logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

До полного ноля далеко

До полного ноля далеко

В январе крупная розничная сеть магазинов Rimi объявила о пилотном проекте — впервые в странах Балтии крупный ретейлер начал продажу товаров без упаковки. На прилавках некоторых магазинов сети в Латвии, Литве и Эстонии появились средства для дома, стирки и ухода за телом в розлив, там же на открытых витринах мыло, бомбочки для ванн, а также зубные щетки в индивидуальной упаковке, которая легко подвергается переработке.

Это осторожная попытка (участвуют несколько магазинов) массового ретейла предложить жителям балтийских стран осознанное потребление: сокращение отходов, сохранение ценности продуктов, материалов и ресурсов. Согласно пресс-релизу компании, эксперимент проводится в рамках концепции zero waste (нулевые отходы), которая «включает в себя как ответственное производство товаров и оказание услуг, так и запланированные покупки и максимально широкое повторное использование вещей. Таким образом, количество бытовых отходов сокращается, природные ресурсы сохраняются, снижается загрязнение окружающей среды».

Покупателям предлагают приходить за продукцией со своей тарой или приобрести многоразовую емкость в магазине. Клиенты могут выбрать необходимое количество или объем товара. Сначала нужно взвесить тару на весах, распечатать соответствующую наклейку, затем отсканировать этикетку и, наконец, взвесить уже заполненную емкость, выбрав необходимый продукт в меню.

 

Экозамена: дорого, неудобно, ответственно

Принципы zero waste были сформированы еще в конце 1990-х, давно применяются в торговых и производственных предприятиях Европы, однако в балтийских странах до сих пор были представлены в основном в специализированных небольших магазинах со своим кругом клиентов. Zero waste предполагает, в частности, отказ от продуктов или упаковки, которые по большому счету не нужны. Автор концепции американка Беа Джонсон утверждает: «Чем меньше у тебя есть, тем меньше ты тратишь на уборку, ремонт, хранение». Zero waste предполагает 5 принципов: refuse (отказ), reduce (сокращение), reuse (повторное использование), recycle (переработка), rot (компостирование). Это целая философия, но что касается походов в магазин, то Беа не ходит закупаться без трех текстильных сумочек и мешочков для продуктов, пяти банок — для мяса, рыбы, сыра, жидкостей, у нее есть закрывающиеся пакеты для соли, приправ, сахара и хлопьев, а молоко она приобретает в возвратной упаковке. Например, в стеклянных бутылках. Она не берет неперерабатываемые товары, например, вместо бумажных салфеток использует тканевые. Ее опыт позволяет утверждать: «Экозамена есть всему, даже презервативам».

В своих интервью Беа часто рассказывает, с каким непониманием ей приходится сталкиваться. Вот и в Балтии первой реакцией социальных сетей на новость о появлении zero waste в Rimi тоже стало отрицание и скепсис, причем как от обычных покупателей, так и от приверженцев ZW. Одних смущал принцип отсутствия индивидуальной упаковки:

«Может, я чего-то недопонимаю, но как набирать в свою тару зубную пасту, а главное — как потом использовать, ведь она очень быстро засыхает? А жидкое мыло? А как это оплачивать? По весу? А как вес своей тары отнять? По-моему, это чистый маразм!»

«Бред какой-то! 18 век!»

Такое мнение перекликается с ужесточением противокарантинных мер. В России, например, общественность всю осень 2020 года отстаивала право покупателя приобретать товар на развес в свою тару. В итоге новые правила СанПиН отредактировали, но взвешивать продукты без упаковки на весах все же нельзя, кроме тех, что подлежат предварительной обработке. По сути под запретом оказалась выпечка, мед, готовые блюда, а также молочные продукты на развес. Орехи и сухофрукты разрешили продавать из дозаторов.

