logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Страх на экспорт

Страх на экспорт

В Литве любят говорить о вызовах и угрозах — о вызовах для экономики, об угрозах для национальной безопасности, демографии, просвещения, здравоохранения, государственного языка, суверенитета, экологии, демократии и еще о десятках других крайне важных атрибутах того, что мы называем государство. Несмотря на то, что причин для беспокойства, казалось бы, и так было предостаточно, над родиной вновь навис дамоклов меч. На этот раз в лице мигрантов из Украины, России и Беларуси.  

Литва — сердце так называемого восточного фланга Европейского союза (ЕС) и НАТО. Страна гордится стремительным ростом ВВП и наиболее бурным экономическим развитием в сообществе. Между тем насущные проблемы, несмотря на успехи, с годами лишь множились. Ключевые из них: массовый отток населения за рубеж, эмиграция, демографический кризис и низкая рождаемость. Все это привело к опустошению целого ряда регионов и внутренней миграции, в результате которой относительно неплохо развиваются лишь крупные города — Вильнюс, Клайпеда, Каунас, но вот с другими населенными пунктами, если они не примыкают к вышеупомянутым центрам притяжения живых масс, дела обстоят плачевно.

Решение этой проблемы лежит в политической плоскости. Учитывая то, что стране сложно конкурировать с благополучными государствами Западной Европы, которые выигрывают и по числу вакансий, и по зарплатам, нехватку рабочих рук можно компенсировать, открыв путь иммигрантам из третьих стран, перспективным студентам из постсоветских республик, дав им возможность получить качественное европейское образование в дружественной среде относительно недалеко от дома. Тем не менее до недавнего времени миграционная политика Литвы была крайне неповоротлива, поэтому приток иностранцев был незначительный. Оформить разрешение на работу и вид на жительство довольно сложно, а литовский язык тяжел для славянского уха. Говоря о студентах, лишь в ограниченном количестве вузов можно найти программы на английском языке, не упоминая уже о русском и других, что также лишало страну преимуществ перед теми же соседями в лице Польши или Эстонии.

Но в последние годы ситуация постепенно начала меняться: число приезжих рабочих из третьих стран, где ключевое место занимают украинцы и белорусы, стало увеличиваться. Сегодня оно исчисляется десятками тысяч. Департамент миграции стал активнее одобрять заявки, принимая многочисленных сварщиков, строителей, дальнобойщиков, поваров, каменщиков, предпринимателей и других, а в отдельных вузах осознали необходимость многоязычия и открытости. Так, в Клайпедском государственном университете ввели новые программы на русском языке и открыли бюджетные места для интересантов из третьих стран.

Ползучая русификация

Неолиберальная мысль в Литве сильна, поэтому долгое время формовщики мнений говорили о новых переселенцах как о благе, но сейчас ситуация начала меняться, и не в лучшую сторону. В конце концов, было очевидно, что как только увеличится поток людей, которые едут сюда не просить, а зарабатывать своим трудом, разговор перейдет в плоскость рассуждений об угрозах. Первыми тревогу забили профсоюзы, говоря о том, что приезжие вытесняют местных с рынка труда и гонят их в поисках лучшей доли в Норвегии и Англии. Вторыми подключились некоторые экономисты и мыслители правого толка. Так, экономист Жигимантас Маурицас связал рост безработицы в стране с мигрантами, а его коллега Вайдас Навицкас пошел еще дальше, обвинив приезжих в том, что они тормозят экономику и рост зарплат. Однако в своих изысканиях аналитик вышел далеко за пределы экономической повестки.

Навицкаса беспокоит наплыв многотысячных славянских масс — он опасается, что это изменит этнокультурный пейзаж современной Литвы. В своих комментариях он откровенно признается, что его не устраивает массированный, по его мнению, поток русскоязычных из постсоветских республик. Он критикует правительство, говоря, что «если бы СССР проводил такую политику в послевоенный период оккупации, то в 1990 году в Литве было бы выше 1,5 млн жителей из других советских республик».

Он сетует и удивляется, почему власти с такой же охотой не привлекают граждан из ЕС, хотя почти всем очевидно, что истоки миграционных рек лежат на востоке и на юге и ее движение планомерно — с Востока на Запад, с Юга на Север. Было бы наивно думать, что маленькая Литва, подобно Гераклу, сможет повернуть это течение вспять.

Очевидно, что в публичное пространство уже запустили новую угрозу как предмет для трансляции «правильных мнений», но, если сегодня мы боимся и видим угрозу в украинцах, белорусах и приезжих россиянах, спрашивается, кого мы будем бояться завтра?

Дракон умер — да здравствует дракон!

На радость крайне правым, коих в Литве по-прежнему превеликое множество, Вайдас Навицкас проговорился и об угрозах для национальной безопасности, употребив излюбленный эвфемизм новейшего времени — «зеленые человечки». По его словам, неизвестно, сколько таких человечков могут проникнуть в страну под видом дешевой рабочей силы и даже спровоцировать беспорядки.

А ведь в будущем никто не застрахован от всяких неожиданностей, появления партий мигрантов, требований усилить позиции русского языка, саботажей, протестов, беспорядков, возникновения мигрантских районов и, чем черт не шутит, даже народных республик. Государству следует смотреть в оба!

Конечно, пока все вышеупомянутые сентенции — предмет для иронии и шуток, но печальная правда такова, что в Литве есть немало тех, кто охотно подхватывает и транслирует столь абсурдные «сценарии». К сожалению, повсеместные страхи, опасения, разговоры о большой угрозе с Востока и врагах, стремящихся подточить силы молодой республики, накладывают свой отпечаток на ментальность и образ мышления. Ничто на Земле не проходит бесследно.

Панические настроения заразительны. Во многом Литва делает большую работу, говоря о противодействии тем или иным гибридным угрозам. Союзники по ЕС и НАТО высоко ценят этот вклад в систему коллективной безопасности, но в погоне за тотальной защищенностью иногда следует оглянуться назад, посмотреть в зеркало и задаться вопросом: не стали ли мы зеркальным отражением тех, с кем мы боремся, не повторяем ли мы пороки тех, кого сами осуждаем? Быть может, стоит вспомнить о том, что действительно важно — о других ценностях, о принципах, на которых зиждется благополучие Литовского государства?

Его вектор был прост и обозначен отцами-основателями менее 30 лет назад: стремление к справедливому, гармоничному и открытому гражданскому обществу, где заботятся о национальном согласии. Именно эти установки Литва могла бы предложить Европе и миру, ведь страх как товар на экспорт, в конечном итоге, никогда себя не оправдывал.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.