logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Директор RĪGA JŪRMALA: «Фестиваль — это кампания по продвижению образа Латвии в мире»

Директор RĪGA JŪRMALA: «Фестиваль — это кампания по продвижению образа Латвии в мире»
Фото: фото из личного архива

Самые лучшие симфонические оркестры мира и великие музыканты выступят с 19 июля по 1 сентября в Латвийской Национальной опере и юрмальском зале «Дзинтари» в рамках нового музыкального фестиваля RĪGA JŪRMALA (в предыдущие два года ему предшествовал фестиваль Baltic Musical Seasons). О том, как идет подготовка к мощному событию, «Новая газета — Балтия» поговорила с директором фестиваля Зане Чулкстеной.

Был фестиваль Baltic Musical Seasons, а теперь  RĪGA JŪRMALA. С чем связано изменение названия?

В прежнем названии была техническая проблема со словом Musical, оно не совсем точно отражало представляемый фестиваль музыкальный жанр. Но это  деталь, самое главное в другом. Во-первых, организаторам фестиваля очень важно промоутировать в названии прежде всего Латвию. Мы долго дискутировали — быть может, назвать его Латвийским международным музыкальным фестивалем? Но понятие «Латвийская» прежде всего ассоциируется с государственными институциями и тогда решили сфокусироваться на названии городов, в котором проходят концерты.

Применять понятие Baltic было тоже излишне, потому что под этим подразумевается и Балтийское море, и три страны Балтии, можно запутаться — слишком широкое понятие… Название должно было быть достаточно простым и понятным, чтобы всем было ясно, о чем речь и где это происходит.

Долго дискутировали, руководители художественного совета присылали свои варианты, мы тоже предлагали — то ли Рижским музыкальным фестивалем назвать, то ли Юрмальским. Но концерты ведь проходят в двух городах… Много вариантов было, вплоть даже до творческого «JŪRMALALALA» VAI «ORCHEST RIGA». Но  оттолкнулись  от того, что прежде RĪGA JŪRMALA было единым понятием, когда взморье входило в состав Риги. Мы работали и с лондонскими агентствами, которые специализируются на классической музыке, в том числе и над визуальным оформлением новой «идентичности» фестиваля.

Название привязано к географическому месту, и это нормально, потому что есть Вербье, есть Зальцбург, есть Эдинбург, Монпелье.  Когда мы упоминаем названия этих городов, то все сразу понимают, о чем идет речь, нам на ум сразу приходят знаменитые фестивали, проходящие там. 

Название новое, но изначальные цели устроителей не изменились, хотя существенно изменилось художественное руководство фестиваля и увеличились амбиции. В общем, можно считать это «рестартом», «перезагрузкой», а это лучше делать под новым названием. 

 

Кто среди основных спонсоров фестиваля?  Главным, конечно, следует считать Петра Авена, который специально прилетал в Ригу, чтобы объявить о начале нового формата…

Главным локомотивом этой инициативы является, конечно, Петр Авен.  Он же и руководитель совета попечителей фестиваля. Он очень активен, ежедневно у нас обязательная пятиминутка, посвященная только фестивалю — электронная почта, звонки… А вместе с ним в совете его друзья и те предприниматели, которым очень близка классическая музыка.

Мы сейчас все официально это составляем, чтобы всех упомянуть, но уже сейчас можно сказать, что в совете со стороны России генеральный партнер Михаил Фридман, там же и уже много лет живущий в Лондоне и  работающий с классической музыкой Viatcheslav Brecht.  А со стороны Латвии фестиваль поддерживают крупнейшие предприниматели Аркадий Сухаренко, Гунтис Равис, Леон Зилбер, к ним присоединился Янис Зузанс, будут наверняка и другие. В общем, обеспечивается стабильность.

Со следующей недели мы начнем активно привлекать корпоративных спонсоров. Как и все негосударственные организации, мы сейчас пишем проекты, чтобы обращаться в Латвийский фонд капитала культуры, Рижскую и Юрмальскую думы. Сейчас стопроцентное финансирование идет со стороны устроителей, со временем надеемся, что с привлечением других заинтересованных сторон оно составит половину общего бюджета.

 

Приглашаемые на фестиваль коллективы — это очень дорого. Помню, одна из местных продюсеров как-то воскликнула, что только один Баварский оркестр с Янсонсом — «это же в районе миллиона!»

