logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Грузия планирует начать процесс вступления в Евросоюз к 2024 году. Что это значит?

Грузия планирует начать процесс вступления в Евросоюз к 2024 году. Что это значит?

Грузия подаст заявку на членство в Евросоюзе к 2024 году, заявил еще 6 января премьер-министр Грузии Гиорги Гахария, передает Jam-news.

А 19 января Себастьян Молинеус, региональный директор Всемирного банка по Южному Кавказу, сообщил после встречи с Гахария, что Всемирный банк готов поддержать Грузию в подготовке официальной заявки на членство в ЕС к 2024 году.

Что значит для страны подать заявку на членство в ЕС? Насколько готова к этому Грузия и можно ли говорить о том, что Грузия действительно станет страной-кандидатом на членство в ЕС в 2024 году?

Мы поговорили об этом с Вано Чхиквадзе, руководителем Программы европейской интеграции Фонда «Открытое общество — Грузия».

Что будет, когда Грузия подаст заявку на членство в Евросоюзе?

Прежде всего: подача заявки на членство в Евросоюзе — это простая процедура. Заявку может подать любая страна — от имени первого лица страны отправляется письмо в Европейский Совет.

А вот после этого начинаются трудности.

Заявление рассматривается Европейской комиссией. На основании его заключения государства-члены принимают предварительное решение о том, предоставить ли заявителю статус кандидата.

Потом страна-заявитель получает анкету для заполнения, которая определяет политическую, экономическую и административную готовность страны. И Европейская комиссия готовит еще одно заключение — уже на основе ответов страны-кандидата.

Количество вопросов зависит от страны. Например, для Хорватии анкета содержала 4 560 вопросов, а для Черногории — 2 178 вопросов.

Стране-заявителю дается три месяца на заполнение анкеты. Однако были случаи, когда этот процесс затягивался.

Затем начинается самый сложный и ответственный этап — этап переговоров. Здесь изучается законодательство страны-кандидата, чтобы убедиться, что оно соответствует европейскому.

И если не все законы отвечают этому требованию, то страну-кандидата ждет самый длительный процесс: она должна привести свое законодательство в полное соответствие с европейским.

На этапе переговоров готовится огромный документ, состоящий из 35 глав. Все они должны быть успешно «закрыты».

Но и это тоже довольно условный этап. До окончательного решения ЕС может снова вернуться к обсуждению каких-то глав — в любое время и по разным причинам.

Например, Черногория получила статус «потенциального кандидата» (European Perspective) еще в 2003 году, тогда она была в составе Государственного союза Сербии и Черногории. Она подала заявку на членство в 2008 году, потом потребовалось еще два года, чтобы получить статус кандидата. Переговоры об официальном членстве страны в ЕС идут с 2012 года, однако пока Черногория сумела условно закрыть только три из 35 глав основного документа.

В общем, требуются годы с момента подачи заявки на членство в Евросоюзе до получения статуса страны-кандидата.

Каковы в целом критерии оценки страны перед получением статуса кандидата?

Можно выделить три основных критерия, которые называют «копенгагенскими»:

  1. В стране должны быть крепкие институты, обеспечивающие демократию, верховенство закона, права человека и защиту меньшинств;
  2. Страна должна иметь рыночную экономику, способную конкурировать на рынке Евросоюза;
  3. В этой стране должны применяться европейские законы и постановления, касающиеся политических, экономических и финансовых вопросов.

Каковы шансы Грузии получить статус кандидата в 2024 году?

Золотое правило для страны, которая намеревается подать заявку на членство в ЕС, — правильное и своевременное выполнение взятых на себя обязательств.

Грузия взяла на себя обязательства в 2014 году, когда подписала соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Это укрепление демократических институтов, защита прав человека, верховенство закона, развитие экономики, создание европейского законодательства.

За этими общими словами должны стоять конкретные дела. Но после подписания соглашения об ассоциации Грузия довольно неравномерно двигается к выполнению своих обязательств.

Лучше всего дела обстоят в области защиты окружающей среды. Также есть ощутимые изменения в области прав человека — например, законодательные изменения, касающиеся домашнего насилия. Усовершенствовано законодательство по охране труда.

Однако все это капля в море.

В случае с Грузией дела обстоят намного хуже как раз по ключевым вопросам — это верховенство закона, справедливая судебная система.

Основная проблема — справедливость

Самая большая проблема, которая блокирует Грузии путь в Европу, — это судебная система.

Об этом свидетельствуют отчеты и Евросоюза, и Госдепартамента США.

Юрист Гиорги Мшвениерадзе, много лет проработавший над проблемами независимой судебной системы, говорит, что пока в этом направлении есть только внешние изменения:

«Реформу можно провести на бумаге. Но все дело в ее исполнении. Пока что мы видим, что государство приукрашивает текущую ситуацию, чтобы не слишком отличаться от международного сообщества. Однако наши партнеры уже в открытую заявляют, что у грузинского суда есть проблема с независимостью, и чтобы устранить ее, правительство должно проявить волю».

Насколько стратегически правильно подавать заявку в одиночку, а не в региональном контексте?

Грузия станет третьей страной в истории Европейского Союза, которая подаст заявку на членство в ЕС в одиночку. До нее это делали только Греция и Хорватия.

