logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Что будет с выборами на Донбассе и минскими переговорами на фоне протестов в Беларуси

Что будет с выборами на Донбассе и минскими переговорами на фоне протестов в Беларуси

После последних переговоров в Минском формате (18 августа) новый глава украинской делегации и первый президент Украины Леонид Кравчук просит парламент обсудить постановление о местных выборах на оккупированном Донбассе. 

Текст: Анна Тохмахчи, Hromadske.ua

Его четвертый пункт не понравился представителям самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР», которые сказали, что он противоречит минскому формату. В этом четвертом пункте постановления говорится о том, что выборов на неподконтрольном Донбассе пока не будет и для них нужен отдельный закон. Кравчук пообещал обратиться в парламент, чтобы депутаты сами решали, могут ли убрать этот пункт из постановления.

Действительно ли Кравчук поддался представителям «ДНР» и «ЛНР», будут ли теперь местные выборы на оккупированном Донбассе и когда, и как белорусские протесты влияют на минские переговоры — мы собрали все, что известно, и поговорили с участниками переговорного процесса.

Что предложил Кравчук парламентариям

Кравчук выполнил обещание, данное участникам переговоров от «ДНР» и «ЛНР». Он внес предложение в парламент, чтобы обсудить этот четвертый пункт постановления с законодателями. Говорили о нем на расширенном заседании комитета ВР по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития, за закрытыми дверями без журналистов и онлайн-трансляций.

После заседания заместитель главы комитета, нардеп от «Слуги Народа» Александр Качура рассказал — о постановлении и выборах на Донбассе говорили, но ничего окончательно не решили. Нужны дополнительные консультации с депутатами всех фракций. А еще договорились создать специальную группу или комиссию, которая ба разрабатывала законодательство по мирному урегулированию конфликта на Донбассе.

В четвертом пункте постановления, которое не устроило представителей самопровозглашенных республик на последних переговорах, говорится о том, что выборы на временно неподконтрольных территориях «будут назначены в установленный отдельными законами порядок и сроки, при условиях...» и далее перечисляются условия, которые должны выборам предшествовать: безопасность, контроль над границей, демилитаризация и тому подобное. В «ДНР» и «ЛНР» хотели бы местные выборы на Донбассе уже в октябре.

Нет большой разницы, оставить ли этот четвертый пункт в постановлении о местных выборах или его убрать. Потому что все равно проведение местных выборов на оккупированном Донбассе осенью 2020 года невозможно. Наши собеседники намекают, что об этом знал и Леонид Кравчук, когда выносил свое предложение на рассмотрение Верховной Рады. Но все равно сделал это как жест: «мы готовы сотрудничать».

Любое решение парламентариев относительно формулировки в постановлении сути не меняет — осенью выборов на неподконтрольном Донбассе не будет, объясняет участник политической подгруппы на переговорах в Минске Андрей Костин:

«Наши партнеры (международные) следят за ходом переговоров Трехсторонней контактной группы. Они видят, что Украина демонстрирует готовность двигаться вперед и навстречу. Мы демонстрируем нашим европейским партнерам не на словах, а на деле, что если есть вопросы к постановлению, то глава украинской делегации готов направить письмо в Верховную Раду и направляет его, пусть Рада определится, есть ли несоответствие или нет. С юридической точки зрения я лично не вижу никаких проблем в существовании этой фразы в постановлении о выборах. Она не является препятствием для проведения в дальнейшем выборов на Донбассе. Но по украинскому законодательству сегодня там провести выборы невозможно».

Костин напоминает, что украинская сторона в 2019 году уже согласилась на формулу Штайнмайера, где отдельные районы Донецкой и Луганской областей получают особый статус на следующий день после проведения там местных выборов. Эти выборы ОБСЕ должна признать демократическими, а для этого нужны, прежде всего, гарантии безопасности и другие составляющие, которых пока нет:

«Для выборов мы должны иметь возможность пригласить туда ОБСЕ для мониторинга, дать им гарантии безопасности. Только мы — Украина — как страна-член ОБСЕ может это сделать. А для этого надо завершить переговорный процесс, договориться по этому вопросу».

Заместитель главы украинской делегации на переговорах в Минске Алексей Резников тоже говорит, что процесс с выборами не быстрый и требует новых законов:

«Парламент должен принять соответствующий отдельный закон о проведении досрочных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, и в соответствии с этим законом там могут и должны быть проведены выборы».

Обращение Кравчука к депутатам некоторые восприняли как попытку давления на парламент, чтобы таки провести выборы на оккупированных территориях уже осенью 2020 года. Правозащитники благотворительного фонда «Восток-SOS», которые от начала конфликта помогают мирному населению, призывают народных депутатов «не идти на уступки государству-агрессору и защитить парламентские решения от политического влияния и краткосрочных пожеланий переговорщиков в Минске». Они отмечают, что выборы на Донбассе невозможно провести осенью 2020 года, потому что на их подготовку потребуется минимум год. И это только после возвращения контроля над границей и полного перемирия.

Андрей Костин, который участвует в переговорах в минском формате и был на закрытом заседании комитета, успокаивает, зрады нет:

«Не надо бояться зрады. Я был на этом закрытом комитете и не услышал там даже намека на зраду, но почему-то все боятся быть обвиненными в ней. Обвиненными не юридически, а медийно и в Фейсбуке. Но какая разница, кто в чем обвиняет, если нужен результат. Леонид Макарович — деятель, который уже сверх политики. Он может позволить себе говорить вещи, о которых все думают, но которые сложно сказать вслух. Переговоры — это сложный процесс».

