средства для стирки, но нельзя ведро или швабру, можно носки, но нельзя стельки и крем для обуви. В Польше малый бизнес уже выиграл иск в суде первой инстанции против государства. Свои иски готовит и Ассоциация рынков и торговых площадок Литвы. Там заявляют, что ограничения влияют на конкуренцию и защищают только крупных торговцев: правительство создало преференции крупным сетям, разрешив им торговать непродовольственными товарами и запретив то же самое малому бизнесу.

Пока некоторые компании пытаются отвоевать свои права в суде, другие проявляют чудеса творческого мышления, чтобы продолжить работу. Рассказываем о самых интересных примерах.

В лес за стрижкой

Пандемия поставила на грань существования индустрию красоты в Латвии. Власти то серьезно ограничивают работу салонов, то вовсе ее запрещают.

Ассоциация специалистов красоты Латвии обратились в суд Сатверсме с жалобой на действия правительства, а социал-демократическая партия «Согласие» провела акцию протеста – у Президентского замка люди зажгли свечи за упокой экономики страны.

Но акции редко замечают, в пандемию соцсети стали, пожалуй, главной площадкой для заявлений. Депутат Рижской думы Иева Бранте рискнула открыто нарушить запреты — она сделала стрижку в лесу и разместила фотографии в соцсетях. Это акция в защиту латвийской индустрии красоты. Иева заявила, что каждый парикмахер, оставшийся без средств к существованию и потому продолжающий работать, становится для государства преступником, за это полагается штраф в 2000 евро, тогда как пособие за простой составляет, в среднем, 200 евро. И не дай бог, если у тебя помимо обязательств по оплате коммунальных услуг есть необходимость арендовать жилье или выплачивать кредит. Сейчас Иеву ждет административное разбирательство, а некоторые коллеги поддержали ее флешмобом «стрижка в лесу». Отметим, что в отрасли косметического обслуживания в Латвии задействовано около 1,5 тысяч предприятий и более 4 тысяч физических лиц.

Церковь в баре

Жесткие ограничения за период пандемии нередко выводили малый бизнес из себя. Порой новые правила казались столь нелепыми, что предприниматели решались на саркастические акции в адрес государства. Так, когда в Англии кафе и ресторанам разрешили работать только навынос, владельцы текила-бара подали заявку на перерегистрацию бара в «Церковь 400 кроликов». Авантюра не прошла, но автор заявки Джеймс Аспелл рад, что его выходка позволила хотя бы привлечь внимание к несправедливым ограничениям: «Мы просмотрели список всех предприятий и заведений, которым разрешили работать, и там присутствуют все виды бизнеса, кроме баров и ресторанов. За нашей дверью работает рождественская ярмарка, и ей ничто не мешает, а мы — под запретом».

Религиозные встречи в фитнес-центре  

Проверкой закончилась похожая история в польском фитнес-центре. Тот объявил себя магазином, где можно попробовать различные тренажеры, и церковью здорового тела, где будут проходить «религиозные встречи» (тренировки) с «советом старейшин» (тренерами). В своем посте владельцы центра написали: «Мы не просто боремся за здоровье! Мы сейчас боремся за выживание! За наши рабочие места! За возможность выбора!»

Поесть на границе

Ресторану «Rick’s Vis & Vlees» на границе Нидерландов и Германии повезло больше. Собственно, граница проходит между дверью и прилавком. И когда Нидерланды закрыли бары и рестораны, директор просто сдвинул стулья и столы на территорию Германии и продолжил работать. «Ты берешь рыбу в Нидерландах и ешь ее в Германии, — рассказал журналистам владелец ресторана де Вирс. — Это даже одобрили власти. Я позвонил в управление в Голландии, все ли в порядке, и они сказали — да». 

Как жители справляются с ограничениями?

Европа с трудом привыкала к ограничениям: комендантскому часу, новым правилам торговли и запрету на путешествия, удаленной работе, обучению детей дома, социальной дистанции. В Австрии ее теперь измеряют в слонятах. 1 слоненок равен 1 метру. Для наглядности почта Австрии даже выпустила марку из туалетной бумаги с символом дистанцирования. Пандемия же  была объявлена словом года, а его несомненным символом стала маска. Вообще, за этот год люди стали свидетелями странных запретов, необычных человеческих поступков и непредсказуемых событий.

Так, американская полиция официально попросила преступников не совершать противоправных действий, пока не закончится эпидемия: «Мы заранее благодарны вам за сотрудничество в борьбе с преступностью. Мы сообщим, когда вы сможете вернуться к своей обычной криминальной практике», — написали полицейские в соцсетях.

Италия прославилась сплоченностью в период пандемии — люди там выходили вечерами на балконы и пели, но не только. Некоторые впервые познакомились со своими соседями, делая антиковидную зарядку в 6 утра на балконе. В России домашние собаки стали для своих хозяев билетом на легальную прогулку, а в Испании своих питомцев научились снаряжать за продуктами. Выдержать многонедельный домашний арест для многих было не под силу. Так, на Закарпатье полицейские задержали 92-летнюю женщину за нарушение карантина. Утверждают, что бабушка сбежала от заботливых родственников через окно и забор, чтобы купить себе платок на Пасху. А во Флоренции полиция остановила велосипедиста, который тоже сбежал из дома — он признался, что предпочтет сейчас заплатить штраф, чем оставаться с семьей.

Иногда государства доходили до рукоприкладства, требуя соблюдения новых правил и ограничений. Так, полиция Индии буквально избивала палками нарушителей карантина. Также в качестве наказания стражи порядка могли заставить нарушителя отжиматься. Нелегко пришлось и свободолюбивым жителям Нидерландов, когда власти закрыли все общественные заведения. Тут же в стране выросла нелегальная торговля каннабисом. В итоге власти пошли на беспрецедентный шаг — они позволили лицензированным магазинам продавать марихуану при условии соблюдения безопасной дистанции.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.