logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Неожиданные союзники

Неожиданные союзники

В Эстонии крайне правая партия EKRE может войти в правительство с помощью левой Центристской партии

Хотя на парламентских выборах победу одержала Партия реформ, коалиционные переговоры о создании правительства начали вести проигравшие партии: Центристская партия, «Отечество» (Isamaa) и Эстонская консервативная народная партия (EKRE). Переговоры с крайне правой партией EKRE вызвали волну возмущения в обществе. 

 

Как все начиналось

3 марта в Эстонии состоялись выборы в парламент (Рийгикогу), уверенную победу одержала Партия реформ, получив 34 мандата, Центристская партия заняла второе место и займет 26 кресел в парламенте, национал-консерваторы из EKRE заняли третье место и получили 19 мандатов, отечественники из Isamaa взяли 12 мандатов, а социал-демократам досталось 10 мандатов.

Лидер Партии реформ Кая Каллас, набравшая больше всех голосов, на следующий день после выборов заявила, что «нет смысла делать вид, что у нас есть что-то общее с EKRE, а раз общего нет, то не стоит и играть в такую игру (коалиционные переговоры)».

Поскольку, согласно конституции, президент дает право сформировать правительство победившей на выборах партии, у Партии реформ оставалось два варианта для переговоров по созданию правительственной коалиции: с Isamaa («Отечество») и соцдемами или с Центристской партией.

6 марта Кая Каллас сделала официальное предложение центристам начать коалиционные переговоры. В этот же день вечером прошла встреча центристов и реформистов, после которой Кая Каллас заявила, что «Партия реформ не откажется от обещания поднять необлагаемый налогом минимум до 500 евро для всех». Юри Ратса ответил на это, что «если это их твердое намерение (сделать необлагаемый минимум для всех одинаковым), то мы на это пойти не сможем». Центристская партия вязала тайм-аут до пятницы 8 марта.

В тоже время лидер «Отечества» Хелир-Валдор Сеэдер сообщил, что уже поговорил с Мартом Хельме (лидер EKRE) и планирует поговорить с Юри Ратасом.

 

Коалиции не сложилось

8 марта, после четырехчасовых обсуждений, правление Центристской партии объявило об отказе вести коалиционные переговоры с Партией реформ. «Красной чертой» для центристов стали разногласия с реформистами по вопросам налоговой политики. Вице-председатель Центристской партии Кадри Симсон отметила, что предложенные Партией реформ условия были слишком ультимативными. «Нам дали понять, что на переговоры можно идти только в том случае, если такое правительство будет реализовывать программу Партии реформ».

После отказа Центристской партии начинать переговоры с реформистами вице-председатель EKRE Мартин Хельме сказал, что следующим шагом должны стать переговоры с участием Центристской партии, «Отечества» и EKRE.

Между тем, Кая Каллас (Партия реформ) после внеочередного собрания правления партии заявила, что решено начать переговоры с социал-демократами и «Отечеством».

11 марта президент Эстонии Керсти Кальюлайд, находившаяся с визитом в США, подтвердила в СМИ, что предложение сформировать правительство сделает Кае Каллас (до сих пор официально этого сделано не было).

Тем временем центристы объявили, что предложили начать консультации по созданию коалиции с правыми партиями — «Отечество» и EKRE (на троих у них в парламенте 57 мандатов из 101). Из 17 членов правления Центристской партии против переговоров с национал-консерваторами из EKRE голосовали четыре человека: Михаил Кылварт, Раймонд Кальюлайд, Вадим Белобровцев и Яна Тоом.

Михаил Кылварт объяснил свое решение, в частности, неуважительным отношением EKRE к русскоязычным жителям Эстонии. «В то же время руководители EKRE, если они стремятся в правительство, должны осознать, что неэстонец, бездетная 27-летняя женщина, человек с другим мнением — это неотъемлемая часть нашего общества, а не «общественно вредный элемент» или «раковая опухоль». На данный момент я не вижу такого понимания, и считаю, что у меня нет мандата от моего избирателя на приглашение EKRE на консультации».

