logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Пластика ради Zoom и неизбежное переедание: 5 неочевидных последствий пандемии

Пластика ради Zoom и неизбежное переедание: 5 неочевидных последствий пандемии

Когда в начале 2020-го пандемия ворвалась в нашу жизнь, никто не мог представить, как сильно и как надолго она ее изменит. С началом карантина и уменьшением мобильности у людей появились новые привычки: первым делом в отношении к своему здоровью, а также во взаимодействии с другими людьми. Изменились потребительские тренды и отношение к дистанционной работе и обучению.

В этом тексте мы хотим немного отвлечься от статистики об инфицировании, новостей о новом штамме коронавируса и информации о массовой вакцинации. Hromadske рассказывает о некоторых неочевидных последствиях пандемии для нашей жизни (некоторые вас удивят).

Разводы участились — хотя и не везде

Уже по итогам первых карантинных месяцев в Китае (откуда началась пандемия, и где локдаун ввели раньше всего) возросло количество разводов. Эксперты называют карантин своего рода «идеальным штормом» — испытанием для пар, которым внезапно пришлось необычно много времени проводить вместе. Еще один фактор — ухудшение психологического состояния партнеров в связи с новой коронавирусной реальностью, усиление депрессивных состояний и тревожности. А еще — рост числа случаев семейного насилия.

О «тренде» на увеличение числа разводов к концу года заговорили и в других странах. Например, ведущая британская юридическая фирма Stewarts зафиксировала увеличение количества заявлений на развод на 122% в период с июля по октябрь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

Специалисты Stewarts не были слишком удивлены такой тенденцией. По их наблюдениям, разводы учащаются как раз после определенного времени, которое пары или семьи проводят вместе — например, после рождественских выходных. 

В США главный юридический сайт для заключения контрактов объявил о росте продаж своей основной сделки о разводе на 34%. Причем 20% клиентов составляли молодожены, которые поженились в предыдущие пять месяцев.

Кстати, в ряде стран, например и в соседней России, весной статистика разводов не предвещала ничего необычного. Более того — люди расставались даже на 35% меньше по сравнению с 2019-м. Но продолжалось это недолго: как только закончился жесткий карантин и люди банально стали чаще покидать дом, подавать на развод тоже стали чаще.

Вероятно, Украина — одна из немногих стран, которая не «вписалась» в этот печальный тренд. По данным Минюста, обнародованным в октябре, на карантине украинцы в шесть раз больше женились, чем разводились. Хотя браков все-таки меньше, чем в прошлом году.

Переедание и избыточный вес — последствие карантинной жизни и дополнительный риск

Конечно, избыточный вес сложно назвать глобальной тенденцией, связанной именно с карантином. Еще в начале пандемии Всемирная организация здравоохранения сообщала о росте уровня ожирения в мире как минимум в три раза по сравнению с 1975 годом.

Однако недавнее исследование Биомедицинского исследовательского центра Пеннингтона в штате Луизиана доказало связь изменения образа жизни во время карантина и лишним весом. Ученые проанализировали опыт тысяч людей в 50 странах и объявили: пандемия и последствия локдауна привели к кардинальным изменениям в распорядке дня и питания.

Локдаун побуждал людей во всем мире сократить физическую активность и принимать больше нездоровой пищи — около 27% опрошенных рассказали, что почувствовали это уже в первые недели карантина. Примечательно, что сбой пищевого поведения тесно связан и с психологическим состоянием, которое у многих сильно ухудшилось в период карантина, и изменением режима сна. Соответственно, проблемы с перееданием и лишним весом получили и те, кто раньше никогда ни с чем подобным не сталкивался.

Однозначно, пандемия заставила взглянуть на проблему с лишним весом более серьезно — ведь люди с ожирением легче попадают в зону риска и тяжелее переносят вирус. В Китае, откуда началась пандемия, сейчас более половины взрослого населения (а это более полумиллиарда людей) страдает от избыточного веса — почти вдвое больше по сравнению с 2002 годом. Такие результаты исследования обнародовали власти КНР — и они уже начинают бить тревогу.

