logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Эстонские школы вырвались вперед

Эстонские школы вырвались вперед

Публикация результатов тестов PISA и большой успех эстонских школ вызвали прилив энтузиазма в стране. Эстония подтвердила имидж самой успешной страны из числа бывших соцстран, инновационной, с хорошим потенциалом для создания высоко интеллектуальных продуктов. Согласно официальным данным исследования PISA 2018, учащиеся эстонских основных школ лучшие среди стран ОЭСР по трем основным компонентам — в математике, чтении и естественных науках. Выросла доля тех, кто получает сверхвысокие результаты, и уменьшилась доля учащихся со слабыми показателями. Исследования указывают на то, что эстонские основные школы дают равномерно хорошее образование, независимо от происхождения ребенка, и нет больших различий по регионам.

О высоком качестве образования свидетельствует и тот факт, что 70% школьников хотят поступать в вузы. При этом не все понимают, в чем причина успеха. Экс-министр образования и науки (2015-2016) Юрген Лиги на вопрос о причинах достижений дал «Новой газете —Балтия» неожиданный ответ: «Никто в стране толком не понимает, почему Эстония оказалась столь успешной. Но то, что эстонцы очень грамотные и образованные, — это наша национальная мифология. Одним из объяснений успеха можно считать то, что школу не превратили в место развлечений, хотя все и жалуются на стресс. Учителя имеют большую автономию в преподавании своей дисциплины, со стороны государства им удалось сделать зарплату выше средней». Впрочем, Лиги излишне самокритичен. Эстония была едва ли не самой образованной территорией еще во времена Российской империи.

Жан Прокошин, сотрудник «Õpetajate leht — Учительская газета», преподающий с 1995 года русский и эстонский языки в школах, в интервью «Новой газете — Балтия» высказался так: «Молодые жители Эстонии — люди честолюбивые и целеустремленные, а получение качественного образования на любом уровне сродни религии. Для наших педагогов догнать и перегнать скандинавов, при этом перенимая у них все самое современное и полезное, — это, в хорошем смысле слова, дело чести. При этом сами эстонцы понимают, что долго гордиться своими победами небезопасно. Финны уже убедились в этом на собственном примере — их рейтинги PISA поползли вниз после того, как был достигнут пик».

 Директор эстонской школы в Костивере (предместье Таллинна) Ольга Сайковская считает так: «Секрет успеха эстонских школьников заключается в сбалансированности нашей системы образования. В Эстонии не торопятся наспех перенимать все модные тенденции, сохраняют равновесие между классическими методами обучения и инновациями». Ответ отдела коммуникации министерства образования о причинах успеха был лаконичен: «Согласно результатам тестирования, Эстония занимает высокие места в мире во всех областях исследования. В 2018 году Эстония участвовала в PISA в пятый раз, и наша страна показывает стабильно высокие результаты».

Не все безоблачно в эстонском образовании

Успех совпал с непростой ситуацией в нескольких школах. Лихорадит открытую в сентябре государственную гимназию в Кохтла-Ярве. Ее покинули четыре десятка учеников, поступивших только в сентябре. Это русские ребята, которые обосновали свое решение враждебной средой. Но директор и педагоги считают, что есть большие проблемы с уровнем эстонского и психологической неготовностью к увеличившимся нагрузкам. В гимназии Люганузе местное самоуправление отстранило директора, обвинив его в политизации учебного процесса после небольшого мероприятия молодежной организации оппозиционной Партии реформ. Это выглядело особенно скандально, если учесть получение директором звания «Лучший руководитель школы» в 2016 году. Обращаю внимание, что обе школы находятся в русскоязычном Ида-Вирумаа. Но богатые тоже плачут. Уже не первый месяц лихорадит самое богатое самоуправление страны — волость Виймси (предместье Таллинна). Там уже и волостной старейшина с замом ушли в отставку, директора школ часто меняются, и попечительские советы в полных контрах с руководством школ. Все против всех. Есть серьезные личные трения членов волостной управы вне зависимости от партийной принадлежности.

