logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Врач: отставка главы минздрава — как выстрелить себе в ногу

Врач: отставка главы минздрава — как выстрелить себе в ногу
Фото: Илзе Винькеле

Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш отправил в отставку министра здравоохранения Илзе Винькеле за то, что она не справилась с подготовкой системы ко второй волне пандемии и плана вакцинации. Исполнять ее обязанности временно будет министр обороны Артис Пабрикс. В обществе есть мнение, что глава правительства совершил необдуманный шаг, поскольку «коней на переправе не меняют». Однако это решение возникло у него не вдруг. Выясняем, как это произошло, и обоснованы ли упреки.

Недостаточно хороша

Еще в конце апреле у премьера и главы минздрава возникли разногласия в вопросе о необходимости ношения в обществе масок. В стране ослабили режим чрезвычайной ситуации, и Кришьянис Кариньш настаивал, что маски нужно надевать, входя в общественный транспорт, магазины и другие публичные места. Минздрав воспротивился, последовав рекомендациям главного эпидемиолога Уги Думписа, который счел эту меру чрезмерной, поскольку уровень заболеваемости был низок.

Напряжение возросло с началом второй волны пандемии. В начале октября на фоне роста заболеваемости премьер настоял на запрете Рижского марафона Rimi, в котором должны были принять участие 15 тысяч человек. Его отменили за день до старта после упорного противостояния с Илзе Винькеле и главами еще двух ведомств. По мнению Винькеле, марафон соответствовал всем действующим  правилам эпидемиологической безопасности. Кришьянис Кариньш и в этот раз продемонстрировал приверженность более жестким ограничениям. На заседании правительства он усомнился, что локальные ограничения помогают сдерживать COVID-19. «Я думаю, что все происходит быстрее, чем мы способны отреагировать», — сказал он. 

Четвертого ноября, когда суточная заболеваемость достигла 367 случаев, вышло интервью Кариньша журналу «Ir», в котором он очень резко высказался о темпах работы главы минздрава. Он заявил, что ведомство за несколько дней до этого впервые собрало заседание внутренней группы по кризисному управлению, чтобы начать реструктуризацию больниц и изыскать дополнительные койки для больных Covid-19. Это произошло спустя несколько недель после начала нового роста заболеваемости. «Сама система не была готова принять тот факт, что кризис разрастается драматически, — подчеркнул глава кабинета. — Уже давно ситуация осознается и решения предлагаются слишком медленно». Еще 8 октября, по его словам, Винькеле считала, что никакая стратегия по преодолению второй волны не нужна, и только 27 октября соответствующий документ был принят. Глава правительства упомянул, что уже давно хотел скорее все закрыть, но Всемирная организация здравоохранения и местные эксперты рекомендовали это делать постепенно. Девятого ноября в Латвии снова была введена чрезвычайная ситуация.

Последней каплей в чаше терпения Кариньша стала недостаточная, по его мнению, оперативность в подготовке подробного плана вакцинации жителей. Премьер потребовал отставки Винькеле в Twitter в тот самый момент, когда она, собственно, и представляла журналистам этот план. Главе кабинета он показался невнятным. Его смутило то, что вся работа возлагается на плечи семейных врачей — такая высокая децентрализация, по его мнению, помешает обеспечить нужный темп процесса. Этому умозаключению способствовало высказывание главы Латвийской ассоциации семейных врачей о том, что с профессионалами никто не посоветовался. Кариньш заявил, что срок завершения вакцинации, намеченный на 2022 год, отложен слишком надолго, и форсировать процесс, начавшийся 28 декабря, нужно немедленно, в то время как, по его словам, большинство вакцин сейчас «лежат на складе», потому что в праздники никто не работал.

