logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Рижская математика: минус два мэра

Рижская математика: минус два мэра

Факт снятия с должности недавно выбранного мэра Риги Дайниса Турлайса не стал громом среди ясного неба – результат депутатского голосования был довольно-таки предсказуем. Но вот дальнейшая судьба столичного самоуправления пока покрыта мраком: уж слишком много появилось неизвестных в этом сложном политическом уравнении.

Власть рухнула

Сразу после выборов 2017-го года в Рижскую думу подсчет был очень простой: 32 депутата – коалиция, 28 – оппозиция. В сумме – 60 народных избранников. Спустя несколько месяцев оппозиция потеряла одного «бойца» – Оскара Путниньша. Он вышел из фракции «Региональное объединение/Для развития Латвии» и стал независимым. Расклад немного поменялся: 32 – коалиция, 27 – оппозиция, 1 – независимый. В конце мая нынешнего года партия «Согласие» вычла из своих рядов четверых «нарушителей дисциплины», которые тут же создали свою фракцию, максимально усложнив политические расчеты: 28 – коалиция, 27 – оппозиция, 4 – «фракция независимых» плюс один независимый Путниньш.

Еще больше запутали ситуацию оппозиционеры, которые сразу после отставки нового градоначальника тоже занялись вычитанием: «Новая консервативная партия» исключила их своих рядов двух коллег. В итоге, на сегодняшний день, политический расклад в Рижской думе выглядит так: 28 – остатки коалиции, 25 – остатки оппозиции, 4 – «фракция независимых», плюс еще три внефракционных депутата. Это уже тянет на высшую математику и варианты решения политических задач в Латвийской столице становятся непредсказуемыми. По сути, городская власть рухнула.

Произошло это, конечно, не в одночасье. В течение трех месяцев Рига лишилась двух мэров. В начале апреля потерял свой пост лидер партии «Согласие» Нил Ушаков, находившийся у руля городской власти почти десять лет. Его отстранил министр по охране среды и региональному развитию Юрис Пуце, обнаруживший в действиях градоначальника ряд серьезных нарушений. Ушаков пообещал оспорить вменяемые ему нарушения в суде и спокойно избрался в Европарламент. На пост нового мэра коалиция Рижской думы договорилась выдвинуть представителя партии «Честь служить Риге» (ЧСР) Дайниса Турлайса. Никто против его кандидатуры особо не возражал, а вот фигура вице-мэра от партии «Согласие» – Сандиса Бергманиса, вдруг, вызвала вопросы у четверых его однопартийцев, включая уже работающего в должности заместителя мэра Вадима Баранника. Такая наглость руководству партии не понравилась и «четверо смелых» были тут же изгнаны.

Они создали свою фракцию, от которой стало зависеть принятие любого решения в Рижской думе. Первым важным вопросом, вынесенным на голосование столичных депутатов, стал вопрос об отставке Дайниса Турлайса, который инициировала оппозиция. И «независимые» проголосовали против мэра.

От математики к политике

Зачем оппозиционным депутатам понадобилось снимать только что избранного мэром Дайниса Турлайса, когда они, вроде бы, и так уже праздновали победу, добившись отстранения своего главного врага – Нила Ушакова? И почему недавние представители «Согласия», исключенные из партии, решили поддержать инициативу оппозиции?

Конечно, отстранение Ушакова – это большой успех оппозиции, но – промежуточный. Оппоненты коалиции в Рижской думе никогда не скрывали, что их главная цель – власть в столице. А замена одного мэра на другого, пусть хоть и не из «Согласия», но тоже от коалиционной партии, к этой цели их не приблизила. Они даже не участвовали в голосовании, когда Турлайса избирали. Но подписи за его отставку собрали очень быстро.

