logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Режим ЧП в Эстонии отменили, экономика подсчитывает убытки

Режим ЧП в Эстонии отменили, экономика подсчитывает убытки

Чрезвычайное положение в Эстонии отменили, результаты его влияния будут видны во втором квартале. Однако уже сейчас ясно, что локдаун затронул все сектора экономики. Первыми на себе кризис почувствовал туристический сектор и сфера услуг и развлечений.

По данным министерства финансов, в бюджет за первый квартал поступило 22,8% из запланированной на 2020 год общей суммы налогов. Рост зарплат в первые три месяца текущего года замедлился, но суммы поступившего социального и подоходного налогов пока остаются положительными в сравнении с аналогичным периодом прошлого года: социального налога поступило на 4,1% больше, а подоходного — на 10,7%.

Сокращение доходов бюджета произошло главным образом за счет налогов на потребление. Поступление налога с оборота после роста на 1% в январе сократилось в феврале на 7,7% и в марте на 20,4%. По сравнению с I кварталом 2019 года, поступления налога с оборота сократились на 9,3% до 505,7 млн евро.

Это обусловлено тем, что магазины, рестораны, кинотеатры, концерты, спа — то есть практически вся сфера услуг — закрылись на карантин.

Принятый в апреле дополнительный бюджет предусматривает рост бюджетного дефицита правительственного сектора до 10,1% ВВП, в том числе сокращение налоговых доходов на 1,28 млрд евро по сравнению с первоначальной редакцией бюджета, принятым осенью прошлого года. Примерно половину этой суммы должно составить сокращение поступлений социального и подоходного налогов.

Финансовый эксперт BFA Estonia OÜ Рон Лувищук считает, что результаты за первый квартал не показывают полную картину влияния кризиса на экономику страны. «Реальную картину мы увидим к середине лета или к концу второго квартала», — говорит он. Однако уже сейчас можно сказать, что кризис повлиял на все сектора экономики.

По данным кассы по безработице, по состоянию на 10 мая компенсацию зарплаты из-за введенного 13 марта чрезвычайного положения выплатили примерно 13 000 предприятиям и учреждениям на общую сумму свыше 114 млн евро. «Зарплату» от кассы получили почти 105 тысяч человек.

По состоянию на 10 мая в Эстонии было 49 741 безработных, что составило 7,7% от общего числа работающих в стране. С 13 марта, когда ввели чрезвычайное положение, зарегистрировали 13 027 безработных, рост безработицы составил примерно 35%.

Банк Эстонии прогнозиурет, что смягчение ограничений в мае приведет к сокращению ВВП Эстонии в текущем году на 6%. У центробанка был и худший прогноз — падение ВВП страны на 14%, если ограничения действовали бы до августа.

Несмотря на снятие режима ЧП с 18 мая, центробанк отмечает, что есть высокий риск падения платежеспособности заемщиков из числа физических и юридических лиц в условиях кризиса.

Банки уже зафиксировали рост просрочек о платежам. По сравнению с тем же периодом прошлого года, за время коронавирусного кризиса сумма долгов предприятий выросла больше, чем в четыре раза. В прошлом году с марта по май просроченных платежей было на 615 000 евро. В этом году сумма просроченных платежей превысила 2,6 млн евро.

Президент Банка Эстонии Мадис Мюллер сказал, что несмотря на высокие риски, общая картина остается достаточно позитивной: «Убытки эстонских банков по кредитам, несомненно, резко возрастут, однако у них достаточно капитала для предоставления отсрочек, выдачи новых кредитов и покрытия убытков по кредитам. Накопленные банками в хорошее время буферы капитала теперь очень пригодятся».

С мая Банк Эстонии понизил обязательный буфер системных рисков для коммерческих банков с 1% до 0%. Благодаря этому у банков освободилось 110 млн евро, которые можно использовать для покрытия убытков по кредитам и выдачи новых кредитов. Действующие в Эстонии банки подтвердили, что они по крайней мере до осени не будут выплачивать дивиденды, чтобы сохранить дополнительные свободные средства.

Промышленность еще не почувствовала влияние кризиса

По данным департамента статистики, в сравнении с первым кварталом прошлого года экспорт сократился на 3%, импорт — на 4%. Дефицит товарообмена составил 150 млн евро и в сравнении с тем же периодом прошлого года уменьшился на 16 млн евро. Это указывает на то, что первый квартал нынешнего года предприятия отработали в штатно режиме и две недели в начале марта, когда ввели чрезвычайное положение, не отразились на деятельности работающих на экспорт предприятий. По оценке специалистов, у многих были заключены договоры на поставки на апрель и май, поэтому истинная картина того, как кризис отразился на них, станет видна в конце второго квартала. Тем не менее, негативное влияние все-таки есть.

