logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Петабайт информации ежегодно

Петабайт информации ежегодно
Фото: Директор MGI Latvia Tech Андис Шлайтас демонстрирует секвенаторы (фото автора)

Недавно в Латвии открылось дочернее предприятие китайского гиганта генных технологий BGI Group. Интрига в том, что MGI Latvia Tech будет единственным европейским производственным предприятием мирового лидера в сфере услуг по секвенированию генов человека,  а также геномов животных, растений и микроорганизмов. Она принадлежит гражданину КНР Джану Вангу и оценивается почти в 4 миллиарда долларов.

MGI Latvia расположилось в технопарке Lidostas parks недалеко от аэропорта Rīga. Материнское предприятие вложило в него 15 миллионов евро. В нем будет занято не менее 80 специалистов по биотехнологиям. В центре планируется производить оборудование для поставок в страны Европейского союза, Африки и Дальнего Востока.

Компания BGI Group, крупнейший в мире исследовательский центр генетики со штаб-квартирой в Шэньчжэне, была создана в 1999 году для участия в знаменитом проекте «Геном человека» как единственный его участник из третьего мира. Имеет многочисленные подразделения в США, Европе, Австралии, регионе Дальнего Востока. Ее филиал MGI Tech специализируется на развитии и производстве технологий. В начале нынешнего десятилетия компания начала производить технологии секвенирования геномов на продажу и для этих целей в 2013 году купила американскую Complete Genomics.

Секвенирование генов — это процесс определения последовательности нуклеиновых кислот, составляющих ДНК. Впервые геном (вся совокупность генов) человека был прочитан в 2003 году, и стоимость проекта составила 2,7 млрд долларов. В 2009 году Complete Genomics снизила себестоимость этого процесса до 5 тысяч долларов. Теперь BGI Group делает это за несколько сотен долларов. Компания работает в области так называемого высокопроизводительного секвенирования следующего поколения. Технологии этого типа позволяют расшифровать геном одного человека всего за один день. Они — надежда и основа персонализированной медицины будущего, в которой лечение основано на особенностях организма, отдельных тканей и клеток конкретного пациента. В связи с этим развивается секвенирование ДНК одиночной клетки и составление каталогов различных веществ, которые производят все клетки организма — протеома, липидома, метаболома и так далее.

Руководитель MGI Tech Данкен Ю говорит, что рижский проект был задуман в 2016 году и приостановлен из-за решения перенести его в другую страну. Однако возобновлен благодаря настойчивости чиновников из Латвийского агентства инвестиций и развития. Строительство центра с нуля заняло всего 18 месяцев. «Мы очень хотели тесно сотрудничать с европейским сообществом, нам действительно нравится что-то делать в Европе, для Европы и силами европейцев, — сказал Данкен Ю. — Мы хотели продемонстрировать, что  технологии, которые мы развили, предназначены не только для определенной части мира, они для всех. Наша миссия — обеспечить доступные решения исследователям по всему миру. Но то, что вы видите, — только первый этап создания полноценной платформы для секвенирования. Этот центр имеет большие возможности масштабирования, и за несколько часов до открытия я успел обсудить как минимум два проекта миллионного масштаба».

Министр экономики Ральф Немиро, президент MGI Tech Данкен Ю, посол КНР в Латвии Лян Цзяньцюань и директор MGI Europe Tech Янг Хоу разрезают ленточку

Изначальная мощность предприятия — почти петабайт информации ежегодно. «Это значит, что вы можете секвенировать 10 тысяч человек в год, — объясняет Данкен Ю — Уже в начале будущего года  мы поставим в пустующих помещениях еще один полностью автоматизированный центр секвенирования, который можно будет масштабировать более, чем на 100 тысяч человеческих геномов». 

Вход компании из третьего мира на рынок технологий, со всех сторон защищенных патентами западных корпораций, — эксперимент почти провальный, однако BGI он удался. «Эта компания сделала очень умный ход, — рассказал  «Новой газете — Балтия» научный руководитель латвийского Центра биомедицинских исследований Давид Фридманис. — Она купила американскую компанию, уже выигравшую патентный спор у крупнейшего игрока на рынке, американской Illumina. Китайцы решили, что сопернику не так просто будет придраться к патентам. Мы используем эту технологию. Она очень хорошо работает, не хуже, чем у главного игрока. Я думаю, с вхождением в Латвию BGI у нас появятся прекрасные перспективы: мы выиграем как в цене, так и в сроке доставки, гибкости обслуживания, в возможностях сотрудничества. Самая большая проблема Латвии в том, что нас обслуживают посредники, цепочка поставок очень длинна, и каждый в ней стремится заработать. А здесь она будет очень короткой. Мы сможем, к примеру, сегодня заказать реагент, а завтра его уже получить. Если мы создаем какие-нибудь разработки, уже есть компания, которая может включить их в перечень своих продуктов. О цене даже не говорю: она будет значительно ниже. Если учесть, что мы находимся в регионе, в котором очень чувствительно относятся к затратам, это огромное преимущество».

