logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Шяуляй: страсти по Черному обелиску

Шяуляй: страсти по Черному обелиску
Фото: Шяуляйское городское самоуправление

В начале декабря в литовском городе Шяуляй демонтировали обелиск воинам Красной армии, захороненным на площади Воскресения.

Формально демонтаж памятника воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны, был запланирован уже давно, но нежелание республиканской прессы освещать этот вопрос и возникший в связи с этим информационный вакуум дали почву для различных спекуляций. В итоге «громкую новость» о сносе распространили российские СМИ — об акте «разрушения» со стороны шяуляйских властей говорили и порталы, и газеты, и телевидение. Короткие репортажи об этом происшествии даже показали в новостях по Первому каналу и ТВЦ, ведущие не скупились на критику в адрес политики соседнего государства, в котором «разрушили очередной памятник советским воинам». Поведение властей они назвали «варварским», вложив эти слова в уста неназванных местных жителей. 

В реальности же ситуация выглядит несколько иначе. 

Не снос, а капитальный ремонт

Памятник павшим воинам, носивший ремарковское название «черный обелиск» — из-за того, что он был сложен из черного гранита — действительно находился на одной из центральных площадей четвертого по величине литовского города. Он был установлен в советские годы, рядом с ним захоронены останки 53 красноармейцев, погибших при освобождении города, в том числе герои Советского Союза Николай Аверин и Садофий Евграфов, а также генерал-майор Александр Помощников. В 2001 году мемориал обновили на средства Российской Федерации.

Шяуляйское городское самоуправление

О том, что городские власти планируют реконструкцию площади, было известно давно — по меньшей мере три года назад. Руководство Шяуляй в лице мэра Артураса Висоцкаса и вице-мэра Домаса Гришкявиючса не раз встречалось с представителями российской дипмиссии, в том числе и с послом Александром Удальцовым, выражавшим свои опасения и решительный протест относительно возможного сноса монумента, но глава города настаивал — площадь нуждается в обновлении.

«Я объяснил Удальцову простую вещь. Сказал: уважаемый посол, это место находится в центральной части города, сейчас оно непривлекательное, люди сюда не приходят, разве что на 9 мая. А хочется, чтобы горожане приходили в такое привлекательное место — для этого мы хотим изменить форму этой площади, и все», — говорил мэр Висоцкас.

Власти города заверяли дипломатов, ветеранов и всех неравнодушных к судьбе монумента, что речь не идет об уничтожении или переносе могил — захоронения никто не тронет, однако сам обелиск устарел и никак не впишется в новый облик общественного пространства.

Несмотря на то, что сегодня российские СМИ активно цитируют 92-летнего Юлюса Дексниса, главу литовской Республиканской организации ветеранов Второй мировой войны, сражавшихся на стороне антигитлеровской коалиции, называющего демонтаж «актом варварства» и «вандализмом против объекта культурного наследия», все не так категорично.

«Мы акцентировали, что останки воинов неприкосновенны, меняется только надземная часть. Мы считаем, что это компромиссный вариант», — говорил накануне шяуляйской прессе вице-мэр Домас Гришкявичюс.

По его словам, российские дипломаты неоднократно пытались надавить на власти и архитекторов, причем разными способами — от предложений помочь с финансированием вплоть до открытых угроз.

Разошлись в оценках

Российская дипмиссия, ветеранские организации и российская пресса не раз утверждали, что обелиск внесен в список культурного наследия, но это не так. В Департаменте культурного наследия подчеркивается — закон защищает лишь захоронения, но не сам памятник. Исходя из этого, власти не отказались от реализации плана по переустройству площади. Кстати, на местном уровне были те, кто настаивал и на переносе могил, но вмешались центральные власти, дав распоряжение не трогать их.

В итоге монумент снесли, но надгробия никто не тронет. Напротив, их приведут в порядок. По словам архитектора Витяниса Рудокаса, отвечающего за проект, они должны вписаться в новый образ, хотя сам он выступал за то, что ценность представляют не могильные плиты, а лишь останки, которые нужно перезахоронить на военном кладбище в Гинкунай, но и этого не случится.

фото автора

Справедливости ради сотрудники Генерального консульства РФ в Клайпеде, к которому приписан и шяуляйский уезд, в отличие от телеканалов и ветеранов, более осторожны в выражениях. Дипломаты не паникуют, но все же держат руку на пульсе.

«Вместе с общественностью и ветеранским сообществом внимательно следим за ходом работ. Важно, что благодаря нашим совместным усилиям удалось убедить местные власти отказаться от переноса останков. Мемориал остается значимым местом для шяуляйцев, на нем захоронено 53 воина. (…) Городские власти обещают завершить реконструкцию мемориала к юбилею Победы», — сказано в обращении генконсула Александра Грачева.

Новый проект площади предполагает следующие изменения: обломки советского обелиска, возвышавшегося над площадью, просто канут в небытие, но сам постамент, где стоял памятник, сохранится — его гармонично интегрируют в новую рекреационную зону, сохранят привычный красный гранит, но его высота составит лишь 10-15 сантиметров. Надгробия и останки воинов останутся на своем месте. Цена этих работ оценивается в 152 тыс. евро, причем если реконструкцию площади, по большей части, выполнят за счет европейских средств, то на нужды, связанные с захоронениями, деньги выделяет самоуправление.

Шяуляйское городское самоуправление

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.