У нас будет четыре знаменитых во всем мире оркестра. Это симфонический оркестр Баварского радио под управлением Мариса Янсонса, Российский Национальный оркестр под руководством Михаила Плетнева, Израильский филармонический оркестр под управлением Зубина Меты и Лондонский симфонический оркестр.

К нам приезжают вне тура, и понятно, что это означает совершенно другие суммы. Например, музыканты Баварского оркестра голосовали, ехать им или нет в Латвию. Все проголосовали «за». А Израильский оркестр в дни своего приезда к нам вообще официально находится в отпуске, но он приедет. Понятно, что это особая честь для нас, но и особые расходы.

 

Без преувеличения: все то, о чем еще лет пять назад латвийские меломаны не могли мечтать!

В нашем случае уникальность в том, что эти коллективы приезжают в Латвию вне своих основных туров. То есть, это эксклюзивные концерты специально для Риги и Юрмалы.

Конечно, мы были очень избалованы хорошими коллективами в год столетия Латвийской Республики. Но это трудно и дорого, конечно. Не случайно наш знаменитый Андрис Нелсонс выступил в прошлом году на родине впервые за шесть лет!

Новое художественное руководство было назначено прошлым летом, концепцию начали разрабатывать в августе и оставалось пара месяцев, чтобы скомпоновать и сбалансировать программу. Художественным руководителем нашего фестиваля стал глава всемирно известного музыкального фестиваля в Вербье Мартин Энгстрем, с ним работает и известный продюсер Мигель Эстебан, они помогают связями, конечно и многим другим. Идея такова, чтобы все выступающие у нас сейчас оркестры стали постоянными резидентами фестиваля. Чтобы они приехали к нам и на следующий год. Тогда с подготовкой программы будет уже легче, ее каркас и даты уже более-менее известны… 

Меня приятно удивили расценки. Действительно, на концерт Янсонса и Баварского оркестра билеты всего от 20 до 150 евро?

За 150 евро только несколько мест, а так — до ста евро. А на концерты молодых звезд билеты от 10 до 25 евро. И для студентов и пенсионеров будут скидки. Это была изначальная установка Совета фестиваля, что, несмотря на эксклюзивность концертов, цены должны быть доступны среднему слушателю.  В других странах цены на такие концерты в три раза выше. Когда я представила ценовую политику, мы долго дискутировали, некоторые в художественном руководстве сказали, что это смешные цены, в их странах такого не бывает.

Уже в этом году начинаем активно работать с международной публикой, делая акцент на возможности приобрести абонементы на каждую неделю. Это как раз одна из составляющих в концепции программы нового художественного руководства — культурное проведение конца недели, уик-энда, именно поэтому все концерты фестиваля проходят как раз в выходные дни.

 

Давайте ответим скептическому читателю — зачем маленькому государству такой большой и дорогой фестиваль?

У меня у самой была возможность два года учиться в Нью-Йорке менеджменту искусств в одной из лучших высших школ Америки. И два года я думала, отчего именно Латвия так сфокусирована на классической музыке? В те годы, что я училась там, весь Нью-Йорк, даже в метро, был обклеен афишами с портретами нашей Элины Гаранчи, потом Кристины Ополайс… А еще Александр Антоненко, вышеупомянутые Нелсонс и Янсонс, виолончелист Миша Майский, который приедет на нынешний фестиваль… Все это есть в Латвии и надо ценить на родине.

С одной стороны, фестиваль — это кампания по продвижению образа Латвии в мире. Чтобы на BBC Music и других каналах знали, что Латвия не только страна у моря, но и страна высочайшей культуры и мировых культурных достижений.  С другой стороны, это один из факторов развития туризма. У нас амбициозный план, чтобы через три года половина посетителей фестиваля была из-за рубежа.  Посмотрим, удастся ли это. Но в любом случае, турист — это выгода для всех. В рамках культурного туризма гость государства наверняка посетит и другие культурные институции, не говоря уже о том, что это выгодно для гостиничного и ресторанного бизнеса. Это выгодно и городу, и государству.

Я разговаривала с Мартином Эрнгстремом — ему было тяжело начинать фестиваль в Вербье. Было тяжело до того момента, когда Маккензи сделал расчет, какой доход приносит фестиваль городу. Вербье — это маленький городок в Альпах, который был преимущественно известен как небольшой  горнолыжный курорт.  Летом там ничего особенного не происходило. Теперь понятие «Вербье» нарицательное.  

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.