Другие были разочарованы в цене. Экономии или нет, или она невелика. Пока на полках магазина — продукция местных производителей, в частности латвийского предприятия по производству бытовой химии Spodrība. С 2012 года изготавливает серию продуктов без использования парабенов, фосфатов и красителей. А также латвийский производитель косметики STENDERS. Продукция последней не относится к эконом-классу. Кусок мыла стоит до 5 евро, что немало смутило первых посетителей отдела zero waste:

«Это же классика маркетинга: «эко», «био» и прочее «rainbow friendly» — не значит, что будет дешевле».

Концепция zero waste, действительно, позволяет экономить, но не столько за счет стоимости продукции, сколько за счет разумного потребления (не тратите время на покупки, на утилизацию, в принципе покупаете меньше товаров, закупаете большие партии и получаете за это скидку).

В разгар пандемии и коронавирусных ограничений дизайнер из Австралии разработала многоразовую туалетную бумагу в концепции zero waste (www.facebook.com/Handmade-Australian-Textiles)

Первый шаг к новым нормам / Чем меньше мы имеем, тем счастливее можем стать

Много критики в соцсетях было и от тех, кто поддерживает идеи zero waste. Ретейлер предлагает массовый продукт, к которому у щепетильных приверженцев ZW есть претензии, поэтому Rimi пока, по крайней мере, вряд ли составит конкуренцию маленьким представителям в этой нише.

Так, в Facebook участники группы «Zero Waste Latvija diskusijas» обсуждали допустимость наличия SLS и парабенов в продукции:

«К сожалению, вариантов ZW не так много, — пишет участница группы Агнесе. — Если выбор стоит между моим здоровьем и ZW, я тоже выберу свое здоровье и не буду использовать химию.

Каймай Кулдепп из Эстонии 5 лет живет по принципам ZW. Поначалу она доходила до крайностей в деле сокращения отходов и не так давно нашла баланс. В прошлом руководительница туристического бизнеса, сейчас она больше времени уделяет волонтерской работе и заканчивает магистерскую диссертацию по экологической информированности. Каймай поделилась с «Новой газетой-Балтия» своим опытом и объяснила, отчего Rimi получил так много скептических оценок. 

«Новое предложение — легкая и доступная альтернатива для тех, кто хотел бы и может сделать выбор в пользу отказа от упаковки, но при этом не стал бы искать специализированные магазины и предпринимать отдельные усилия, — говорит Каймай Кулдепп. — Это хорошее начинание, но вряд ли переломит ситуацию. Это скорее создает иллюзию, что что-то изменилось, при этом никому не нужно отказываться от какого-либо комфорта. И все же я считаю, что нам нужно больше магазинов, предлагающих такое решение. Только так мы сможем вдохновить на более масштабные перемены, сделать это новой нормой. Это не масштабное событие, но крошечный шаг, он нужен, чтобы достичь больших системных изменений».

В Rimi мы встретили людей, которые признались, что вряд ли станут частыми посетителями такого отдела. Наш собеседник в латвийском магазине Андрис Калныньш не решился на покупку в ZW, хотя в целом поддерживает идею: «Я бы не стал брать на розлив, например, дезодорант. Я плохо организован. У меня никогда не будет с собой баночки. Я все делаю на ходу. Но многие в моем окружении, думаю, за такой вариант, если это не товар личной гигиены, а средство для посуды, стирки или мыло. Мои более ответственные знакомые часто заказывают шампуни и гели в интернете. Единственное, они бы еще хотели, чтобы им присылали каждый раз продукцию не в новой упаковке, а в экологичном пластике». 

Каймай настаивает: не существует строгих норм ZW, они индивидуальны для каждого, потому что это можно сравнить с ощущением счастья, которое у каждого свое. Принцип «чем меньше мы имеем, тем счастливее мы можем стать» каждый должен сбалансировать под себя. Когда это догма, она вряд ли принесет гармонию.