Действительно, практика показывает, что совместная заявка нескольких стран региона на интеграцию в Евросоюз — это более реалистично, чем отдельная инициатива конкретной страны.

Поэтому, например, совместная заявка с Украиной и Молдовой, которыми, как и Грузией, движут европейские устремления, имела бы больший вес.

Преимущество совместной заявки с Украиной и Молдовой еще и в том, что в отличие от Грузии, эти страны имеют сухопутную границу с Евросоюзом. А граница играет важную роль для членства. Единственной страной, которая вошла в ЕС, не имея сухопутной границы, была Греция.

Но на этом этапе эти три страны не проявляли серьезных намерений сотрудничать и готовиться к совместному вступлению в ЕС, считает Чхиквадзе.

Помимо плюсов, у процедуры совместного вступления стран в ЕС есть и минусы.

В плане реформ Грузия намного опережает и Украину, и Молдову. И если Европейская комиссия будет рассматривать совместное заявление этих трех стран — Грузии придется ждать, пока Украина и Молдова начнут реформы, которые в Грузии уже идут.

Что касается Южного Кавказа, то здесь ситуация еще более неоднозначная. Соседи Грузии по региону сами еще четко не решили, куда они двигаются — у них даже нет заявленной цели о вступлении в Евросоюз. Поэтому совместный путь с ними в Евросоюз будет неоправданно длинным и трудным.

Можно ли считать все эти статусы и уровни очень важными?

Каждый шаг на пути к евроинтеграции очень важен и у каждого своя политическая нагрузка.

Грузия на пути к интеграции в Европейский Союз, но без статуса. Ожидалось, что при подписании соглашения об ассоциации страны Восточного партнерства, в том числе Грузия, одновременно получат статус «потенциальных партнеров». Но этого не произошло. Статус «потенциального кандидата» (European Perspective) не упоминается в соглашении об ассоциации.

Хотя теоретически возможно, что страна может получить статус кандидата, минуя предварительный статус «потенциального кандидата» (European Perspective).

Самый последний этап — подписание договора о членстве. Это означает, что страна успешно прошла статус кандидата и уже получила статус страны, ожидающей членства. На этом этапе страна пользуется правами наблюдателя в европейских институтах.

Сценарий присоединения для каждой страны свой, и зависит это от многого. Албания, Македония, Черногория, Сербия и Турция уже являются странами-кандидатами. Босния и Герцеговина только пытается приблизиться к ЕС.

Страны Балтии в свое время проявили такую ​​политическую и экономическую волю и так быстро провели реформы, что стали членами Европейского Союза в ускоренном порядке, пропустив многие этапы.

Однако в случае со странами Западных Балкан эта процедура все больше затягивается. В Грузии этот процесс тоже начался гораздо раньше, в 2004 году, но очередная фаза переговоров также затягивалась. Кстати, Северной Македонии, например, понадобилось 15 лет, чтобы переговорный процесс возобновился.

А в случае с Турцией этапы европейской интеграции настолько затянулись, что сегодня даже сама страна-кандидат потеряла интерес к членству.

Что будет в 2024 году

Грузия подаст заявку на членство в Евросоюзе в 2024 году, и времени на подготовку остается мало. Но оно все же есть, чтобы должным образом подготовилась ​​к этому сложному и полному перемен процессу. Главное — проявить политическую волю и готовность к реформам, считает Чхиквадзе.

И реформа судебной системы стоит в этом списке на первом месте.

Грузии вряд ли угрожает то, что произошло с Марокко. Заявку этой страны отклонили сразу на том основании, что это не европейская страна.

«Несколько лет назад Грузия была признана восточноевропейской страной. Если честно, это очень расплывчатый и противоречивый термин, но в то же время он дает нам повод думать, что в нашем случае марокканский сценарий реализован не будет», говорит Чхиквадзе.

Но опасность, что в случае с Грузией процесс затянется, является реальной.

Следует также учитывать скептицизм большинства стран-членов Евросоюза относительно его дальнейшего расширения.

Одновременно у Грузии есть и серьезные сторонники среди стран ЕС. Это в основном те страны, которые недавно присоединились к Европейскому Союзу. В первую очередь это Польша. И они заинтересованы в принятии Грузии в состав ЕС.

Однако они не смогут помочь, если Грузия не представит веских аргументов, чтобы убедить и другие страны-члены. Этими аргументами должны стать реформы, законодательные изменения, улучшение политической или экономической ситуации.

Пока Грузия готовится подать заявку на членство в Евросоюзе, оставшееся до 2024 года время она должна активнее укреплять связи со странами, которые ее поддерживают:

«Наши дипломатические миссии должны максимально использовать этот ресурс. Нам также нужно активнее работать и в тех странах-членах, которые скептически относятся к расширению Евросоюза».

То, что премьер-министр объявил дату подачи заявления о членстве — это правильное решение, считает Чхиквадзе:

«Грузия уже прошла определенные этапы на пути к евроинтеграции. И если она подаст заявку, мяч перейдет на поле Евросоюза. То есть все процессы уже будут происходить в соотношении с тем, быть Грузии или не быть частью Европейского Союза».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.