logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Осторожно: вернисаж

Осторожно: вернисаж
Фото: Елена Слюсарева

Фотовыставка о Майдане в Риге чуть не спровоцировала беспорядки в самой латвийской столице

Первое нападение на уличную выставку «Люди Майдана» в Риге было совершено еще до ее открытия. Сначала неизвестные разорвали флаг и порезали фотографии, а в ночь с пятого на шестое октября разгромили ее полностью. Автор выставки, американец украинского происхождения Сергей Мельникофф, еще больше накалил обстановку вокруг своей экспозиции, сформулировав ее задачу как «научить прибалтийские народы гнать оккупантов со своей земли пинками. Подогнать сюда вагоны для скота — сколько там, 300 тысяч оккупантов — и выгнать их на историческую родину в Сибирь» .

После повторного нападения 11 на экспозицию октября Рижская дума постановила: закрыть. Корреспондент «Новой газеты – Балтия» ознакомилась с фотографиями выставки до ее закрытия. 

…Этот бульвар в самом центре Риги напротив Кабинета министров обычно безлюден. Место, казалось бы, заведомо провальное для любой экспозиции. Однако – середина дня, в городе хоть и солнечно, но прохладно, а народ то и дело забегает посмотреть стенды с фотографиями под украинским флагом. Первоначально, кстати, флагов было два – еще один, черно-красный, который прочно ассоциируется с радикальными националистами из «Правого сектора» порезали еще до открытия. Покрышки, симметрично разложенные у стендов, мирно лежат на местах. 

Аудитория заметно делится на две группы: одна сосредоточенно разглядывает красочные снимки, другая с ходу рвется дискутировать с автором. «Нет, вот вы мне скажите, зачем вы привезли к нам эту выставку? – возмущается молодой мужчина. – Вот зачем нам здесь знать, что происходит в каких-то других странах?!» 

«А вам зачем знать? – интересуюсь у паренька, внимательно изучающего фото. Тот удивленно оглядывается: «А как же жить? Надо знать много разного, уметь слышать даже тех, с кем ты не согласен».

фото:Елена Слюсарева «Зачем привезли?! Готовят цветную революцию в России, – откликается по ту сторону стеллажа густой мужской бас. - Только ничего у них не выйдет – русские не дадут в обиду Россию. Уже не раз это доказывали». 

«Какие все-таки украинцы молодцы, – тихонько восхищается на латышском дама в возрасте. – Пусть с большими потерями и огромным трудом, но смогли сбросить с себя это ярмо. Мы в 40-м так не сумели. За что и  платим по сей день. В собственном доме чувствуем себя будто в гостях».

фото:Елена Слюсарева «Выставка отражает жизнь, все так и было, только Майдан я не поддерживаю, – говорит мужчина средних лет. –Хотя сам родом из Черновцов, там у меня вся родня. Но не надо было этого переворота. Ну да, вор Янукович. Но ведь президент. Хотя, конечно, не имел права бросать свой пост. Как капитан – должен был сидеть до последнего». 

Титульный плакат сообщает, что выставка посвящена «героям, которые фанерными щитами защитили от огня снайперов честь и достоинство украинской нации». Проект поддержали латвийский МИД, посольство Польши в Украине, Международный фонд «Душа Украины». Чуть больше сотни работ, под каждой несколько фраз участников тех событий. Кто-то греется у бочки с поленьями в 30-градусный мороз, кто-то играет на пианино посреди баррикад, кто-то молится прямо на улице, кто-то тушит пожар, кто-то целуется…

Автора легко вычислить – он беспрерывно общается: то телевизионщики, то особо активные посетители. О себе рассказывает: родился и вырос в Ленинграде. Оттуда его «переместили» в лагеря, где отсидел 7 лет «за длинный язык», после вывез семью за границу и уже почти 40 лет кочует по разным странам. На Майдане, говорит, оказался случайно и считает это подарком судьбы – первый репортажный опыт, поскольку раньше снимал исключительно природу. Восхищается духом Майдана и сожалеет, что не всем дано это понять: «Вчера вечером одна украинская женщина принесла нам два ведра вареников и пельменей, соления. Чтоб поддержать по-человечески – вот так было и в Киеве».

«Почему-то первый вопрос, который мне здесь задают русские посетители, – кто вам разрешил? Почему вы привезли выставку про фашистскую идеологию? А сами обижаются, когда напоминаю им об ответственности за депортации латышей», – удивляется фотограф. 

Спрашиваю, стоило ли украшать вернисаж черно-красным флагом УПА, который в самой Украине воспринимается далеко не однозначно? Все-таки Майдан – это далеко не только «Правый сектор». Мельникофф возражает: «Это символ украинской армии со времен запорожских казаков, он даже на известной картине Репина присутствует, но в свернутом виде. Потому и на Майдане было 2 флага – украинский и этот, казацкий. Просто влияние «Правого сектора»  многие преувеличивают. На самом деле это политическая партия, которую поддерживает всего 1 процент населения». 

Все равно остается ощущения, что на этот шаг Мельникофф  – явный любитель эпатажа – пошел сознательно. Вполне можно было и без партийных флагов обойтись.  

Русских посетителей выставки, само собой, возмущают не столько фотографии, сколько совет про «вагоны для скота» – эта цитата тут же появилась в интернете. Русские СМИ потребовали официальной позиции, латвийский МИД дважды заявил: фотографии и личное мнение их автора – разные вещи, выставка пусть остается. 

В итоге Рижская дума выставку закрыла, сославшись на нарушение организаторами закона, который предполагает, что они сами должны были обеспечить ее безопасность. Также дума попросила полицию безопасности оценить высказывания Мельникова насчет вагонов для скота. Сам организатор нисколько не обескуражен и оптимистично заявил: «Уезжать не собираемся, ищем возможности продолжать работу в Риге. Как планировали – до 25 октября».

«Все эти нападения – проявление недовольства латышской властью, – так прокомментировал «Новой газете – Балтия» ситуацию один из русских общественников Александр Гапоненко. – В прошлом году в день легионера 16 марта латышские депутаты сейма рвали фотографии жертв нацистов и никто их не наказал. Я устраивал концерт в поддержку русских школ и хотел там использовать покрышки для декора – не разрешили. Почему то, что можно одним, нельзя другим?»

Политолог Юрис Розенвалдс уверен, что неприятие выставки – проблема отдельных людей: «В феврале этого года мы с коллегами изучали отношение русскоязычных жителей Латвии к событиям в Украине. Так вот, 12,4% поддерживали Украину, 13% – Россию, 62.7% процентов хотели быть нейтральными. Значит, те, кто срывает фотографии, не представляют мнения большинства. Безусловно, высказывания о вагонах для скота совершенно недопустимы, но запрещать из-за этого выставку нельзя, это разные вещи. Выставка – это вопрос нашей солидарности с Украиной. И потом, куда смотрит полиция, если под стенами правительства можно так хулиганить?»


 

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.