logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Похороните меня под пикселем

Похороните меня под пикселем
Фото: иллюстративное фото

Цифровые кладбища — это сравнительно новый тренд, они все активнее появляются в разных странах мира. Идея проста: как правило, цифровые кладбища представляют собой базы данных, где хранится информация о захоронениях. У такого феномена сразу несколько преимуществ: людям эти базы данных помогают искать умерших родственников, самоуправлениям — вести инвентаризацию земли и понимать, сколько свободных участков осталось. Рассказываем, зачем еще нужны цифровые кладбища и как они работают, на примере литовской Клайпеды.  

Впереди всех городов 

В отличие от более развитых и густонаселенных стран мира, активно ищущих новые способы избавления от тел, которые подразумевают собой и кремацию, и компостирование и так называемые «небоскребов мертвых», Литва очень консервативна. Здесь тела принято предавать земле, а культура похоронных церемоний, ухода за могилами, строительства семейных надгробий, трепетного отношения ко Дню усопших и почившим в принципе заслуживает отдельного рассказа. При этом площадь кладбищ в стране увеличивается, и вместе с этим перед обществом встают две проблемы: государство озабочено поиском свободных участков и поддержанием территорий в порядке, а люди — возможностью отыскать могилы близких. Люди стареют, поколения меняются, многие умирают, другие уезжают за рубеж и приезжают домой изредка, а надгробия остаются — иногда, беспризорные и заброшенные.

Лебартайское кладбище (Новая газета — Балтия)

Приморская Клайпеда стала первым городом в Литве, решившим облегчить поиск захоронений и привести в порядок систему. В минувшем году муниципальные власти представили горожанам цифровую карту, охватившую территории двух главных кладбищ – Лебартайского и Йонишкес. Сегодня они занимают площадь в размере 75 гектаров, на них похоронены порядка 75 тысяч человек. С помощью новых технологий процедура надзора и учета бесхозных памятников, под которыми покоятся тысячи клайпедчан, значительно упростилась. По данным Клайпедского самоуправления, порядка 16% могил остаются заброшенными.

Власти Клайпеды по праву гордятся своей оцифровкой, показывая пример всей стране и соседям. Городская система проста в управлении: на специальном сайте kapines.klaipeda.lt, отлично работающем и на литовском, и на английском, представлена подробная карта, вкладки и поисковик, где вы может вбить фамилию и имя интересующего вас человека — тогда система выдаст вам нужную информацию. На электронной площадке вы увидите точное место захоронения, данные о почившем, а также фотографии надгробия. В муниципалитете утверждают, что смотрители периодически будут обновлять информацию, включая и фотографии, однако объем работ слишком велик, количество захоронений растет год от года, поэтому не стоит удивляться, если где-то сведения будут частично устаревшие.

kapines.klaipeda.lt

Кроме этого, чиновники призывают граждан сотрудничать — присылать фотографии и обновлять данные. Власти будут только рады, если им окажут посильную помощь.

Принцип работы

Найти нужную могилу просто, говорит заведующая отделом Клайпедского самоуправления по надзору за кладбищами Зина Станкене.  

«По имени и фамилии почившего и дате смерти в любом современном телефоне, на компьютере или планшете вы найдете конкретное место. Пользуясь Google Maps, который синхронизирован с системой, вам даже сформулируют четкий маршрут до того или иного захоронения», — говорит она.

Оцифровкой кладбищ в Клайпеде занималась молодая фирма «Kapinių valdymo sprendimai» (Решения в управлении кладбищ), которая работает на рынке всего четыре года. Эту компанию можно назвать единственной в стране, предоставляющей услуги такого рода. Глава предприятия Андрюс Труновас рассказывал, что над реализацией проекта работали 20 человек. Основная задача заключалась в грамотном сборе и переносе всех данных в электронное поле.

kapines.klaipeda.lt

При этом фронт работ был обширным. Лебартайское кладбище в Клайпеде — второе по величине в Литве.

Помимо прочего, технологический прогресс затронул и территорию самих кладбищ. Так, у ворот Лебартай появилась большая доска, где указан специальный QR-код. Отсканировав его с помощью телефона, вы попадете на специальную страничку для поиска, где сможете найти нужную вам могилу через Google Maps или Waze. Оборудование такой системы обошлось городу в 47 тысяч евро. К слову, сегодня сотрудники фирмы уже оцифровали и близлежащие с Клайпедой кладбища — в Шилуте, Гаргждай и Приекуле.

Вслед за Клайпедой моду на компьютеризацию подхватила и столица. Крупнейшее кладбище в Вильнюсе было оцифровано в июле этого года.

Через годы, через расстояния

К сотрудникам отдела за надзором кладбищ регулярно обращаются люди, чтобы выразить благодарность. Иногда радость омрачается и горем. По слова Зины Станкене, не раз приходилось сталкиваться с историями, когда эмигранты на протяжении длительного времени искали своих старых друзей, родных или родственников, а в итоге поиски приводили их на кладбище.

