logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Четыре комнаты, три месяца изоляции

Четыре комнаты, три месяца изоляции
Фото: Facebook/Maria Gvardeitseva

Белорусская художница Мария Гвардейцева, обосновавшаяся в Риге, создала в галерее современного искусства Happy Art Museum инсталляцию: она предлагает зрителям понаблюдать за незаметными изменениями, которые внесла в их внутренний мир пандемия Covid-19.

Идея выставки под названием «No Hugs and Kisses» появилась в ходе сотрудничества с галереей Happy Art Museum совершенно спонтанно всего три недели назад. Планировалась совершенно другая выставка, рассказывает художница, причем в апреле, но пандемия спутала все прежние планы. Экспозиция размещена в четырех комнатах, в каждой из них представлена отдельная сфера человеческого бытия коронавирусной эпохи. На входе раздают перчатки и маски, которые посетителям предлагается надеть немедленно и не снимать, находясь в помещении. По иронии судьбы назавтра объявлена отмена обязательного ношения масок в общественном транспорте — так что этот в буквальном смысле маскарад уже вполне условен и апеллирует к только что пережитому, но прошлому. На полу черно-желтая разметка, призывающая к соблюдению социальной дистанции. Входя, посетитель всякий раз должен раздвинуть полосы плотного тяжелого полиэтилена, как бы переходя на новый уровень карантина.

Первая комната посвящена «Zoom-ужинам». Эта новая традиция явно воспринимается автором без восторга. Посреди помещения — стол, накрытый на несколько персон. На блюдах пластмассовые фрукты, нисколько не стремящиеся к натурализму. На стене дисплей, на котором по кругу вертится ролик, смонтированный из восьми онлайн-трапез самых обычных людей. «Три месяца мы провели в добровольном заточении, у нас не было возможности встречаться с близкими, — говорит Мария. — Эти видео либо сняли для меня мои друзья, либо пользователи Youtube. Мы смирились с этим эрзацем, но ни один монитор не передаст энергетику человека, который находится физически рядом».

Вторая зона посвящена больницам и врачам. Художница обращает наше внимание на такой феномен массового сознания: многие считают, что вируса нет, потому что он невидим. Он не проявляется на теле язвами, как проказа. Люди не падают замертво на улице. Но болезнь постоянно присутствует где-то рядом с нами. В больнице от нее страдают и умирают люди, и с ней сражаются врачи. «Это мой поклон врачам, — рассказывает художница. — В пятиминутном фильме смонтированы съемки, сделанные в «красной зоне» ковидного отделения одной из московских больниц камерой Go-Pro, закрепленной на лбу главврача. Его глазами, по сути, мы видим, что происходит в отделениях, в которые не пускают посетителей, как проходит его день. Видим врачей, которые в костюмах СИЗ больше похожи на космонавтов. Они различают друг друга только по глазам». Запись предоставлена российским «Первым каналом».

На дисплее «заблюренное» лицо очень пожилой женщины. Это эксклюзивное видео пациентки, которая провела пять с половиной суток на аппарате искусственной вентиляции легких. Мы слышим ее слабый, прерывающийся высокий голос, и понимаем, что она выздоравливает: «… было очень плохо, я не могла дышать. Дали кислород, я задышала и ожила. И сегодня у меня уже первый раз появились вкусовые ощущения. Мне принесли шоколад, и я сегодня впервые за двадцать дней сосала шоколад. Вот эти врачи — самая замечательная команда. Из-за них у меня позавчера был второй день рождения. Очень добрые люди, очень вежливые и ласковые». 

Следующая зона посвящена отсутствию полетов. «В последние три месяца мир остановился, — поясняет художница. — Наверное, со времен начала авиации аэропорты не были такими пустыми. Обычно они являются большими хабами перемещений, торговли, встреч». Слева на полу огороженное пространство, в котором свалены в беспорядке игрушечные самолетики. На дисплее крутится на повторе пятиминутный фильм. Он смонтированный из любительских видео очевидцев — пользователей Youtube, снятых в апреле в 25 аэропортах мира. Неуютное чувство возникает при виде огромных безлюдных индустриальных пространств. Одинокий брошенный кем-то чемодан. Вашингтон. Лас Вегас. Аликанте. Шереметьево.  Удивительное свидетельство из аэропорта какого-то китайского города: в отличие от предыдущих, он работает. Но как выглядят люди! Сотрудники и полицейские все как один в комбинезонах СИЗ, масках, перчатках и визорах, они одеты как врачи в ковидных отделениях. Затем камера наплывает на большую толпу китайских пассажиров. Они экипированы ровно так же!

Следующий зал — зона наиболее субъективных чувств. Стены топорщатся тремя тысячами пар силиконовых перчаток. По полу разбросаны медицинские маски, на которые неизбежно наступаешь. На торцовой стене горят три неоновые надписи, на разных языках транслирующие слово «Близость».  «Мне важно было поработать с эмоциями, — объясняет Мария. — Мне кажется, не всегда нужно стремиться получать только позитивные эмоции. Примета новейшего времени, последних трех месяцев, это использование масок, перчаток, социальная дистанция, с этим столкнулся каждый из нас. Как мы это переживем? Как мы на это будем реагировать? Мое переживание этих эмоций отражено в этой комнате».

Мария Гвардейцева создает инсталляции на острые социальные темы, работая с различными медиа и объектами. Ее последняя инсталляция #безконфет проходила в Минске (Беларусь) в декабре 2019 года. Работы Марии участвовали в выставках в Беларуси, Украине, Польше, Литве.

Выставка продлится до  27 июля.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.