Латвия, как и другие страны ЕС, подала заявку на вакцины пяти производителей еще на стадии их разработки. Упор делался на препарате AstraZeneca, который, как ожидалось, достаточно эффективен, наиболее дешев и легок в транспортировке, распространении и использовании. К тому же, предполагалось, что он будет одобрен быстрее других. Однако во время испытаний случилась техническая накладка, и регистрация была отложена (в чем никак нельзя усмотреть вины латвийского минздрава). Поэтому латвийских медиков, которые по плану первыми должны получить вакцину, стали, как и во всем ЕС, прививать препаратом Pfizer/BioNTech, первым поступившим на европейский рынок. По мнению Винькеле, в условиях, когда из пяти потенциальных поставщиков четыре еще не зарегистрировали вакцины, возможность создания стабильного плана за месяц до первой поставки — это иллюзия.

Сама госпожа министр (теперь уже с приставкой «экс») признала, что с учетом «кардинальных разногласий» с главой правительства такой исход был вполне логичен. Именно личные разногласия и стали, по ее мнению, причиной отставки. С первого дня пандемии, согласно Винькеле, она была убеждена, что кризис в области здравоохранения тесно связан с социально-экономическими факторами. «[Правительству] было легче сосредоточиться на проблемах со здоровьем, пренебрегая адекватной системой своевременной поддержки, — сказала она, — Я не критикую министерство экономики, которое подготовило эти предложения, но оно столкнулось с сопротивлением в области доступности финансирования и понимания того, нужно ли вообще помогать людям в этой ситуации».

Средняя температура по больнице

Действительно ли эпидемиологическая ситуация в Латвии является критической? По данным сайта Worldometer, использующего данные Всемирной организации здравоохранения, в стране с начала пандемии по 6 января на 1 млн жителей зарегистрировано 24820 инфицированных, 421 смерти от Covid-19, сделано 498455 тестов. На 6 января зарегистрировано 1374 новых случаев, 36 смертей, 68 тяжелых и критических случаев. В соседней Эстонии тестов сделано примерно в той же пропорции, немного меньше инфицированных (23927 на 1 млн жителей), но вдвое меньше смертей (200 на 1 млн жителей), и на 6 января зарегистрировано 1104 новых инфицированных (только 4 смерти и 40 тяжелых и критических больных). В соседней Литве ситуация значительно тяжелее:  57191 тысяч случаев,  768 смертей на 1 млн жителей (сделано 629391 тестов на 1 млн жителей). На 6 декабря 2331 новых случаев, 40 смертей, 199 тяжелых и критических.

Во всех трех странах Балтии весьма высокий объем тестирования. Ключевой на данный момент эпидемический показатель — позитивная ставка, то есть, отношение новых зарегистрированных случаев инфицирования к сделанным за день тестам. Он в Балтии в последнее время растет. На сайте ourworldindata.org, который пользуется данным Университета Джона Хопкинса, можно сравнить данные по странам. На 5 января позитивная ставка в Латвии составляла 11,5%, в Эстонии – 12,9%, в Литве – 21,4%. Низкая позитивная ставка до 3% была зафиксирована только в Финляндии и Исландии. От 3% до 5% — на Кипре и Мальте, в Дании, Норвегии и Люксембурге. От 5% до 10% — во Франции и Испании, сидящих на жестком карантине, и в Греции. Большая часть Европы находилась между 10% и 20%, а подавляющая часть Центральной и Восточной Европы — региона, к которому относится и Латвия, —  между 20% и 50%.

Можно понять господина Кариньша, если учесть, что ресурсы больниц на исходе. В начале декабря из-за перегрузки, вызванной Covid-19, в латвийской системе здравоохранения объявили чрезвычайную ситуацию. Третьего января директор Службы неотложной медицинской помощи Лиене Ципуле рассказывала в интервью агентству LETA: «Некоторые больницы еще имеют ресурс для принятия пациентов с Covid-19, что, конечно, не решает проблемы в целом. Сейчас общая нагрузка свыше 85%, и это очень высокий показатель. В некоторых больницах — более 100%». Она отметила, что порой загруженность достигает 120%, а это означает, что коек для пациентов с коронавирусом больше нет, и для их госпитализации используются другие отделения. Возникла серьезная проблема с обеспечением мест в палатах интенсивной терапии и реанимации, и некоторые больницы неотложных пациентов принять не могут. Однако до сортировки больных, как в соседней Литве, дело не дошло.