Зачем тогда «носиться» с недовольством руководителей «республик»?

Участник украинской делегации на переговорах в Минске Сергей Гармаш рассказывает журналистам, что глава делегации Кравчук пообещал обратиться в Верховную Раду относительно постановления о выборах лишь для того, чтобы разблокировать переговорный процесс.

По словам Гармаша, руководители боевиков обсуждением этого пункта о местных выборах пытались сорвать встречу на уровне советников в нормандском формате, которая была запланирована на 28 августа. Кравчук попытался этому помешать.

Но встречу на уровне советников все равно перенесли. Официальная версия — из-за того, что советник из Франции уехал в командировку. Такую версию опубликовал сайт Офиса президента и озвучивает участник переговоров в Минске Андрей Костин. Но есть еще и неофициальная версия, что встреча отменилась потому, что российская сторона ее не хочет и «есть разногласия в проектах итоговых документов». Такую информацию дает российский «Интерфакс», ссылаясь на близкий к переговорам источник. Версию о «не договорились» также описывает Денис Казанский — участник переговоров в минском формате, который представляет там жителей Донбасса:

«Леонид Кравчук попытался пойти на компромисс и обратился к парламенту с просьбой убрать из постановления тот пункт, который не устроил Россию. Но россияне все равно сорвали встречу (уже под другим предлогом), даже несмотря на эти уступки. Потому что они ни в каком мирном урегулировании не заинтересованы».

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков говорит журналистам, что «подготовка к встрече лидеров в нормандском формате еще не завершена», а об отмене встречи на уровне советников пояснил: «согласовываются графики, согласовывается повестка дня».

В пресс-службе заместителя главы администрации президента РФ Дмитрия Козака на вопрос, действительно ли российская сторона готова встречаться в нормандском формате, нам отвечают так: «российская сторона никогда не была против встреч и ни одну встречу не пропустила».

Новую дату встречи на уровне советников «нормандского формата» еще не озвучили.

Переговоры и протесты: что будет дальше с «Минском»?

С самого начала переговоров Трехсторонней контактной группы столица Беларуси была нейтральной площадкой для визитов сторон переговоров. С началом карантина из-за пандемии коронавируса в марте 2020 года встречи перенесли в онлайн. Теперь они проходят в формате видеосвязи. После выборов в Беларуси и массовых протестов, которые продолжаются уже три недели, снова заговорили о том, может ли Минск оставаться беспристрастной площадкой.

Андрей Костин — участник переговоров в политической подгруппе в ТКГ говорит, что пока есть интернет, этот вопрос не стоит на повестке дня:

«С учетом того, что переговоры с марта происходят в онлайн формате и нет никаких прогнозов относительно их возвращения в живой формат, то на перенос намеков сейчас нет. Это даже не наш или российский вопрос, это вопрос ОБСЕ. Пока ОБСЕ будет считать, что для их координаторов находиться в Минске или где-то еще безопасно, об этом речь не идет. Сейчас наша площадка — это интернет. Даже если будет идти речь о переносе, то и об этом, и о локации должны единогласно договориться Украина, Россия и ОБСЕ».

Политический обозреватель белорусского «Радио Свобода» Валерий Калиновский говорит, что переговоры, скорее, переедут после ослабления карантина:

«Лукашенко все больше попадает в зависимость от Путина. Это вовсе не нейтральная территория, а кроме того Беларусь перестала быть островком стабильности, чем всегда кичился Лукашенко. Думаю, после коронавируса переговоры будут уже на новом месте».

Аналитик Белорусского института стратегических исследований Вадим Можейко тоже считает, что Беларусь уже не назовешь площадкой стабильности:

«Минские переговоры с самого начала белорусские власти использовали как внешнеполитический козырь. Это и возможность продемонстрировать для России свой нейтралитет, и налаживание отношений с Западом — демонстрация пользы.

Фальсификация выборов и жестокое поведение силовиков обнуляют дипломатические успехи последних лет. Все чаще белорусские дела обсуждаются между европейскими лидерами и Путиным без участия официального Минска. А любые попытки позиционировать Минск как “островок мира и безопасности среди геополитического хаоса соседей” выглядят абсурдно.

Если на фоне сближения Лукашенко и Путина и общей делегитимизации белорусских властей Минск действительно потеряет свой статус переговорной площадки, то это будет печальным, но логичным завершением последних шести лет дипломатических усилий власти».

Политический аналитик Фонда «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» Мария Золкина говорит, что такие разговоры о переносе переговоров действительно ведутся, но неофициально.

«Очевидно, что решения по этому вопросу в Офисе президента еще нет, потому что даже Кравчук сначала говорил, что такая тема обсуждается, а потом изменил мнение и сказал, что это не на повестке дня. К большому сожалению, обсуждается идея перенести переговоры в какую-нибудь из европейских столиц. И это опасно, потому что таким образом мы создадим прецедент смягчения санкций в отношении представителей оккупированных территорий Донбасса ради их участия в этих переговорах.

Сейчас Офис президента предпочитает не делать резких заявлений. Но вдруг Россия начнет проявлять там (в Беларуси — ред.) свою роль более серьезно, например, после заявлений Путина, что они готовы отправлять силовиков туда, что есть уже артикулированной угрозой. Если это произойдет, то украинская сторона вынуждена будет как-то реагировать и менять площадку. По всем признакам Минск не будет нейтральным».

 

 

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.