logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Могут ли в Эстонии ввести прямые выборы президента

Могут ли в Эстонии ввести прямые выборы президента

Весной в Эстонии, возможно, пройдет референдум, на котором людям предложат ответить на вопрос: брак — это союз мужчины и женщины? Пока в обществе оппоненты ломают копья на эту тему, незаметной прошла новость о том, что партия EKRE предложила вынести на референдум еще один вопрос — о прямых выборах президента.

В Эстонии президента выбирают депутаты парламента в ходе трех туров. Кандидат в президенты должен набрать не менее 2/3 голосов парламентариев. Если выбрать в парламенте президента не удалось, то выборы переходят в коллегию выборщиков, состоящую из депутатов парламента и представителей местных самоуправлений. Выборы проходят в два тура. Если коллегия выборщиков не смогла выбрать президента, то выборы снова переходят в парламент.

В 2016 году произошел Конституционный кризис: ни парламентарии, ни коллегия выборщиков не смогли выбрать президента — кандидаты не набрали необходимое число голосов. В итоге дошедшие до финала два кандидата, Аллар Йыкс и Сийм Каллас, сняли свои кандидатуры, и старейшины парламента в срочном порядке нашли новую кандидатуру —  Керсти Кальюлайд, которую и утвердил парламент.

Этот кризис поднял вопрос о прямых выборах президента Эстонии гражданами страны. Тогда политики решили, что не стоит менять систему, и быстро нашли консенсус.

Спустя четыре года 24 ноября конституционная комиссия Рийгикогу приняла к рассмотрению предложение партии EKRE вынести на референдум вопрос прямых президентских выборов. Депутат парламента от EKRE Калле Грюнталь предложил добавить вопрос «Должен ли президент избираться народом Эстонии?» в референдум на тему брака как союза мужчины и женщины, запланированного на 18 апреля 2021 года.

В пояснительной записке к проекту решения провести референдум о необходимости прямых выборов президента Эстонии Грюнталь сослался на опрос Института социальных исследований (Ühiskonnauuringute Instituudi), проведенный в октябре 2018 года, где примерно три четверти участников опроса поддержали прямые выборы президента. В опросе приняло участие чуть более тысячи человек. Больше ничего в пояснительной записке нет.

Стоит отметить, что появившийся на свет в 2016 году институт, а точнее некоммерческое объединение MTÜ Ühiskonnauuringute Instituut, еще в 2017 году подвергся критике со стороны научного сообщества Тартуского и Таллиннского университетов, которые усомнились в научности проводимых опросов.

Однако это противоречит Закону о референдумах, так как на референдум может быть вынесен только один вопрос. Тем не менее, парламентская комиссия взяла в работу предложение депутата.

Политолог Пеэтер Тайм считает, что партия EKRE таким образом дает знать своему электорату, что она стоит за народ. «Вопрос прямых выборов президента в Эстонии обсуждался в течение последних 30 лет. Раньше его активно поддерживали центристы, сейчас эту повестку перехватили представители EKRE».

Еще один политолог Рейн Тоомла добавил, что предшественники EKRE из партии «Народный союз» активно муссировали тему прямых выборов президента, начиная с середины 90-х годов. «Центристская партия несколько раз поднимала этот вопрос в парламенте, но он ни разу не нашел поддержки, и вряд ли этот вопрос найдет сейчас поддержку в парламенте сейчас. Дело в том, что его могут поддержать только Центристская партия и EKRE, у них на двоих в парламенте 44 голоса. Партнер по коалиции, партия «Отечество» (Isamaa) никогда не поддерживала прямые выборы президента. Социал-демократы и реформисты будут против, потому что они против всего, что предлагает нынешняя коалиция».

По словам Тайма, Эстония — парламентская республика с представительской демократией, где парламент выбирает правительство и президента. Это всех устраивает, хотя в обществе и есть сторонники прямых выборов президента. «Конечно, сторонники EKRE хотели бы видеть правление сильной руки, но в длительной перспективе сосредоточение власти в одних руках может привести к авторитаризму. Такой опыт можно наблюдать у соседей на востоке. И у Эстонии был период президентского правления, приведший к авторитаризму (Константин Пятс — президент Эстонии 1938-1940 годы). Поэтому вряд ли на референдум будет вынесен вопрос о прямых президентских выборах».

Рейн Тоомла не видит ничего страшного в том, чтобы народ избирал президента. Но он не видит в этом никакого смысла без увеличения полномочий президента. «Сейчас у президента Эстонии есть только представительские функции, но отсутствует возможность законодательной инициативы. Допустим, что президента выбирает народ. Выборы — это парад обещаний. Что сейчас могут пообещать народу кандидаты в президенты? Ничего. Тогда какой смысл менять систему и тратить деньги налогоплательщиков. Один раз, возможно, люди и проголосуют на выборах президента, а потом это им станет неинтересно. Я не думаю, что у большинства в обществе есть такой запрос. Как говорят в народе, у политиков должно быть меньше власти».

Пеэтера Тайма не исключает, что вопрос о прямых выборах президента — это замещающий вопрос для референдума, если парламент все-таки не одобрит вопрос о браке, потому что идея проведения референдума — отвлечение внимания жителей страны от насущных проблем, связанных с пандемией коронавируса.

Конституционная комиссия Рийгикогу еще не рассматривала предложение EKRE о проведении референдума на тему прямых президентских выборов.

Следующие выборы президента пройдут с 10 августа по 29 сентября 2021 года.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.