Достоверный показатель интенсивности распространения инфекции, на который принято опираться при планировании путешествий — кумулятивная заболеваемость. На начало года самый высокий 14-дневный кумулятивный показатель заболеваемости на 100 тысяч жителей был зафиксирован в Лихтенштейне (1506.1) Литве (1336.6) Сан-Марино (952), Словении (913.7) Нидерландах (907) и Чехии (875.7). В эти страны международные пассажирские перевозки не осуществляются. Латвия с ее 581.4 случаями стоит на 8 месте среди стран, в которые международные перевозки разрешены — между Эстонией и Кипром. Европейский центр профилактики заболеваний отмечает, что в последние недели 2020 года среди 30 стран с высоким уровнем регистрации случаев (не менее 60 на 100 тысяч жителей) рост наблюдался в 14 странах, среди которых мы находим и Латвию.  Соответственно растет и кумулятивная смертность — но она на данный момент ниже, чем в целом по Центральной и Восточной Европе.

Легко комментировать с дивана

Профессиональные ассоциации заняли различную позицию в отношении демиссии Илзе Винькеле. Ее не поддержали Ассоциация онкологов, Общество врачей и Ассоциация молодых врачей — потому, что упреки в несвоевременности плана вакцинации несправедливы, к тому же, во время кризиса опасно менять руководство. Но поддержала ассоциация медсестер — потому, что им не повысили зарплаты. Сдержанное отношение у Ассоциации семейных врачей, которых волнует необходимость обеспечивать процесс вакцинации параллельно ежедневным обязанностям.

Сами медики в соцсетях высказываются осторожно. Врач-практикант Рижской 1-й больницы, исполнительный директор Ассоциации выпускников Университета Паула Страдиня, дерматовенеролог Артур Калва пишет: «Должен ли министр быть хорошим? Можете ли вы вспомнить министра, который всем нравился? Лично я такого не знаю. Сделала ли нынешняя министр все безупречно за время своего руководства? Определенно нет, но кто когда-либо был безупречен? Разве это правительство не было провальным с самого начала? Дадим каждому возможность ответить на этот вопрос лично. Теперь требование отставки министра здравоохранения — наверное, самый «гениальный» шаг года. Это как выстрелить себе в ногу и думать: «Друзья, все будет хорошо!»… У нас действительно некому возглавить сектор здравоохранения. Может, ничего не случилось, просто инфраструктура больниц перегружена, возникают проблемы с оказанием неотложной помощи (не говоря уже о плановой), в стране запущена очень объемная, небывалая вакцинация, которая, безусловно, является трудно управляемым процессом. И, как никогда, мы видим, что бывает, когда не хватает медицинского персонала, не хватает врачей, медсестер, помощников медсестер. После драки все умные кулаками махать, но я впервые хочу сказать спасибо министру за то, что она сделала. Особенно после битвы, в которой вы сражаетесь с беспрецедентным противником». Ему вторит врач-практикант больницы Паула Страдиня Юдите Лукша, которая работает в ковидном отделении: «Легко ругаться и комментировать с дивана, в то же время я представляю, как сложно управлять всеми этими ситуациями, находить решения, рационально мыслить и работать практически без выходных. Зная при этом, что даже если ты делаешь, что должно, тебя все равно будут ругать. Меня больше всего сейчас пугает то, что человека с опытом и наработками выкинули из команды, а на его место придет «неизвестно кто».

В соцсетях запущен хэштег «Спасибо Илзе» (#paldiesilze).

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.