При этом Кылварт вошел в состав переговорщиков от центристов.

12 марта член правления Центристской партии Раймонд Кальюлайд публично объявил о своем выходе из правления партии в знак протеста против решения правления партии начать переговоры с EKRE.

Проведенный по заказу Института общественных исследований фирмой Turu-uuringute опроса общественного мнения показал, что такую коалицию поддерживают 14% обладающих правом голоса граждан Эстонии.

 

Против квот по мигрантам, за ЕС и НАТО

Несмотря на критику центристов как внутри партии, так и вне, переговоры с правыми все-таки начались. И начались они с обсуждения внешнеполитических вопросов, на которых все стороны заявили, что создаваемая коалиция поддерживает членство Эстонии в Европейском союзе и НАТО (партию EKRE обвиняли в том, что она выступает против ЕС и НАТО).

Для того, чтобы окончательно развеять опасения по вопросу внешней политики Эстонии, 13 марта представители Центристской партии, «Отечества» и EKRE встретились с послами зарубежных стран и заверили дипломатов, что тесное сотрудничество с Европейским союзом, партнерами по НАТО и ООН продолжатся.

В этот же день руководитель фракции АЛДЕ (Альянс либералов и демократов за Европу) Ги Верхофстадт направил премьер-министру Эстонии и председателю Центристской партии Юри Ратасу электронное письмо с призывом отказаться от планов по формированию правительственной коалиции с участием EKRE, сравнив политику этой партии с фашистскими режимами Европы.

«Я считаю, что Брюссель не должен диктовать Эстонии, какой будет наша новая коалиция. Жители Эстонии, наша высшая власть, показали, каким они хотят видеть 14-й состав Рийгикогу, и мы исходим из того, что сказали жители Эстонии. Неприемлемо, если Брюссель начнет диктовать, какой должна быть наша новая коалиция», — сказал Ратас.

14 марта центристы, отечественники и консерваторы договорились по вопросам культуры, спорта и молодежной политики. 15 марта темой обсуждения на коалиционных переговорах стал и вопросы демографии и сплоченности общества. Договорились вернуть эстонцев на родину, не поддержали идею EKRE запретить аборты, пообещали помочь многодетным семьям с приобретением жилья в кредит, убрав обязательное самофинансирование. Кроме этого, Юри Ратас заявил, что «будущие партнеры ценят и уважают всех представителей нацменьшинств и их культуры». 16 марта коалиционные партнеры пообещали возродить самостоятельную пограничную службу (сейчас пограничники и полиция находятся в одном департаменте) и договорились отказаться от иммиграционных квот ЕС на прием беженцев.

Тем временем Партия реформ ищет альтернативу создаваемой коалиции. Как сказала Кая Каллас, ведутся переговоры с теми, кто должен проголосовать за планируемую коалицию. Конкретных имен она не назвала. В то же время заверила, что недавно разговаривала с президентом Кальюлайд, и предложение о формировании правительства первой сделают ей.

 

Альтернатива ультраправым

21 марта вышедший из правления Центристской партии Раймон Кальюлайд начал кампанию против создания коалиции с EKRE. По словам политика, на данный момент руководители участвующих в коалиционных переговорах партий рассчитывают на 57 голосов в Рийгикогу. «Если семеро политиков Центристской партии скажут, что они не считают возможным сотрудничать с EKRE на уровне правительства и что в Рийгикогу они будут голосовать соответствующим образом, на этом переговоры и прекратятся», — отметил Кальюлайд.

Несколько членов Центристской партии, прошедших по итогам выборов в парламент, сообщили, что не поддерживают формирование коалиции с EKRE, например, Михаил Кылварт, Яна Тоом, Владимир Свет и Мария Юферева-Скуратовски.

Из партии «Отечество» против сотрудничества с EKRE выступает прошедший в парламент министр обороны Юри Луйк.