Системные вопросы образования и отношения с местными самоуправлениями

Все вышеописанное носит системный характер. Многие самоуправления, число которых уменьшилось в три раза после недавней админреформы, в нынешних границах существуют лишь 2,5 года, и это объясняет личные трения руководства школы с иногда новым волостным начальством, что стало поводом для дискуссии в стране о возможности изменений подчиненности школ. Сейчас они административно и финансово в подчинении самоуправлений, методически — министерства. Постепенно появляются полностью подчиняющиеся министерству государственные гимназии, и когда через 3-4 года их станет существенно больше, то против сохранения подчинения самоуправлениям появятся дополнительные аргументы. Ю. Лиги считает: «Основная школа должна оставаться в подчинении самоуправлений. Но качество гимназий должны быть иное, и для этого мы развиваем государственную систему для консолидации малых гимназий, чтобы предложить ученикам возможность выбирать более высокое качество обучения». Но согласны не все. «У нашей школы настолько конструктивные отношения с местным самоуправлением, что ранее об этом даже не задумывалась, — говорит Ольга Сайковская. — Школа развивается быстрыми темпами, все вопросы успешно решаются в сотрудничестве с волостью Йыэляхтме. Трудно найти причину, чтобы обосновать изменение подчиненности».

Национальные аспекты эстонского образования

Cправедливости ради отметим, что менее успешные показатели русских школ — это скорее разница между очень хорошим и великолепным. В исследованиях PISA русские школы Эстонии набрали столько же баллов, сколько, например, Швеция, Британия или Бельгия: с 17 по 24 места. У России, для сравнения, в среднем 30-е место, достижения Белоруссии и Украины еще скромнее.

Ольга Сайковская так видит ситуацию: «Причина отставания школ с русским языком обучения  кроется в недостаточном обучении педагогов. Методики преподавания до сих пор сильно различаются; в силу слабого владения эстонским языком часть учителей из русских школ не посещают курсов повышения квалификации, и в итоге не обновляются подходы к учебному процессу. Эстонская система образования предлагает широчайшие возможности для развития как учащимся, так и учителям, школы в большинстве своем располагаются в современных и оснащенных по последнему слову техники зданиях, и я уверена, что мы сохраним высокое качество школ и в будущем».

Прокошин прокомментировал «русские» проблемы образования так: «Отставание русских школ на один год – это привет из прошлого . Пока русские были озабочены борьбой, «эстонец Урмас» тихо стучал дождливыми вечерами по клавиатуре, придумывая новый софт, параллельно думая об устройстве своего отпрыска в элитную школу, а позже и в университет попрестижнее. Русскоязычная диаспора сумела «протрезветь» с опозданием на 15-25 лет и лишь недавно осознала, что будущее за молодежью, устремленной в завтрашний день».

Политики и их влияние на систему образования

Возглавляющая правительство Центристская партия получает большую часть голосов от русских избирателей и не является самой популярной в стране (на парламентских выборах они получили 26 мандатов, а долгое время находившаяся у власти Партия реформ — 35). У власти ЦП находится благодаря коалиции с правыми эстонскими партиями, что непопулярно у их избирателей. В области образования повестка правительства крайне противоречива: от заявлений о желании оставить только обучение на эстонском до обтекаемых заявлений ЦП об их якобы успешной борьбе за спасение русского образования.

Бывший министр Лиги так описал ситуацию: «Первоначально другие партии жестко критиковали мою идею единого образования, но в конце 2018 года все, кроме партии премьер-министра, изменили отношение. После выборов партии коалиции сразу же забыли о поддержке, особенно ЦП, которая имеет преимущественно русские голоса. Преподавание же на эстонском поможет русским в социальном и экономическом плане и обеспечит им широкие социальные возможности. К сожалению, так называемые русские политики пытаются изолировать и монополизировать свой электорат, а не помогать. Родители понимают, что эстонские школы и детские сады предлагают лучшие возможности и образование, но правительство отказывается реально создавать условия».

Прокошин был жестче и конкретнее: «Наши «русские» политики могли бы уже перестать бурно имитировать «защиту» русских школ от якобы «злобных эстонцев», тема уже быстро и уверенно сходит на нет. Родители стали чаще отдавать свои чада в эстонские или гибридные школы. По этой причине политики, театрально рвущие на груди свои тельняшки перед воображаемой амбразурой без пулеметчика внутри, с каждыми следующими выборами получают все меньше голосов»

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.