logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Новым директором Латвийской оперы стал Эгил Силиньш

Новым директором Латвийской оперы стал Эгил Силиньш

Интриги, скандалы и расследования сопровождают избрание каждого нового директора главного театра страны

Итак, государственное общество с ограниченной ответственностью «Латвийская Национальная опера» в четыре пополудни 29 мая обрела своего нового директора — им стал выдающийся оперный баритон Эгил Силиньш. Он возглавит храм искусств на ближайшие пять лет.  

Без ложной скромности заметим, что выборы директора Латвийской оперы для латвийцев — что-то сродни выборам Папы Римского, с тайнами и интригами. Даже покруче выборов президента Латвии будет, которого избирают в этот же день — так уж исторически сложилось. Объявляют только победителей конкурса министерства культуры — в этом году вместе с конкурсом на замещение сладкой должности председателя правления Оперы (зарплата 6 250 евро в месяц) объявили конкурс и на замещение вакансий двух членов правления театра (в районе 5 500 евро).

В довесок к высокой должности и зарплате — полная «социалка» и командировки. Командировки, кстати, немаловажная часть, можно мир повидать и углубиться в последние достижения оперного мирового искусства. Вот, например, предыдущий глава Оперы (будет выполнять обязанности до осени), композитор Зигмар Лиепиньш, не смог в марте этого года прибыть на прощание со своим предшественником на посту директора театра, легендарным Андрейсом Жагарсом, потому что в это время укреплял оперную дружбы в Абу-Даби.

Кратко о содержании предыдущих серий. Незадолго до открытия после реконструкции в сентябре 1995 года была учреждена должность интенданта (директора) Оперы. На которую назначили Ивара Берзиньша. Внешне Берзиньш был человек тихий, смирный, горячо любящий композитора Вагнера, а потому потративший много денег на постановку «Летучего голландца», пригласив режиссера аж из Новой Зеландии (по тем временам это было круто!). Художественный же руководитель и главный дирижер театра Александр Вилюманис гораздо больше любил композитора Я.Мединя, а именно — его оперу «Огонь и ночь». Возник кризис, Минкульт стал думать, как выйти из создавшейся ситуации. И через некоторое время уволил г-на Берзиньша, в результате чего он перестал появляться в директорской оперной ложе, что находилась в бельэтаже.

И.о. директора был назначен г-н Баузе-Крастиньш, работавший до тех пор в коммерческих структурах, а до последнего времени бывший советником министра культуры. Однако в то же самое время премьер-министр Андрис Шкеле сказал, что руководство Оперы надо заменить, ибо оно необоснованно тратит большое количество денег. И вот тогда, в сентябре 1996 года и был назначен директором Андрейс Жагарс, который возглавил театр на семнадцать лет, сделав из него бренд и выведя его на международный уровень — благодаря приглашениям именитых режиссеров, солистов и критиков.

Конечно, все за счет государства и простых артистов — все шло в фонд громких постановок (например, в счет «Аиды» со сценографией Илмара Блумбергса, которая всколыхнула весь оперный мир). Но вообще, выбор был удачный во всех отношениях. Это была прекрасная эпоха — до тех пор, пока более пяти лет назад предыдущий министр культуры Жанета Яунземе-Гренде не «свалила» вечного Жагарса, поплатившись, правда, и сама своей должностью. Увы, Андрейс Николаевич в марте этого года скончался — говорят, тяжелая болезнь возникла в результате последних лет стресса: что не говори, но Жагарс потерял дело всей своей жизни.

Тогда и был объявлен конкурс, который, как и сейчас, является великой тайной. Директором стал Зигмар Лиепиньш, широкой публике известный по знаменитой в советские времена песенке «Надо, надо, надо, надо по-по-подумать!» и мюзиклу «Собор Парижской богоматери». Впрочем. В оперном деле Лиепиньш толк знал — именовал себя «вердистом» и «пуччинистом» (по фамилиям композиторов Верди и Пуччини). Такие революционные изменения, как Жагарс (увольнения местных артистов, приглашения вместо этого зарубежных), не делал… Уровень держал, а далее возглавлять Оперу и не хотел, еще при вступлении в должность сразу говорил, что по окончании первого же срока уйдет на пенсию. Вот она как раз и наступила — пенсия.

Для нового главы Оперы были выдвинуты условия: незапятнанная репутация, академическое высшее образование, опыт руководства пять лет, свободное владение двумя иностранными языками (иностранным считается и русский, кстати)… Конкурс продолжался около трех месяцев, в нем, в том числе, выдающийся оперный баритон с мировой известностью Эгил Силиньш, глава государственной компании Latvijas Koncerti Гунтарс Кирсис и некто из Валмиерского драматического театра…

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.