Мы стали меньше курить. Но это не точно

Что же касается других привычек, пагубных для здоровья, то мнения разделились. Летом британская организация Action on Smoking and Health (Ash) радостно сообщала, что из-за пандемии число курильщиков в Соединенном королевстве стало минимальным за последнее десятилетие. Более миллиона людей бросили курить, боясь тяжелых последствий коронавирусной болезни для уже пораженных курением дыхательных путей. Сыграл свою роль и локдаун: лишний раз выходить в магазин за сигаретами было неоправданно.

Согласно исследованию JAMA, больше всего отказов от вредных привычек было среди молодежи. Это связано в частности с тем, что в период локдауна студентам пришлось покидать кампусы и приезжать домой, где они оказывались под строгим контролем родителей. Более двух третей молодых людей в Соединенных Штатах сообщили, что сократили употребление электронных сигарет во время карантина или вообще отказались от этой привычки.

Впрочем, производители сигарет советуют не спешить с выводами. По оценкам Marlboro Altria Group Inc., потребление их сигарет сократилось незначительно — всего на 2-3%. Скорее изменились потребительские привычки. Например, курильщики начали покупать больше пачек сигарет за раз — чтобы лишний раз не выходить в магазин. 

В целом же американцы курили много и во время карантина: во-первых, свободного времени стало больше, во-вторых, даже для малообеспеченных семей спасением стали карантинные выплаты от государства. Если в контексте курения слово «спасение» уместно, конечно.

Вырос спрос на пластические операции и различные бьюти-процедуры (все из-за Zoom)

Наверное, самое неожиданное открытие, связанное с карантинной реальностью — рост спроса на пластические операции и прочие «процедуры красоты». Адам Росс, представитель Американского общества пластических хирургов, связывает такую тенденцию, в том числе и с нескольких недоступностью бьюти-услуг в условиях локдауна — после того, как его ослабили, пациенты наконец-то смогли попасть в салоны и клиники.

Пока нет общемировой статистики, подтверждающей бум в пластической хирургии, но отдельные американские клиники сообщают об удвоении спроса по сравнению с предыдущим годом. Как отмечает директор Центра современной косметической и лазерной хирургии в Цинциннати Джон Мендельсон, девять из десяти его пациентов и пациенток признаются: на их решение сделать операцию повлияли видеозвонки в Zoom. 

Эксперты объясняют это так: при живом общении мы редко уделяем так много внимания своему внешнему виду, ведь со стороны-то мы себя не видим. Во время видеозвонков же приходится смотреть не только на говорящего, но и на свое зеркальное изображение — оно, как оказалось, многих не устраивает.

Кроме того, бьюти-процедуры, которые требуют длительного восстановления (скажем, лицевая хирургия, после которой долго не проходит отек) теперь стали доступнее в связи с дистанционной работой. Раньше они требовали нескольких недель, а то и месяцев «выпадения» из офисного режима, а теперь вернуться к рабочим обязанностям за домашним ноутбуком можно уже через несколько дней. 

Ну и, конечно же, еще один важный фактор — финансовый. В связи с закрытыми границами и ограниченными возможностями поехать в отпуск, на который семьи обычно копили весь год, теперь деньги чаще инвестируют в более определенные вещи — например в красоту.

Мы стали жить более экологично — хотя и не преднамеренно. Но продолжалось это недолго

Локдаун помог нам немного сохранить природу — за время карантина (в первой половине 2020-го) наблюдалось рекордное уменьшение выбросов парниковых газов. За такие достижения мы бы, наверное, еще не скоро могли похвалить себя, если бы не разительное сокращение авиаперевозок, приостановка наземного транспорта и энергетики. В целом выбросы сократились на 8,8% — это хорошая новость.

Но есть и плохая — продолжалось это недолго. Уже в июле, с ослаблением карантина, уровень загрязнения вернулся к привычному показателю. Соответственно, надежды о долговременном уменьшении выбросов, которое помогло бы замедлить глобальное потепление, не оправдались. И краткосрочное сокращение выбросов оказалось слишком незначительным по сравнению с общим ростом концентрации CO2.

 

Автор: Елена Куренкова

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.