Как отметила аналитик департамента статистики Хелле Бундер, влияние коронавируса на обрабатывающую промышленность было заметно уже в марте. «Из 23 сфер деятельности обрабатывающей промышленности рост наблюдался только в четырех: в производстве продуктов питания, химической и фармацевтической продукции и в производстве электрооборудования. Если раньше положительная тенденция наблюдалась обычно в половине или даже более половины сфер деятельности, то сейчас этого констатировать уже нельзя», – сказала Бундер.

По данным департамент статистики, промышленные предприятия произвели в марте 2020 года на 8% меньше продукции, чем в том же месяце предыдущего года. Продажи товаров на экспорт уменьшились в сравнении с прошлым годом на 3%, а на внутренний рынок — на 2%.

Финансовый эксперт Рон Лувищук отметил, что на промышленный сектор и сельское хозяйство окажет влияние и такой фактор, как ограничения на ввоз в Эстонию иностранную рабочую силу. «Конторский служащий, если очень сильно припрет, возможно, выйдет на работу в поле, но встать за станок он не сможет. Для этого нужен опыт и соответствующие навыки. Поэтому, если отношение к иностранным рабочим не поменяют, то в долгосрочной перспективе, это скажется и на сельскохозяйственном, и на промышленном секторах экономики».

Туристический сектор обнулился

Однако это не означает, что двухмесячный локдаун все пережили легко. Практически сразу после введения чрезвычайного положения обнулился гостиничный бизнес. По данным Benchmarking Alliance Nordic AB, средняя заполняемость гостиничных номеров в Таллинне в апреле 2020 года снизилась до 1,5% по сравнению с 68,5% годом ранее.

Еще один важный показатель ситуации в гостиничном бизнесе — оборот в рассчете на один гостиничный номер — упал в Таллинне с 47,16 евро в апреле прошлого года до 0,67 евро в апреле текущего года.

Департамент статистики подсчитал потери туристической отрасли за полтора месяца, они составили от 100 до 160 млн евро. По данным за 2019 год, в половине марте и апреле в гостиницах Эстонии на ночлег останавливалось более 218 000 иностранных туристов, проведя там более 429 000 ночей.

В 2019 году предполагаемая выручка гостиниц от продажи услуг по размещению иностранным туристам в течение половины марта и апреля составила приблизительно 17 млн евро. Стоит отметить, что не все иностранные туристы пользуются услугами гостиниц (в последнее время вырос спрос на ночевки в частных квартирах/домах).

Департамент статистики взял в расчет не только ночевки в гостиницах, но и общее число иностранных туристов. В первой половине прошлого года, согласно этим данным, было зафиксировано в Эстонии более 2,7 миллионов визитов нерезидентов, в том числе более 1,2 миллиона однодневных и почти 1,5 миллиона многодневных посещений страны.

Поскольку статистика размещения показывает, что число иностранцев в половине марта и апреле составило 22% от общего числа проживающих в гостиницах в первой половине года, можно говорит, что общее число иностранцев, посещающих в половине марта и апреле Эстонию составляет 600 000 человек (270 000 человек приезжает с одной ночевкой, 330 000 человек проводит несколько дней с ночевками).

По данным за 2017 год, однодневные посетители в Эстонии потратили в среднем 79 евро, а многодневные - в среднем 258 евро.

Исходя из этого, иностранные туристы, посещающие Эстонию в течение полутора месяцев, оставляют в стране более 100 миллионов евро, а с учетом косвенных расходов - 140-160 млн евро.

По мнению ведущего аналитика департамента статистики Мярта Леэсмента, даже после отмены ограничений на пересечение границы, весьма сомнительно, что традиционные туристические потоки возобновятся сразу. «Несомненно, кризис влияет на потребительские привычки людей. Поэтому вполне вероятно, что в трудные времена жители Эстонии будут экономить на поездках за границу. Таким образом приведенные в анализе цифры — это только начало. Еще одним ударом по экономике туризма в Эстонии, безусловно, будет падение внутреннего туризма».

По оценке главы эстонского отделения Benchmarking Alliance Nordic AB Яко Каппа, возобновление турпотоков произойдет с задержкой, потому что люди должны психологически восстановиться после кризиса, а открытие границ между странами Балтии в мае окажет небольшое влияние на гостиничный рынок.

Тем не менее, ситуация немного улучшится. «Люди устали сидеть дома и двигаться по одной и той же траектории. Лето, конечно, принесет небольшое облегчение. Скажем так, для владельца гостиницы это даст масло на хлеб, но колбасу еще нет», — сказал Капп.

По его словам, основными клиентами отелей более высокого класса были бизнесмены и участники конференций, восстановление этого сегмента рынка будет длительным. Более дешевые гостиницы живут за счет туристических групп, прибытие которых также откладывается на будущее, потому что группами, в основном, путешествуют пожилые люди, входящие в группу риска для коронавируса.