Однако преимущество получат не только латвийские исследователи. «80% рынка принадлежит Illumina, — объясняет Давид Фридманис. — И я надеюсь, что китайцы составят ей реальную конкуренцию. А конкуренция снижает цены. Я знаю, что цена, которую диктует фактический монополист, не основывается на серьезных расчетах рыночных затрат. Я надеюсь, что эта компания позволит развить весь рынок как таковой».

Центр биомедицинских исследований участвует в амбициозном международном проекте BGI по созданию атласа человеческого микробиома. Микрофлора, населяющая организм человека, значительно влияет на его здоровье, и ее исследования в последнее время приобрели огромную популярность в сфере медицины и науки о жизни. О проекте рассказывает профессор Каролинского университета в Швеции Ларс Энгстранд: «В этом июне мы встретились с Данкеном на конференции Европейского общества генетики человека в Готенбурге, и он сказал мне: «Не хочешь ли ты заняться кое-чем захватывающим? Давай начнем проект на 1 миллион микробиомов!» Я был поражен, потому что это колоссальный вызов для всех нас, исследователей в этом поле. Исследования микробиома начались всего несколько лет назад, и благодарить за это мы должны платформы высокопроизводительного секвенирования. Проблема всегда состояла в дороговизне их услуг. Наш центр в Стокгольме — один из крупнейших центров исследования микробиома, у нас огромное число образцов, и мы испытывали срочную потребность в доступе к высокоскоростному секвенированию. Мы его нашли в Шэньджэне».

На создания атласа потребуется от трех до пяти лет. Ларс Энгстранд считает, что рижский центр MGI Latvia будет важной базой проекта «Миллион микробиомов человека», в котором участвуют исследовательские институты Швеции, Китая, Латвии, Франции и Дании. Ученые уже начали призывать людей по всему миру сдавать образцы.

Один из примеров практического применения изучения человеческой микрофлоры — лечение злокачественной меланомы. Ученый рассказал об исследовании на базе восьми пациентов, которые получали противораковую иммунную терапию. Авторы этого метода удостоились в прошлом году Нобелевской премии в медицине. «Эта терапия пагубно влияет на кишечную микрофлору, — рассказал Ларс Энгстранд, — и мы сможем идентифицировать ключевых «игроков» в микробиоме, которые, возможно, отвечают за лечение».

В центре размещается лаборатория с машинами по подготовке образцов (большая установка позволяет готовить одновременно 96 образцов). В машины закладывается любой биоматериал — слюна, кровь, ткани для биопсии и так далее — который трансформируется должным способом и наносится на чип. «Если это делать вручную, вам потребуется очень много времени»,  — объясняет генеральный директор MGI Latvia Tech Андис Шлайтас.  Рядом —лаборатории по синтезу реагентов и упаковке китов для генетических тестов.  «В помещении для секвенирования происходят чудеса, — говорит Андис Шлайтас, — здесь стоит десять машин, каждая из которых может одновременно анализировать десять человеческих геномов. Самая большая машина генерирует 6 терабайтов информации за день». MGI производит установки самых разных размеров и мощности, от гигантских до портативных экспресс-секвенаторов, которые могут поместиться в карман.

Еще один пользователь китайской технологии в Латвии — Институт онкологии  Латвийского университета Паула Страдиня. Директор института Эдвин Миклашевичс рассказал «Новой газете — Балтия»: «Год назад мы приобрели машину — не такую, как стоят здесь, маленькую — и полгода используем ее. Мы наблюдаем за экспрессией генов, генетическими изменениями в опухолях пациентов с раком толстой кишки. Теперь нам будет доступен лучший сервис, чем раньше. Я надеюсь, что здесь начнется также производство машин, и в связи с этим мы сможем рассчитывать на инженерное обслуживание. Сократятся сроки поставки реактивов и затраты на них. И, кроме того, я надеюсь, что здесь, как это обычно бывает при таких больших предприятиях, образуется целый кластер, который будет способствовать общему развитию генных технологий».

Янг Хоу, руководитель европейского подразделения компании MGI Europa Tech, рассказал «Новой газете — Балтия», что клиентами латвийского центра секвенирования будут научно-исследовательские центры и клиники Европы: Великобритании, Германии, Нидерландов, Бельгии, скандинавских стран. «Одна из европейских компаний собирается производить на основе этих технологий генетические тесты для потребителей, — сказал Янг Хоу. — В Риге поначалу будет находиться единственный коммерческий офис компании, затем мы создадим еще один в Великобритании и один в Германии. В будущем планируется создать в Европе и исследовательско-конструкторский центр, мы бы предпочли разместить его в Германии. Но здесь расположится основная часть нашего производства».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.