Каймай имеет машину, но предпочитает велосипед. Использует авто только при необходимости и еще с радостью делится им со знакомыми. Она щепетильна в выборе одежды, но покупает ее с рук или в секонд-хенде. «Возможно, это покажется странным, но я стараюсь носить джинсы и другую одежду как можно больше раз перед стиркой, — говорит она. — Иногда я надену их и 100 раз!» Так сокращаются ресурсы, затрачиваемые на стирку, одежду она не гладит.  При этом, конечно, речь не идет о том, чтобы ходить в неподобающем виде. Что касается питания, то Каймай предпочитает местные продукты по сезону. Летом она заготавливает варенья, соки, консервирует грибы, сушит горох и фасоль. Она использует общественный огород в Таллине, чтобы выращивать овощи, клубнику и травы для чая. Разумное потребление — это всегда довольно тонкий выбор, требующий порой сложного анализа и оценки урона, который ты можешь нанести. Так, Каймай много читает, при этом чаще всего берет книги в библиотеке. Покупает, только если необходимого издания нет или если она желает поддержать автора. Чаще всего она приобретает подержанные книги, либо электронные. «Электронные отходы — это еще одна недостаточно освещенная тема, — рассказывает Каймай. — Любая e-книга, находящаяся на сервере, расходует энергию и оставляет след. Я много изучала, что лучше использовать — бумажные или электронные книги. Я читаю 100-150 книг в год, и в моем случае электронные книги имеют меньший след. Подсчитано, что 60-80 книг оправдывают производство технического гаджета за всю его жизнь. Поэтому я с гордостью спасаю деревья и продолжаю использовать свою электронную книгу».

В Латвии, Литве и Эстонии работают несколько уникальных магазинов, где можно купить не только средства для ухода за собой или для дома, но и продукты без упаковки. В основном, это еда, которую чаще всего не продают в перерабатываемой таре. Также там можно приобрести и необычные товары: домашнее варенье, банановые чипсы, шоколадные шарики из полбяной пшеницы. И никаких вредных добавок.

Мария Шилинските во время пандемии посетила 6 магазинов, придерживающихся принципов zero waste в Литве. Она считает, что лучше всего идеям ZW следуют наши бабушки, и по сути, это возврат к прежнему образу жизни, но «теперь продукты без упаковки — это не только экологичные товары от местных фермеров (мясо, сыры, молоко местного производства имеют вкус), но также бережливость, культура повторного использования, качество продукции. В большинстве случаев рассыпные макаронные изделия, крупы, чистящие средства и косметика предлагаются органическими, натуральными брендами. Сыпучие, орехи, фрукты и овощи в больших количествах импортируются из стран, где эти продукты растут естественным образом».

В предложении литовских магазинов ZW Марии не понравились разве что тушь и блеск для губ, так как их тюбики имеют пластиковые вкладыши и не устроило их качество.

 

Привычки vs закон

Движение zero waste стало особенно актуальным в 2018 году, когда Евросоюз принял ряд законов для улучшения экологической ситуации и увеличения объемов переработки мусора. По новым правилам, страны ЕС уже в прошлом году должны были перерабатывать 50% от общего количества мусора, в 2025 году — не менее 55%, а в 2035 — 65%, при этом на свалки должно попадать не более 10% отходов, остальное возможно сжигать на экологических заводах для производства энергии.

Эти довольно жесткие правила особенно серьезно угрожают балтийским странам суровыми штрафами — около 400 тысяч евро. По данным Европейского агентства по защите окружающей среды (ЕЕА), Эстония и Латвия плохо справляются с переработкой. Последняя из балтийских стран в рейтинге ЕЕА, Латвия занимает 18 место из 27. В Риге сортируют около 10% отходов, а перерабатывают 25%, тогда как лидеры списка превысили порог в 60% (Австрия, Германия, Тайвань, Египет). При этом балтийские страны производят меньше мусора, чем в среднем в Европе (Литва – 464 кг на человека в год, Латвия – 407 кг, Эстония – 405; для сравнения Дания – 766 кг, Румыния – 272 кг).

