logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Как не пустить электроэнергию с БелАЭС в Литву

Как не пустить электроэнергию с БелАЭС в Литву
Фото: РУП «Белорусская АЭС»

В Литве ввели запрет на импорт электроэнергии с Белорусской АЭС, но эксперты сомневаются, что стране удастся выполнить эту задачу в ближайшее время

Хотя энергоблоки Белорусской АЭС уже готовы к эксплуатации, Литва не теряет надежды, что ей удастся воспрепятствовать работе атомной электростанции. Власти уже приняли закон, запрещающий проникновение электроэнергии с БелАЭС на литовский рынок, однако можно ли реализовать его на практике — вопрос сложный. Корреспондент «Новой газеты — Балтия» разбирался в деталях.

Две дороги — два пути

Строительство и ввод в эксплуатацию Белорусской АЭС вблизи Островца — крупнейший энергетической проект в истории постсоветской Беларуси. Проект осуществляет российская госкорпорация «Росатом», выступая в роли генподрядчика. По заявлениям официального Минска, ядерное топливо на первый реактор поставят в первом квартале 2020 года. Между тем 24 февраля в стране должна начать работу очередная миссия Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ).

На протяжении последних шести лет Литва на высшем уровне противится белорусско-российской стройке, призывая соседние страны, Европейский союз и международные организации закрыть дорогу этому «геополитическому проекту». По мнению литовских властей, включая президента, премьера и лидеров всех ведущих парламентских партий, БелАЭС не отвечает требованиям безопасности, поэтому Литва не может закрыть глаза на ее ввод в эксплуатацию у себя под боком. БелАЭС находится всего в 50 километрах от Вильнюса, значит, в случае возможной аварии литовская столица окажется под ударом, а жителей города придется эвакуировать. В литовском Минэнерго указывают на то, что сама площадка для строительства атомной электростанции изначально была выбрана неправильно. По логике министра энергетики Жигимантаса Вайчюнаса, одного лишь этого факта уже достаточно для того, чтобы АЭС не дали начать работу.

С другой стороны, до сих пор у МАГАТЭ не было никаких серьезных претензий в адрес БелАЭС и «Росатома». Ряд литовских энергетиков так же не разделяет непримиримость властей по поводу этого проекта. В частности, директор Института энергетики Литвы Сигитас Римкявичюс настаивал, что литовским экспертам следует сотрудничать и вести диалог с белорусской стороной, так как остановить проект, скорее всего, не удастся, станция строится, значит, Литве нужно сделать все, чтобы она была максимально безопасной. Коллеги Римкявичюса в лице заслуженных энергетиков Юргиса Вилемаса и члена литовского комитета Мирового энергетического совета Альгирдаса Стумбраса не раз заявляли, что проект БелАЭС не вызывает у них никаких серьезных нареканий.

Ни шагу вперед

Спектр угроз со стороны злополучной АЭС в Островце, по мнению Литвы, лежит не только в энергетической, но и в политической плоскости. Накануне ряд депутатов Сейма и общественные деятели во главе с первым фактическим руководителем страны Витаутасом Ландсбергисом обнародовали меморандум о необходимости всестороннего гражданского сопротивления «ядерному монстру» на уровне Литвы и всей Европы. Тем не менее, несмотря на протесты политиков, солидарность с Литвой выразила лишь Польша. Чтобы было понятнее: в Литве принят закон о запрете импорта электроэнергии из третьих стран, где работают небезопасные атомные электростанции. Аналогичный правовой акт действует в Польше, но ближайшие соседи и союзники в лице Латвии и Эстонии пока отказываются пойти на такой шаг.

Президент Гитанас Науседа накануне заявил, что официальные Рига и Таллин еще «не совсем определились». Иными словами, Литва не теряет надежды, что ей удастся сформировать коалицию, бойкотирующую БелАЭС, хотя бы на уровне региона, но факты говорят об обратном. 16 января в Минске с официальным визитом гостил премьер Латвии Кришьянис Кариньш, по итогам встречи с президентом РБ Александром Лукашенко и главой кабмина Сергеем Румасом последний сделал сенсационное заявление — Беларусь и Латвия на уровне министерств «прорабатывают вопрос прямой поставки электроэнергии в Латвию».

