logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Они разбудили темные силы»

«Они разбудили темные силы»

В среду, 24 апреля, президент Эстонии Керсти Кальюлайд утвердила состав нового правительства, предложенный Центристской партией, Isamaa («Отечество») и Консервативной народной партией (EKRE). 

Состав нового правительства

Накануне она пообщалась с шестью кандидатами в министры — Мартом Ярвиком, Рене Кокком, Мартом Куузиком и Мартом Хельме из EKRE, а также с Рийной Солман и Урмасом Рейнсалу из Isamaa. По словам президента, она хотела встретиться с теми кандидатами в министры, о чьих взглядах на вверяемую им сферу ответственности не знала, и с теми, чьи заявления в СМИ вызвали непонимание. «Мы поговорили о риторике, которая вызвала беспокойство общества, о ценностях, которые им дороги», — сказала президент. — Задача министров — стоять не за своих избирателей, а быть представителем всего народа».

В состав нового правительства от Центристской партии входят премьер-министр Юри Ратас, министр образования и науки Майлис Репс, министр экономики и инфраструктуры Таави Аас, министр по делам регионов Яак Ааб, министр социальных дел Танель Кийк. Партию Isamaa («Отечество») представляют министр обороны Юри Луйк, министр юстиции Райво Аэг, министр иностранных дел Урмас Рейнсалу, министр по делам народонаселения Рийна Солман и министр культуры Тынис Лукас. Консервативную народную партию (EKRE) представляют министр внутренних дел Март Хельме, министр финансов Мартин Хельме, министр окружающей среды Рене Кокк, министр сельской жизни Март Ярвик и министр внешней торговли и инфотехнологий Марти Куузик.

Центристскую партию, EKRE и Isamaa, формирующих новую правительственную коалицию, поддерживают, в общей сложности, 47,8% респондентов, выясняется из результатов свежего опроса, проведенного исследовательской фирмой Norstat. Поддержка оппозиционных Партии реформ и социал-демократов составила за последние четыре недели 42,2% процента, еще 10% опрошенных предпочитают политические силы, которые в Рийгикогу нового созыва не прошли, сообщила в среду, 17 апреля, пресс-служба Института общественных исследований.

Создание коалиции с национал-консерваторами вызвало шквал критики в обществе: люди возмущались, что в правительство войдут люди, поддерживающие расистские, гомофобные и нацистские взгляды.

«Конкретных целей мало»

По мнению социолога Юхана Кивиряхка, сейчас сложно оценить, как отразится на жизни страны новое коалиционное правительство: «Их договор не амбициозный, конкретных целей мало. Он направлен не на будущее страны, а на сохранение власти. Социальный блок, зарплаты, экономическое развитие — все это станет видно, когда начнут формировать в сентябре бюджет страны. Однако экономические прогнозы не очень оптимистичные, а оппозиция сильная и опытная».

Социолог добавил, что не стоит рассчитывать на развитие отношений между Эстонией и Россией после встречи Керсти Кальюлайд с Владимиром Путиным в Москве: «Посмотрите, кто возглавил МИД (Урмас Рейнсалу «Отечество» (Isamaa) критиковал Россию и отстаивал идею взыскать с нее ущерб за оккупацию — А.А.). Надеяться на развитие отношений между Эстонией и Россией не стоит».

Политолог Евгений Голиков добавил, что сейчас все говорят о приближающемся экономическом кризисе, что повлечет за собой ухудшение экономического положения жителей Эстонии. «Это станет поводом для усиления крайне правых. Вспомним историю НСДАП: до экономического кризиса конца 1920-х годов в Германии они имели несколько жалких процентов поддержки избирателей, после кризиса они получили власть. Этого повторения я боюсь в Эстонии. Члены EKRE вылеплены из того же теста». 

Экономический эксперт Райво Варе считает, что усталость общества от 17-летнего правления Партии реформ (победила на выборах в Рийгикогу — А.А.) привела к созданию такой коалиции: «У нас победили консервативные взгляды. Если посмотреть предвыборные программы абсолютно всех партий, то они представляют консервативные ценности — ничего не менять, дать всем больше денег. Идей не было».

По словам Варе, на вопрос, что ждет страну при новой коалиции, ответ уже дал премьер-министр Юри Ратас — денег нет. «И это правда. Сейчас завершился цикл экономического подъема, в 2021 году начнется спад, а в бюджете денег уже сейчас нет», — отмечает эксперт.