Так Ирина — гражданка Литвы, уже давно живущая в Хайфе — нашла могилу своей троюродной сестры. 

Ирина живет в Израиле с 1988 года, переехала после замужества, после смерти отца перевезла к себе маму — и с тех пор связи с родственниками как-то распались. С троюродной сестрой Ирина тоже перестала общаться — так вышло, хотя детьми они жили в соседних домах и часто играли вместе. 

В прошлом году Ирина впервые за долгое время собралась в Литву: нужно было уладить некоторые вопросы с документами. Решила, пользуясь случаем, встретиться с сестрой — и уже приехав, узнала, что сестра умерла несколько лет назад. 

«Думала, что жива, но, как выяснилось, она скончалась. Так бывает — такова жизнь, ничего уж не поделаешь. Когда я приехала в Клайпеду, конечно, посчитала нужным прийти к ней на могилу, но не нашла. Однако, хотите — верьте, хотите — нет, мой визит удачно совпал с презентацией новой системы, поэтому благодаря этому новшеству я сумела найти то, что искала, отдала дань памяти… Если говорить о программке, то все работает очень удобно, можно найти все и всех тех, кто вас интересует», —  рассказала Ирина. 

Между тем были случаи, когда горожане жаловались на работу цифровых карт. Так, недавно в местной прессе промелькнула история: видный клайпедский журналист Хенрикас Вайтекунас жаловался коллегам на то, что не смог найти на кладбище своих одноклассников и знакомых, так как на сайте нет данных об их могилах, хотя он точно знает, что они похоронены в Лебартай.

«Пока точно не могу рекомендовать. Инициатива очень красивая и правильная, но, к сожалению, так часто бывает, когда мы за что-то беремся: половину сделаем, а половина остается недоделанной», — сетовал он.

kapines.klaipeda.lt

В свою очередь, сотрудники отдела по надзору за кладбищами призвали тех, кто не смог найти могилы тех или иных людей, к пониманию, поскольку данные постоянно обновляются. Немало трудностей возникает тогда, когда люди ищут похороненных на кладбищах до 2000 года.

«Письменные журналы от 2000 года система считывает, они в надлежащем порядке, но с теми, кто был захоронен раньше, ситуация сложнее. Технический процесс обработки данных идет медленнее», — объяснял старший специалист отдела Раймондас Казлаускас.

В других странах

Оцифровка кладбищ — международный тренд. В 2019 году Израиль стал первой страной в мире, где оцифровали все кладбища. Работа проводилась сотрудниками израильского отделения международной организации MyHeritage с привлечением 33 тысяч волонтеров — в основном, на деньги, собранные в ходе краудфандинговой кампании.

Проект запустился в 2014 году и занял пять лет: были сфотографированы полтора миллиона могил на 638 кладбищах. Все данные доступны на специальном сайте, который организован по схожему принципу с литовским: в строке поиска нужно вбить имя и фамилию человека, система выдаст информацию о его захоронении и поможет построить маршрут.

www.myheritage.com

«Такого рода проект никогда не будет на 100% завершен, — говорят его разработчики. — Постоянно появляются новые захоронения, и нам нужно выработать стратегию, как мы будем справляться с этим в будущем».

Организация MyHeritage призывает граждан помогать — фотографировать новые кладбища и пересылать их авторам проекта.

В некоторых странах Азии есть кладбища, где дигитализация начинается с самих могил. Там на надгробном камне или рядом с ним устанавливается QR-код: «прочитав» его своим смартфоном, человек попадает на специальный сайт, где может прочитать биографию умершего и полистать его фотографии — эту информацию предоставляют родственники.

В странах Европы — часто, более консервативных в таких вопросах — QR-коды прямо у надгробий пока не получили широкого распространения. По словам профессора права Герда Мерке из Германии, владельцы кладбищ опасаются, что QR-коды с переходом на сайт, где будет представлена расширенная информация об умершем, нарушают закон о защите персональных данных.

В постсоветских странах оцифровкой кладбищ тоже занимаются. Так, в 2017 году в России появился сервис Кладбища России.рф, созданный при поддержке министерства строительства. К 2019 году создатели сайта обобщили данные о 8 миллионах захоронений. Правда, общедоступной базы данных там нет — можно заказать услугу поиска захоронения в индивидуальном порядке. Создатели сайта обещают предоставить точный адрес места захоронения и карту, по которой можно будет проложить маршрут. Стоимость такой услуги — 2400 рублей (около 26,5 евро по текущему курсу).

кладбищароссии.рф

А вот аналогичная база Беларуси — проект под названием «Помним» — была создана по инициативе волонтеров. «По сути, в стране не было ни одного эффективного механизма, чтобы найти место захоронения определенного человека, — говорит автор проекта Константин Начаткин. — Я ждал какого-то решения, а потом понял, что должен создать его сам». Проект был запущен три года назад, до амбициозной цели — оцифровать все кладбища Беларуси — еще далеко, зато волонтеры проекта частично оцифровали некоторые кладбища в России и Украине.

pomnim.online

При поддержке Медиасети

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.