А вот рассчитывала ли оппозиция на то, что так легко удастся свергнуть нового мэра – вопрос открытый. Скорее всего, нет. Это видно хотя бы по тому, что в рядах самой оппозиции после отставки Дайниса Турлайса начался разлад: они только сейчас стали всерьез говорить о том – что делать дальше. И единого мнения здесь нет. Большинство выступает за роспуск думы и внеочередные выборы, но часть оппозиции видит шанс на перенятие власти путем создания новой коалиции без перевыборов.

И вот здесь на передний план выходит «банда четырех». Эти экс-«согласисты» спутали все карты всем участникам происходящего в Рижской ратуше политического шоу. Ребята поняли, что их голоса сейчас в думе на вес золота и, похоже, решили этим воспользоваться, что называется, на всю катушку. То есть, по максимуму, получить для себя какие-то преференции. С бывшими коллегами им договориться, похоже, не удалось, поэтому Турлайс на посту мэра поддержан не был. С новыми потенциальными партнерами из оппозиции тоже, видно, пока не срастается (от этой четверки открещиваются сами оппозиционеры), но аванс в их сторону выдан довольно большой.

Сейчас наступает самый интересный период – активного политического торга. И, по большому счету, дальнейшая судьба нынешней Рижской думы имеет всего три пути развития: либо «четверка независимых» договорится с оппозицией и будет создана новая коалиция, либо сторгуется с бывшими партнерами и восстановится прежняя коалиция, либо думу ждут перевыборы.

Кто на новенького?

На перевыборах активно настаивают депутаты от думских фракций «Единства» и Новой консервативной партии. Оппозиционная фракция Национального объединения также не видит возможности сотрудничества с «отщепенцами» «Согласия». А вот депутаты от партии «Развитию Латвии» предлагают выдвинуть кандидата в мэры Риги от оппозиции, почувствовав реальную возможность взять, наконец, в столице власть. Похожего мнения придерживаются и трое внефракционных депутатов – Оскар Путниньш и исключенные из Новой консервативной партии Имантс Кейшс и Друвис Клейнс.

Что касается «Согласия» и ЧСР, то они подумывают над новым кандидатом в мэры. Причем, представитель ЧСР Вячеслав Степаненко заявил, что достойных в их фракции немало.

Математический расклад позволяет, как уже было отмечено, создать как новую коалицию, так и возвратить прежнюю. Однако ни та, ни другая не будут устойчивыми. И, учитывая нарастающие разногласия в рядах оппозиции и раскол в партии «Согласие» после отъезда в Брюссель Нила Ушакова, давать гарантию на стабильную работу такой думы никто не станет.

Другой вопрос – что и кому могут принести перевыборы? Активность и оптимизм в этом вопросе большинства оппозиционных партий основывается на ослаблении политических соперников – партии «Согласие». Переживающая удары коррупционных скандалов, эта партия, действительно, теряет свою популярность. Плюс ее лидер Нил Ушаков, похоже не собирается покидать Европарламент и снова выставлять свою кандидатуру на внеочередных муниципальных выборах, если они будут. По крайней мере, сейчас он очень расплывчато отвечает на этот вопрос, намекая на невозможность отказать в доверии избирателям, отправившим его в Брюссель. А без Ушакова «Согласию» очень трудно будет набрать необходимое для создание коалиции число голосов. Да и сотрудничество с ЧСР уже не столь очевидно, как это было раньше.

Шансы у нынешних оппозиционеров получить большинство в думе есть. Правда, теоретические. Потому как в борьбу за власть в главном городе Латвии, случись внеочередные выборы, включатся все, кто об этой власти мечтает – и представленные сейчас в Риге политические силы, и не представленные, но желающие такими быть. И, вряд ли, в предвыборной борьбе все противники «Согласия» и ЧСР  будут идти единым фронтом – слишком велик «куш», чтобы его так запросто делить с другими.

В общем, политическая жизнь в Риге сейчас поставлена «на паузу». Понятно, что это не идет на пользу и хозяйственной жизни города, поэтому «пауза», скорее всего, будет недолгой. И очень скоро мы узнаем – по какому сценарию пойдет дальнейшая политическая игра.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.