Кто даст больше?

Никто из экспертов не верит, что коалиция просуществует до следующих парламентских выборов.

«Сомневаюсь, что коалиция удержится 4 года. В истории Эстонии такой коалиции левых и правых еще не было. Думаю, выборы в Европарламент и местные выборы будут переломными моментами, и власть поменяется. — считает Кивиряхк. — Несмотря на то, что партии постоянно заявляют: «нас не интересуют рейтинги» — они их внимательно изучают. Если EKRE будет терять поддержку избирателей, они начнут нервничать. Внутри Центристской партии могут обостриться разногласия, может вырасти число недовольных среди их депутатов в Рийгикогу. Голосование по созданию нынешней коалиции уже показало, что два депутата были недовольны. И оппозиция во главе с Каей Каллас не будет сидеть сложа руки. Она обещала работать на развал правительства».

Политолог Евгений Голиков дает новому правительству год жизни: «Они споткнутся на субъективных вещах. Март Хельме (EKRE) может по любому вопросу столкнуться с Юри Ратасом (Центристская партия). Кроме этого, пустой коалиционный договор говорит о том, что на самом деле они ни о чем не договорились».

А вот по мнению экономического эксперта Райво Варе, коалиция может просуществовать и все 4 года, если EKRE справится со своей воинствующей риторикой. «Юри Ратас будет максимально долго удерживать эту коалицию, потому что в противном случае ему придется преклонить колени перед реформистами, а на это он пойти не сможет. EKRE с риторикой справится, им нравится быть в правительстве, — сказал Варе. — Правительство развалится, если начнется непреодолимый конфликт между правилами ЕС и взглядами EKRE. Например, если ЕС сунется к нам с любыми новыми квотами. Другим поводом для развала коалиции может быть политическая конъюнктура: денег станет меньше. Министр финансов, не дружащий с математикой (Мартин Хельме, EKRE) не справится со своей работой. Экономический спад ударит по электорату. У консерваторов появится повод обвинить мировой империализм и громко хлопнуть дверью, чтобы уйти от ответственности».

Как справиться с «темными силами»?

Критики создания новой коалиции опасались, что после прихода к власти EKRE начнутся наступления на свободу слова, свободу творчества, свободу мысли.

«Несмотря на риторику EKRE, ни одно правительство не может нарушать законы, попытки консерваторов регулировать телевидение, радио, культуру могут быть, но для изменений нужна поддержка парламента, а ее не будет. Хотя общая атмосфера в стране ухудшится, — уверен Кивиряхк. — EKRE на выборах поддержало 17% — это далеко не все жители Эстонии, поэтому вряд ли им дадут разгуляться и включить механизм репрессий».

Не верит в ограничении свобод и Варе, потому что другие партии этого не допустят. И сами консерваторы будут воздерживаться от резких высказываний: «Они, конечно, отстали от жизни и напоминают наших политиков образца начала 1990-х, быстро вошедших в высшее политическое общество, но им придется измениться».

Мнения экспертов по вопросу силы гражданского общества и его способности держать крайне правые силы в узде разделились.

«Движение «Общая Эстония» — это не сиюминутный эмоциональный порыв, а демонстрация силы гражданского общества. Большинство избирателей выступают против враждебной риторики EKRE. Если крайне правые консерваторы продолжат подобную риторику, то давление гражданского общества усилится», — уверен Кивиряхк. — Политиков можно цивилизовать, однако я боюсь, что те темные силы, которые EKRE разбудила в обществе (их олицетворяют «Воины Одина»), контролировать сложнее будет. Конечно, руководство партии может держать их в узде, но вопрос — хотят ли они это делать».

Евгений Голиков считает, что гражданское общество проиграло, когда избиратели проголосовали за EKRE: «Потом гражданское общество проглотило факт формирования такой уродливой коалиции. Не думаю, что оно сможет удерживать правых в рамках приличий».

«EKRE в одиночку не смогут контролировать выпущенного ими джина. Подобные вещи (ненависть к мигрантам, гомофобия, расизм) подспудно бродили по Европе и сейчас выходят наружу. К слову, EKRE самая мягкая форма правых, если сравнивать их с другими правыми силами Европы», — добавил Варе.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.