logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Центр Ротко в Даугавпилсе обновил экспозицию

Центр Ротко в Даугавпилсе обновил экспозицию
Фото: Эрдмут Блах, «Композиции. Ответить тьме»

В художественном центре Марка Ротко в Даугавпилсе открылся осенний выставочный сезон, который приурочен к 116 годовщине со дня рождения художника

«Среди бесчисленных моих выставок эта единственная в своем роде: она организована очень профессиональными кураторами в необыкновенном, уникальном пространстве невероятно высокого качества», — сказал корифей латвийской живописи Оскар Звейсалниекс на церемонии открытия, представляя свою персональную выставку «Время жизни». — Прекрасно, что этот художественный центр связан с именем Марка Ротко. Не знаю, слышало ли об этом молодое поколение, но в предвоенном латвийском Сейме Францис Трасунс (известный католический священник и политический деятель, один из основателей Конгресса латышей Латгалии) произнес речь, в которой критиковал закон о гражданстве. Он казал, что только неправильная трактовка смысла этого понятия повинна в том, что такие люди, как Марк Ротко (эмигрировавший в 1913 году из Витебской губернии Российской империи в США) не имеют латвийского гражданства. 

Освальд Звейсалниекс «Боевые возгласы. В память о 1905 годе»

Куратор экспозиции Марис Чачка рассказал «Новой газете — Балтия», как выглядит общая концепция нынешнего сезона, состоящего из шести отдельных выставок. «Осенний сезон идет под знаком Марка Ротко, величайшего живописца, уроженца нашего города, — сказал Марис Чачка, — Трое художников, представленные индивидуальными выставочными проектами, участвовали в международном симпозиуме Марка Ротко в предыдущие годы. Сейчас мы открыли новую программу, юбилейную: отмечаем 15 лет с начала основания симпозиума». В Даугавпилсскую крепость прибыли десять живописцев из США, Китая, Германии, Великобритании, Ирландии, Индии, Латвии и Белоруссии, которые будут работать две недели и покажут свои новые картины зрителям 4 октября.

Немка Эрдмут Блах, открывшая персональную выставку «Композиции. Ответить тьме», участвовала в симпозиуме в 2016 году. Уже тогда она проявила горячее желание выставиться, говорит Марис Чачка. Несколько раз приезжала в город, в 2017 году провела здесь целый месяц, во время которого создала одну из композиций, которая так и называется — «В Даугавпилсе».

Два проекта выпадают из общего ряда, в них живописи нет. Это скульптурно-графическая композиция российской группы «ДаДим» «Песчинки и пустота» и проект из литовского Паневежиса «Х:Память», связанный с идеей человеческой памяти, в котором участвовало 24 творческих дуэта, то есть, 48 художников.

Валентинас Печининас и Стасис Мостаускис «Разговор с Валентином», холст, фотография, масло. Валентинас Печининас и Стасис Мостаускис «Разговор с Валентином», холст, фотография, масло.

Руководитель арт-центра Фарида Залетило дала интервью «Новой газете Балтия». 

Госпожа Залетило, мне рассказали, что специальные чартеры прилетают в Ригу со всей Европы, туристы садятся в автобусы прямо в аэропорту, едут в Центр Ротко смотреть на полотна гения и остальную экспозицию, а затем на тех же автобусах возвращаются в аэропорт и домой.

Да, приблизительно так и обстоит дело. Может быть, в Даугавпилсе кто-то и обижается на то, что туристы игнорируют город. Но, как бы там ни было, мы обозначили его на карте Латвии, Европы и даже мира. К нам приезжали эксперты самой высокой пробы. Питер Маррей, основатель самого большого скульптурного парка мира, который находится в Великобритании, сказал, что это институция не национального и не европейского масштаба, а мирового — и по уровню реновации самого здания, и по качеству коллекции. Есть музеи, которые могут годиться своей коллекцией, и есть музеи, которые представляют собой архитектурную жемчужину. Благодаря тому, что у нас висят оригиналы Ротко, мы сумели объединить оба достоинства. Хотя в этом, конечно, тоже был определенный вызов: Даугавпилская крепость — это здание классического ампира, русский классицизм, и вдруг модерн и современная живопись.  Как это все будет взаимодействовать, никто не знал. К тому же закругленные своды создают определенные проблемы в галерейной деятельности: трудно работать с большими форматами. Хочется привезти что-то очень масштабное, и сразу вступают в силу какие-то ограничения вроде недостаточной ширины входных дверей и так далее. Контейнеры, в которых приезжают оригиналы Ротко, входят впритык.

Расскажите о новых картинах мастера, которые вы получили в июле.

В этом году мы привезли уже третий сет Ротко. У нас нет постоянной экспозиции Ротко. Пока семья сохранила за собой право время от времени менять картины. И на данный момент мы рассматриваем это как плюс, потому что создает интригу и повод для посетителей приехать к нам снова. И жители Даугавпилса и Латвии радуются, что уже смогли посмотреть за шесть лет около 20 работ гения.  

Обычно у нас было по шесть работ, а в этот раз, к сожалению, их пять. И они не прилетели к нам из Нью-Йорка, а прибыли по земле из Вены, где была большая ретроспективная выставка художника. Мы решили воспользоваться ситуацией. Часть венской экспозиции поступила из семейной коллекции, а часть — из других музеев, поэтому пришлось сократить сет на одну картину. Но концепция сохранилась прежней: мы показываем весь ход художественной эволюции Ротко, начиная с ранних работ. Наконец-то к нам приехал его легендарный автопортрет, который считается цитатой его любимого художника Рембрандта. Я давно мечтала его привезти. Но поскольку заявку на него подает любая ретроспекция, нам его не давали. И вот дети, наконец, разрешили привезти отца в виде автопортрета. Это символическое возвращение Ротко на родину.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.