Неэкологичные потребительские привычки имеют свою цену. Подсчитано, что до 80% содержимого нашего мусорного ведра составляет упаковка. Только 5% стоимости упаковочных материалов остаются в экономике — остальные затраты буквально выбрасываются на свалку, а это примерно 105 млрд. евро ежегодно. Еще цифры: 90% исходных материалов становятся мусором еще до того, как продукт покидает фабрику. Три четверти всех товаров попадают на свалку в первые полгода своего существования. При этом в мировом масштабе, по данным Всемирного банка ежегодно человечество производит более 2 млрд тонн ТКО, это примерно 740 граммов на человека в день. Эффективное управление отходами стоит дорого — 20-50% муниципального бюджета, особенно остро ситуация складывается в бедных и развивающихся странах. К 2050 году мусора станет еще на 70% больше, его объем достигнет 3,4 млрд тонн в год.

 

Почему товары zero waste не стоят дешевле?

Балтийским странам пока не хватает должной инфраструктуры. «Особенно это чувствуется в быту», — рассказывает собеседник «Новой газеты-Балтия» Павел Бородин, который по работе часто вынужден жить в разных странах. В Литву он приехал из Германии, и сразу отметил разницу в отношении к мусору.

«Раздельный сбор мусора — это муторно, сначала раздражает и надоедает. Тебе все время нужно думать, что куда выбросить. Я часто путал, и тогда приходилось лезть в мусор и перекладывать. Но правила обязывают. В Берлине я жил в гостевом многоэтажном доме, где все квартиры в аренде, есть договор с УК, в котором прописано, что сортировка обязательна, иначе штраф. В кухне стоит специальное ведро, разделенное на 4 секции: пластик, бумага, стекло и пищевые отходы. Это сложно и занимает время, но потом привыкаешь. В Литве, как и в Латвии, такого нет. Нет обязательства — ты перестаешь сортировать».

Опыт Германии — передовой, там мусор сортируют с 1980-х годов. Страна производит 500 кг мусора на человека в год и перерабатывает 60-80%, при этом 15% сырья немецкой промышленности получают с помощью переработки. Опыт Балтии скромнее. Есть отдельные инициативы, например, в Эстонии жители могут самостоятельно и бесплатно привозить на полигон ТБО «Paikre» упаковку, целое электронное или электрическое оборудование, батарейки, краски и лекарства. В прошлом году в Таллине открылся магазин «Green forest plastic free shop». Однако это не позволяет коренным образом изменить потребительские привычки. Нет ничего сложнее, чем преодолеть стереотипы потребительского поведения, утверждают эксперты. И дело не только в каждом из нас. Ничего не сдвинется, пока не изменится система производства и ретейла. Сегодня только 10% потребителей готовы каждый день выбирать дорогие решения, к которым относится экологичный продукт:

Отношение жителей Балтии к проблеме мусора и разумному потреблению раскрывает недавнее исследование Еврокомиссии. В целом, общественность здесь меньше других озабочена проблемам окружающей среды. Основной экологической проблемой литовцы, например, считают растущее количество отходов, а воздействие пластика и микропластика для них на последнем месте. При этом лучшим способом борьбы с экологическими проблемами считают изменение привычек потребления и обеспечение выполнения уже принятых законов. Личный вклад жители Балтии видят в раздельном сборе мусора и покупке товаров местных производителей.

Каймай Кулдепп из Эстонии считает, что человечеству рано или поздно придется отказаться от привычного комфорта: «Изменение менталитета — долгий процесс, нельзя так просто изменить наш капиталистический цикл постоянного обновления, желание и приобретение большего. Я лично стараюсь найти удовольствие в другом. Если мы не потребляем чрезмерно, не сравниваем себя с другими и не хвастаемся, мы можем найти удовольствие в обучении, например, в досуге, да мало ли в чем. Большинство крутых вещей в жизни не вредят планете!»

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.