Отели ждут туристов, надеясь на открытие авиасообщений. Авиакомпании осторожно открывают маршруты, что означает медленное восстановление туризма. Однако статистика указывает на то, что восстановление авиасообщения будет медленным.

В апреле Таллиннский аэропорт обслужил 2989 пассажиров, что составило всего 1,1% от объема пассажирских перевозок в том же месяце прошлого года.

Число авиапассажиров начало резко сокращаться в марте, когда в Эстонии ввели чрезвычайное положение, а многие страны стали закрывать свои границы.

В марте Таллиннский аэропорт обслужил 103 299 пассажиров — это на 55,3% меньше, чем в том же месяце прошлого года. Спад в апреле был уже куда более серьезным, поскольку в этом месяце самолеты летали только по трем направлениям — в Хельсинки, Франкфурт и Минск.

За первые четыре месяца 2020 года Таллиннский аэропорт обслужил 531 000 пассажиров, что на 41% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщила в среду пресс-служба предприятия.

Чистая прибыль Таллиннского аэропорта в первом квартале этого года снизилась на 58% по сравнению с предыдущим годом — с 2 миллионов евро до 0,9 миллиона евро.

Из-за пандемии коронавируса в этом году Таллиннский аэропорт обслужит около 1,5 млн пассажиров, прогнозирует предприятие.

На то, чтобы вернуться к показателям докризисного уровня, когда аэропорт обслуживал около 3 млн пассажиров в год, понадобится до двух лет, считают руководители предприятия.

Каждая дополнительная неделя в условиях ограничительных мер обернется для экономики страны спадом в половину процента, заявили во вторник представители центробанка.

В условиях чрезвычайного положения оборот крупных поставщиков услуги питания упал практически до нуля

Например, фирма Baltic Restaurants, оказывающая услугу под брендом Daily в сотнях школ, детских садов и коммерческих зданий, до кризиса ежедневно кормило около 50 000 человек. Под разными торговыми марками компания держала кафе в Таллиннском аэропорту, на паромах и в торговых центрах. Все они сейчас закрыты.

В настоящий момент предприятие, в основном, занимается составлением продуктовых пакетов в таллиннских школах и приготовлением горячей еды в нескольких самоуправлениях, но объем работы по сравнению с докризисным периодом снизился практически до нулевого. Оборот упал на 95%.

«До кризиса у нас было 140 филиалов, 99% из них сейчас закрыты. В некоторых отдельных заводах и бизнес-зданиях какая-то деятельность ведется, но, в принципе, все закрыто. Школы, детские сады, аэропорт закрыли, питание на паромах запретили, в коммерческих зданиях эта услуга тоже, по сути, прервалась. Осталось около 5% работающих пунктов питания», – посетовал исполнительный директор Baltic Restaurants Eesti Ааро Лоде.

Предприятие Argmar Grupp работает под брендом Carmen Catering более 20 лет. Фирме принадлежало до половины рынка. До кризиса она ежедневно обслуживала почти 20 крупных мероприятий, сейчас ни одного. Сейчас фирма предлагает через интернет возможность заказа обедов, но оборот несравним с тем, что было до кризиса.

«Делаем около 50 порций в день, их раскупают. Оборот упал практически до нуля», — сказал руководитель предприятия Арго Коппа.

В фирме работает около ста человека, еще столько же — на основании договора подряда. По всей вероятности, их в мае также ожидают сокращения, так как работодатель прилагает усилия, чтобы не обанкротиться самому.

По оценке Коппа, перемены ожидают весь гостинично-ресторанный бизнес. Он прогнозирует, что деятельность прекратит около половины нынешних поставщиков услуг.

Председатель правления Эстонской торгово-промышленной палаты Тоомас Луман отметил, что не все испытывающие трудности предприятия попали в сложную ситуацию из-за коронавирусного кризиса, у некоторых проблемы были и раньше.

По его мнению, рассчитывать на конец кризиса к осени чересчур оптимистично. «Поведение людей очень сильно изменилось, их передвижение ограничено, движение товаров ограничено, потребление снизилось — посмотрите на цифры продаж топлива, автомобилей. Чувство уверенности людей очень сильно снизилось. Совершенно неправильно предполагать, что кризис закончится и к осени все будет в порядке», — сказал Луман.

Рон Лувищик добавил, что, если с первой волной кризиса многие более-менее справились, имея небольшую подушку безопасности, то вторую волну переживут немногие, потому что к тому времени резервы у предприятий закончатся. По его словам, сейчас страны ЕС, в том числе и Эстония, заливают экономику деньгами, используя разные меры поддержки, чтобы восстановить спрос населения. «Но что нас ждет впереди, предсказать сложно, посмотрим, как будет развиваться ситуация дальше, какие экономические результаты будут во втором квартале и что предпримет правительство».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.