logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Адольф Шапиро не будет ставить спектакли в Риге

Адольф Шапиро не будет ставить спектакли в Риге
Фото: http://teatritasku.ee

В латвийской столице после перерыва в два с половиной года вновь побывал выдающийся режиссер Адольф Шапиро. В рамках проекта «Культурная линия» он встретился с коллегами и зрителями и сделал судьбоносное заявление.

В июле Адольфу Яковлевичу исполняется 80 лет, но он в отличной форме. Постоянно ставит  —  пожалуй, один из самых востребованных режиссеров Москвы. Он председатель жюри фестиваля «Золотая маска» — и сейчас, за четыре месяца, ему надо посмотреть, как минимум , семьдесят спектаклей. Но выбрал время и заглянул в Ригу, в которой он четверть века руководил Театром юного зрителя, ставшим легендарным. Достаточно сказать, что одной из последних постановок театра стала «Демократия!» Иосифа Бродского, давшего Шапиро и рижскому театру право первой постановки.

В зале отеля Tallink — сотни зрителей, гардероб даже не смог принять одежду всех. Присутствовали и артисты бывшего ТЮЗа… Адольф Яковлевич дружески говорил под аплодисменты: «Самое лучшее , что я сделал в своей жизни — это рижский театр. ТЮЗ». Добавлял, что если честно, то… «если бы меня приперли к стенке и спросили, что бы я выбрал — как сейчас работать в разных больших и малых театрах или иметь свой театр, как рижский ТЮЗ, то, конечно, выбрал бы второе». Делился опытом: «В искусстве нет ничего запрещенного, нужно просто уметь его преподнести».

И ответил на вопрос «Новой газеты — Балтия», когда же он наконец поставит спектакль в Риге. «Никогда!» — моментально ответил режиссер. И это странно, ведь в той же Эстонии режиссер ставит периодически.

«Придется говорить откровенно, — объяснил он. — Когда была презентации моей книги на эстонском языке, рядом со мной сидел министр культуры Ян Каалик. И кто-то из выступавших сказал, что в Эстонии такого бы произойти не могло – в смысле, театр бы не закрыли. А министр наклонился ко мне и сказал: «Потому что у нас не было Шапиро».

По словам Шапиро, Эстония после разрыва с Ригой очень восполнила ему   потребность в балтийской атмосфере. Но все же он до сих пор считает себя рижским режиссером, работающим в Москве. И это он говорит не потому что сейчас в Риге — можно убедиться, что то же самое он говорил во многих интервью в Москве.

«А в Риге не поставлю больше ничего никогда, — говорит Адольф Яковлевич. — Слишком большое эмоциональное впечатление, груз, когда я в Риге. Понимаете, для того чтобы репетировать, нужна легкость, освобождение. Но я прошелся по улицам Риге — каждый дом, каждый поворот мне о чем-то говорит. На меня давит этот эмоциональный груз. Не представляю, как бы я мог репетировать здесь».

Кстати, два с половиной года назад Шапиро приезжал со своей постановкой «Вишневого сада» в МХАТе. Спектакль посетил великий Михаил Барышников. Потом Адольф Яковлевич посмотрел легендарный спектакль Алвиса Херманиса «Бродский/Барышников» в Новом рижском театре — по иронии судьбы, именно там некогда находилась латышская труппа ТЮЗа. Режиссер впервые за почти четверть века переступил порог родного театра… 

«Меня в свое время пригласили к себе на постановку все театры Риги—– все драматические и оперный. Но тут второе — с какими бы актерами я ставил? Если бы я ставил с латышскими актерами, это было бы неправильно по отношению к русским артистам, с  которыми я работал. Если бы я ставил только с русскими актерами, это было бы неправильно по отношению к латышским актерам. В руководимом мною ТЮЗе все-таки были две труппы, латышская и русская.

Собственно говоря, это было одной из причин, что театр закрыли, потому что одно время мне давали понять: если я выберу какую-то одну труппу, то я могу прекрасно работать в Риге. Но тогда я на это сказал: а что если капитану корабля сказали половину команды выкинуть за борт?

После всего этого если бы я приехал ставить в ту же Латвийскую оперу, то со стороны как бы это выглядело? Вот он тридцать лет работал с артистами ТЮЗа, потом столько лет в Москве, и вот теперь работает с артистами Оперы?  Тоже как-то странно. То есть такая ситуация, когда мизансцену диктует сама жизнь, а не ты сам, режиссер. Жизнь ставит тебя в определенное положение».

По словам режиссера,  в первое время он не мог приехать в Ригу, потому что возникал вопрос — «я ведь буду неестественно себя вести?» Сейчас это прошло.

«А тогда, спустя семь-восемь лет после закрытия театра, возникал вопрос – ну что я приехал?, — говорит Шапиро. — Демонстрировать. что я в порядке? В то время как очень многие мои артисты, в основном, не в порядке. Закрытие стало большим несчастьем для большинства труппы, и для русских, и для латышских артистов. То есть, в таком случае я должен демонстрировать, будто я все простил, а это тоже неестественно. Жизнь ставит меня в какое-то положение и я должен играть некую роль. Примерно так.

Мне бы очень хотелось, конечно вернуться. Я даже каждый год мечтаю приехать отдыхать, но не знаю, как я могу тут отдохнуть после всего этого. Счастлив, конечно, когда я по взморью иду… Вот недавно умер великий Сережа Юрский — я вспоминал, как мы там с ним в юрмальском Майори общались, гуляли. Вот в этом году в Москву приезжал Роман Тименчик, бывший заведующий литературной частью нашего театра, а сейчас один из самых крупных филологов мира, буквально в пятерку лучших входит. Он профессор в Израиле. Ну, посидели, поразговаривали — он отдыхает иногда в Асари. Но так или иначе все темы возвращаются к тому времени».

«Рига — город, к которому невозможно привыкнуть», — заключил режиссер.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.