logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

12 дел Порошенко: что расследует ГБР в отношении пятого президента Украины

12 дел Порошенко: что расследует ГБР в отношении пятого президента Украины

Государственное бюро расследований недавно стало ключевым правоохранительным органом. По крайней мере, такое впечатление складывается, если почитать заголовки в СМИ: едва ли не каждый день этот орган вызывает на допросы высших должностных лиц предыдущей власти. В частности — пятого президента Украины Петра Порошенко.

Мы направили в ГБР запрос о количестве и содержании дел в отношении бывшего главы государства. И в день очередного допроса Порошенко рассказываем, какие 12 дел сейчас нависают над ним.

Керченский пролив

Первое дело ГБР по Порошенко. Открыто по заявлению Андрея Портнова — заместителя главы Администрации президента Януковиче. Открыто на следующий же день после инаугурации Зеленского и утраты Порошенко президентского иммунитета — 20 мая.

В ноябре 2018-го три украинских военных корабля пытались через Керченский пролив пройти к Азовскому морю. Россия не дала этого сделать. Как следствие — корабли были захвачены российскими пограничниками, 24 моряка попали в плен.

Агрессия России на море была первым случаем открытого вооруженного противостояния с Украиной. После этой ситуации по призыву Порошенко Рада впервые в истории Украины ввела военное положение — на один месяц.

ГБР расследует возможную причастность Порошенко к керченскому конфликту по статье «Государственная измена». Якобы, отдавая приказ, главнокомандующий знал, чем все завершится, и хотел, чтобы это произошло. Более того — в своем заявлении Портнов утверждает, что нападение на украинских моряков было частью плана по срыву президентских выборов и узурпации власти Порошенко.

Сначала Порошенко действительно требовал от Рады ввести военное положение на два месяца. Такой срок не дал бы провести выборы вовремя, что, в свою очередь, позволило бы выиграть время и попытаться исправить негативную для пятого президента социологию.

«Кузня на Рыбальском»

На следующий день после первого заявления Портнов пожаловался второй раз. Суть претензии — пятый президент через кипрскую компанию якобы «отмыл» $300 млн на продаже своего завода «Кузня на Рыбальском» Сергею Тигипко и не уплатил с них налоги.

В своем заявлении Портнов утверждает, что у Тигипко просто не было таких денег для покупки завода, и поэтому продажа якобы является фиктивной. Также Порошенко обвиняют в сокрытии реального владельца завода и фиктивном предпринимательстве — якобы он после «продажи» оставил контроль над заводом за собой.

Есть здесь и другой аспект — конфликт интересов. Ведь «Кузня на Рыбальском» выполняет государственный оборонный заказ. А Порошенко, который в то время был главнокомандующим, мог влиять на объемы этого заказа.

По этому делу уже был допрошен Тигипко, а впоследствии и сам Порошенко.

Телеканал «Прямой»

Еще одно расследование относительно возможной неуплаты налогов и легализации средств Порошенко касается телеканала «Прямой».

Официальным владельцем медиа является экс-регионал Владимир Макеенко. Но Порошенко непосредственно связывают с работой этого телеканала, хотя официальный владелец это и отрицает.

Во время и президентской, и парламентской кампании этот телеканал был благосклонен к Порошенко. Согласно исследованию «Детектор медиа», «Прямой» был одним из самых манипулятивных телеканалов во времена предвыборной борьбы.

В своем заявлении по «Прямому» Портнов также утверждает, что пятый президент Украины завладел этим телересурсом, оформив его на офшорную компанию «ПАРЛ Трейдинг Лимитед», которую контролирует Владимир Макеенко. При этом при покупке Порошенко якобы тоже отмыл средства и не уплатил с них налоги.

Судья Чаус

Одно из последних дел Госбюро расследований в отношении Порошенко касается возможного содействия предыдущего президента и его окружения бегству из Украины судьи Чауса.

Основанием для открытия этого дела стало интервью издания «Страна.ua» с Антоном Шевцовым — «высокопоставленным полицейским, близким к экс-президенту», которого обвиняли в госизмене и который пытался выехать в Россию.

Шевцов заявил, что личная охрана Порошенко в 2016 году тайно вывезла судью Днепровского райсуда Киева Николая Чауса в аэропорт, где он без прохождения контроля сел на самолет и улетел в Молдову. Там его задержали местные правоохранители, но в Украину до сих пор не вернули.

Судья Чаус известен тем, что НАБУ подозревает в получении взятки в $150 тыс. Эти средства правоохранители обнаружили в двух стеклянных банках, которые судья лично закапывал во дворе собственного дома.

Влияние на суды

Отдельный блок дел ГБР в отношении Порошенко касается возможного влияния на работу судов и других институтов судебной системы.

В частности — Высшего совета правосудия (ВСП). Это орган судейского управления, который назначает судей на должности, увольняет их, дает согласие на задержание, отстраняет от должности и привлекает к дисциплинарной ответственности. По сути, это — высший орган судейского контроля.

Вероятные злоупотребления предыдущего президента заключаются в назначении им двух членов ВСП вне правил и процедур.

Схема отбора выглядит так: конкурсная комиссия отбирает кандидатов на должности, а затем подает список из победителей для утверждения президенту. В случае, если комиссия не отобрала достаточного количества кандидатов, она объявляет повторный отбор.

10 апреля Порошенко получил список из лиц, рекомендованных к назначению члены Высшего совета правосудия. Не хватало двух людей. И вместо повторного конкурса бывший президент издал указ, которым изменил процедуру назначения членов ВСП: если комиссия не может избрать членов, то их единолично назначает президент.

Таким образом Порошенко назначил членами ВСП Андрея Василенко и Михаила Исакова. Произошло это 13 мая — за шесть дней до принесения присяги Зеленским. Производство по этим фактам ГБР начало тоже по заявлению Портнова.

Еще одно дело касается вероятного давления на судей Окружного админсуда Киева по делу ПриватБанка.

Речь идет о заседании Совета нацбезопасности и обороны под председательством Порошенко после того, как суд признал национализацию банка незаконной. Состоялось оно за три дня до второго тура президентских выборов и сопровождалось обращением Порошенко к народу о возможном дефолте и экономическом кризисе.

Окружной админсуд на следующий день выступил с заявлением: руководство государства вмешивается в работу суда. По этому заявлению Шевченковский районный суд Киева обязал ГБР открыть дело в отношении Порошенко.

Еще два факта, которые расследует Государственное бюро расследований в отношении Порошенко, касаются несвоевременного назначения им судей на должности и возможного вмешательства в работу Апелляционного суда города Киева.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.