Согласно последним опросам общественного мнения, проведенным фирмой Turu-uuringute по заказу ERR, популярность Партии реформ выросла с 25 до 27%. На втором месте центристы, но их рейтинг упал с 29 до 24%. Такая низкая поддержка партии Юри Ратаса последний раз была в 2016 году. А вот популярность EKRE увеличилась с 16 до 21%.

 

Член правления Центристской партии Яак Ааб считает важным вести переговоры с EKRE и Isamaa:

Партия работает над тем, что претворить свою предвыборную программу в жизнь. Почему любыми целями? Мы к решению этой задачи подходим с разных сторон и разговариваем с разными политическими силами.

С реформистами переговоров не получилось, потому что они сразу поставили жесткие рамки, в которых можно было работать над воплощением только их предвыборной программы.

Мне лично не нравится риторика EKRE. Но переговоры и нужны, чтобы понять — это всего лишь риторика или это их взгляды.

На самом деле с EKRE у центристов больше общего, чем с реформистами. Например, по вопросу проведения региональной политики у нас больше общего с консерваторами. Если говорить об образовании, то именно реформисты поставили жесткие сроки перехода на эстонский язык обучения. Хотя все понимают, где вранье. За 25 лет ничего не сделали, для того, чтобы русские дети могли бы учиться на эстонском языке, и сейчас сделать это быстро не получится. Надо говорить о качестве образования, о подготовке педагогов, а не о сроках. У EKRE нет никаких сроков, это Isamaa пытается установить сроки, но с ними можно будет договориться.

EKRE и Isamaa хотят отменить закон о сожительстве, мы считаем, что все люди имеют право на равное обращение, поэтому закон отменять не надо. По этому вопросу можно сохранить статус-кво. Думаю, и по вопросу гражданства мы сможем договориться. Сложнее будет решить тему строительства железной дороги Rail Baltica. EKRE хочет остановить строительство. Однако это в большей степени вопрос внешней политики, потому что дорога пройдёт по нескольким странам, международные договоры подписаны.

Когда говорят про плохую партию EKRE, необходимо подумать, а что лучше для русских жителей Эстонии — EKRE или Партия реформ. Все же помнят историю и знают, что сделали реформисты ради получения голосов (перенесли в 2007 году статую Бронзового солдата из центра Таллинна на военное кладбище. Демонтаж памятника и его перенос сопровождался двухдневными протестами).

 

Бывший член правления Центристской партии Раймонд Кальюлайд выступает против переговоров с EKRE:

Сейчас нередко приходится слышать: спешить не стоит, поглядим сперва, о чем удастся договориться.

Действительно, компромиссы в политике нужны и важны. Политики EKRE считают представителей русской общины «паразитами» и «тиблами». Интересно, в чем может заключаться компромисс с EKRE этому вопросу? В том, что «тиблами» называть русских нельзя, а можно только «паразитами»?

Есть некие ценности, отказываться от которых нельзя.

Я согласен с Михаилом Кылвартом — избиратели Центристской партии не давали нам полномочий на ведение переговоров с EKRE. Мы обещали перед выборами, что не будем с ними сотрудничать.

Вопрос не в том, что к следующим выборам мы можем потерять голоса. Если Центристская партия пойдет в правительство с EKRE, мы потеряем свое лицо.

Ценности, присущие Центристской партии, для меня чрезвычайно важны. Сама партия – это незаменимый инструмент для утверждения этих ценностей и для защиты интересов наших избирателей.

Сотрудничество на уровне правительства с крайне правой партией EKRE наносит значительный ущерб репутации Центристской партии и доверию к ней со стороны общества. Также я уверен, что это наносит вред нашему обществу и государству в целом. 

Сразу несколько моих коллег заявили, что будут голосовать против сотрудничества с EKRE на правлении партии и на заседании Совета уполномоченных. Все же всем должно быть ясно, что настоящая линия фронта находится не там, а в Рийгикогу.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.