logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Мы хотим соединить физический мир с цифровым»

«Мы хотим соединить физический мир с цифровым»
Фото: фото из архива Айнарса Клявиньша

Не всегда нужно выбирать между журналом и смартфоном: с помощью приложения Overly картинки, напечатанные на глянцевых страницах, двигаются и разговаривают, а о картинах в художественном музее можно быстро узнать всю информацию. Создатель приложения дополненной реальности Айнарс Клявиньш рассказал о том, для каких сфер это особенно актуально, как можно использовать аппликацию в обычной жизни и много ли у них конкурентов.

––  Еще лет 7-8 назад, когда я работал в рекламном агентстве, понял: предпринимательство –– то, чем я хочу заниматься, и IT сфера мне очень близка. Следил за появлением новых технологий и, узнав о дополненной реальности, подумал: это то, что мне нравится и что я хочу делать. Около года искал человека, который помог бы разобраться, как это работает и как с этим работать. Конечно, было непросто: многие утверждали, что это никому не нужно и не пригодится. Но потом я встретил Гатиса Звейниекса, с которым вместе мы создали компанию. Наша главная цель –– соединить физический мир с цифровым, чтобы они дополняли друг друга.

Например, у бумажной прессы есть проблема: читатели часто уходят в цифровой мир, поскольку он интерактивнее. И мы придумали решение: нужно перенести цифровой мир в издания. Людям нравится, когда можно полистать страницы, когда есть что-то физически ощутимое, но при этом напечатанные картинки оживают. Так они получают то, ради чего ушли в цифровой мир. Например, вчера был хоккей, ты можешь прочитать материал, посмотреть снимки, но также можешь навести на них телефон, просканировать ––  и увидеть лучшие моменты этого матча. Сейчас в Бельгии крупный издатель журналов еженедельно использует Overly.

Для каких еще сфер ваше приложение актуально?

Мы активно сотрудничаем с выставками и музеями –– например, с Рижским Мотор-музеем, с Латвийским национальным художественным музеем, музеем Аспазии. В музеях ведь пространство ограничено, плюс нужно сохранять визуальную эстетичность ––дополненная реальность дает возможность еще больше рассказать и показать, не занимая лишнего места. Например, если поехать в Мотор-музей, можно просканировать запчасти машины, они начинают двигаться, можно разобрать их по деталям и увидеть, как все работает изнутри. В Латвийском национальном художественном музее с помощью нашего приложения можно оживить картину или больше узнать о ней. Обычно ведь как: написано, как называется картина, кто автор –– и все, остальное твоя интерпретации. Это хорошо, но иногда хочется услышать, кто и почему на ней изображен. Плюс, для того чтобы использовать дополненную реальность, нам не нужно на картине размещать QR-код –– мы используем технологию под названием «computer vision» («компьютерное зрение»): делаем фотографию картины, потом ставим на нее наш алгоритм, чтобы он мог ее узнавать, и программируем, какая информация появится.

И еще одна сфера, в которой мы используем дополненную реальность, –– образование. Например, у латвийского стартапа Anatomy Next есть пособие, по которому изучают анатомию. Но чтобы действительно выучить этот предмет, недостаточно только на картинки посмотреть  –– ты должен видеть, как, например, кости двигаются. А когда ты просканируешь их книгу с помощью Overly, скелет появится в 3D –– ты можешь его со всех сторон осмотреть, подвигать. Это, во-первых, намного интереснее, а во-вторых, можно наглядно понять, как это все выглядит. Это просто другой способ обучения.

В обычной жизни люди могут использовать ваше приложение?

Конечно. Например, довольно много людей обращаются к нам с такой просьбой: слушайте, у меня будет свадьба, хочу сделать приглашение в дополненной реальности, чтобы гости просканировали –– и мы там им что-то говорим. Поэтому мы сейчас работаем над открытием платформы платформу, чтобы  у любого человека была возможность зайти на нашу домашнюю страницу, зарегистрироваться и самому, автономно создать дополненную реальность. Хочешь сделать приглашение –– снимаешь видео, соединяешь его с дизайном на открытке, присылаешь своим друзьям. Они его сканируют –– и там такой сюрприз.

Как вообще приложение работает? На изображении должен быть какой-то код?

Код не нужен. Поэтому мне технология и нравится: чтобы все работало, нужен просто дизайн. Технология его анализирует, видит контрасты, ставит такие точки, рисует point cloud (облако точек), закладывая в них информацию и действия, и потом, когда телефон сканирует изображение, ориентируется по ним. Это и есть самое большое преимущество: тебе не нужно портить дизайн QR-кодом, ты создаешь какую угодно картинку –– и приложение его опознает. Но если, например, будет просто синяя бумага, ничего не получится: не за что зацепиться.

Также в дополненной реальности сейчас появляются новые технологии –– можно отсканировать любое место в помещении и поставить туда предмет в натуральную величину. Например, такое решение мы предлагаем производителям мебели: человек хочет приобрести кресло, но не знает, подойдет ли оно, окажется слишком большим или наоборот маленьким, влезет или не влезет. Но он может отсканировать пол в своей квартире и потом с помощью приложения поставить туда будущую покупку, походить вокруг нее и увидеть, насколько она вписывается. Понять, как это все будет выглядеть в реальной жизни. Это тоже дополненная реальность, только механика чуть-чуть другая.

Какие изменения произошли за это время с вашим стартапом?

Каждый год мы учимся чему-то новому. Мы прошли типичный путь: нам говорили, как нужно делать, мы делали все по-своему и в результате приходили к тому, о чем нас предупреждали. Наверное, иногда по-другому не научишься. Например, мы выбрали немного трудную дорогу, когда нам предложили инвестиции, а мы сказали: нет. Тогда казалось, что все сможем сами, теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что инвестиции –– это на самом деле возможность сократить время развития. А большое изменение, которому мы очень рады, –– в этом году у нас больше экспорта. Это показывает, что мы идем в правильном направлении. Сейчас наша самая главная цель –– выйти за рамки рынка стран Балтии.

У вас в странах Балтии есть конкуренты?

В странах Балтии нет, но вообще в мире есть. Скажу честно, их немного. Самый территориально близкий наш конкурент находится в Финляндии. И нам очень приятно, что в последние время клиенты из Финляндии выбирают работать с нами. Еще есть в других странах 5-6 таких приложений, но рынок довольно молодой, хотя, конечно, каждый год растет.

По-вашему, Латвия –– хорошее место для создания стартапа? И с какими сложностями приходится сталкиваться?

Я на эту тему разговаривал с разными людьми и для себя решил: Латвия –– очень хорошее место для создания стартапа. У нас высокое качество работы, трудолюбивые люди и, если сравнивать с другими странами, то стоимость разработки того же продукта у нас довольно низкая –– эта комбинация дает возможность создавать, развивать, придумывать что-то новое. Проблема только в том, что если ты делаешь стартап, ты не можешь  ориентироваться только на местный рынок. И главная трудность –– выйти на другие рынки. Для наших средних зарплат и средних оборотов компаний это очень дорого. Но большой бонус –– мы находимся в Европейском союзе, слетать в Берлин стоит почти столько же, сколько съездить на автобусе в Вентспилс. Я, конечно, преувеличиваю, но по большому счету сейчас передвигаться по Европе очень дешево и просто.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.