Если переговоры увенчаются успехом, Литве придется поставить крест на своих планах и частично признать политическое поражение. Более того, отказ эстонцев и латышей ставит под вопрос упомянутый закон о запрете импорта электроэнергии из третьих стран. С одной стороны, Литва гарантирует, что закупки в Беларуси невозможны, но никто не гарантирует, что Латвия и Эстония не будут продавать ей ту же электроэнергию — просто по другой цене, ведь электроны нельзя пометить национальными флажками.

На вопрос о том, как обеспечить выполнение закона в таких условиях, «Новой газете — Балтия» ответила советник министра энергетики Литвы Аурелия Верницкайте:

«Литва приняла закон, согласно которому на литовский рынок не может попасть электроэнергия из третьих стран, где действуют небезопасные АЭС. Учитывая этот закон, Литва еще в конце 2018 года изменила правила торговли электроэнергией, согласно которым предусмотрено, что пропускная способность соединительных линий между Литвой и Беларусью для торговли с момента начала производства электроэнергии и технологических попыток на Островецкой АЭС будет равна 0 мегаватт. Таким образом, через это соединение электричество из Беларуси, включая АЭС в Островце, на литовский рынок попасть не сможет».

По ее словам, сегодня прямые поставки электроэнергии из Беларуси в Латвию и Эстонию невозможны, поэтому Литва частично защищена.

«На данный момент торговля электроэнергией с третьими странами осуществляется только через Литву. Ни у Латвии, ни у Эстонии нет прямых линий с Беларусью, поэтому прямая торговля с Беларусью невозможна, однако Латвия сообщила о своих планах открыть перемычки и обеспечить возможности торговли через латвийско-российскую границу», — говорит Верницкайте.

Политическая игра

По словам специалиста по вопросам ядерной энергетики, профессора, бывшего руководителя Института энергетики Литвы Юргиса Вилемаса, запрет на импорт электроэнергии из третьих стран — это политический ход, поскольку реализовать его на практике крайне сложно. Да, у Латвии и Эстонии на данный момент нет прямых линий с Беларусью, но никто не запрещает белорусам экспортировать в Россию, откуда электроэнергия пойдет на ту же Латвию, а уже оттуда она может свободно попасть в Литву.

«Импорт возможен вокруг — через Россию, но когда завершится проект синхронизации, то технологически отказаться от импорта электроэнергии из третьих стран — вполне реализуемая задача, — сказал он. — Пока закон будет реализован чисто формально, прямых закупок не будет, Беларусь будет экспортировать в Россию, из России экспортировать электроэнергию за рубеж есть право только у одной компании — «Inter RAO». Она возьмет это электричество у белорусов и может реализовать ее через Латвию, Эстонию и даже Финляндию. Часть российской электроэнергии из Финляндии периодически идет на балтийский рынок, когда у самих финнов остаются излишки».

Юргис Вилемас утверждает, что разделить и отличить потоки электроэнергии по их национальной принадлежности в этой ситуации просто нельзя.

«Как ты различишь, где ее произвели? Никак. Это политическая игра слов, а в реальности и Россия может заявить, что всю белорусскую электроэнергию они использовали, а продают свою собственную», — подытожил наш собеседник.

В то же время Аурелия Верницкайте утверждает, что на данный момент Литва пытается разрешить эту дилемму. Переговоры ведутся на уровне членов так называемой группы высокого уровня Плана объединения балтийского энергетического рынка при Еврокомиссии. Однако, очевидно, что закрыть этот вопрос, хотя бы частично, удастся только после завершения проекта синхронизации между балтийской и европейской энергосистемами. Сумма этого масштабного проекта оценивается в 1,3-1,5 млрд евро, ЕС готов покрыть 75% расходов. Планируется, что работы должны завершиться к 2025 году, а кольцо БРЭЛЛ — единая энергосистема, объединяющая Беларусь, Россию и страны Балтии, — перестанет существовать.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.