logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Секрет фирмы

Секрет фирмы

За прошлый год виды на жительство по бизнесу в Литве получили 437 человек — на 41% меньше, чем в 2017-ом. «Новая газета — Балтия» разбиралась в причинах снижения бизнес-миграции в Литву.

Минус 41% за год

В прошлом году департамент миграции Литвы выдал или продлил 23 808 временных видов на жительство — это на 22% больше, чем в 2017 году. Наибольшее число временных видов на жительство — 13 867 или 58% — были выданы на основании работы в Литве. Еще 2 499 или 10,5% от всех выданных временных видов на жительство получили прибывшие на обучение иностранцы. 1549 или 6,5% документов выдали на основании воссоединения семьи.

При этом специалисты департамента миграции отмечают, что число видов на жительство, выданных на основании ведения бизнеса, снизилось на 41% за год: в 2017 году было выдано 752 разрешения на временное проживание, в 2018 году — только 437.

Департамент миграции называет четыре основные причины, по которым претенденты на временный вид на жительство по бизнесу получают отказы:

  • установлено, что предприятие, участником или управляющим которого является иностранец, не занимается легальной деятельностью в Литве: не осуществляет никакой реальной экономической деятельности, деятельность компании только имитирует финансовую деятельность или эта деятельность осуществляется только в минимальной степени;
  • иностранцы, желающие временно проживать в Литовской Республике и пользующиеся правами, предоставленными этим документом, предоставляют несоответствующие данные о цели и условиях их прибытия в Литовскую Республику;
  • установлено, что иностранец, получив вид на жительство в Литве, живет в другой стране ЕС и не участвует в управлении или деятельности компании;
  • установлено, что иностранцы получили временный вид на жительство в Литовской Республике, чтобы помочь другим гражданам третьих стран легализоваться, содействовать их прибытию, оказывать посреднические услуги.

На вопрос о том, с чем связано снижение числа выданных на основании ведения бизнеса временных видов на жительство, в департаменте миграции напоминают о принятых в 2014 году поправках к закону о правовом положении иностранных лиц. По новому закону, компания иностранца должна вести деятельность в Литве не менее полугода, собственный капитал компании не может быть менее 28 тысяч евро, 14 тысяч из которых вложены одним акционером. В компании также должны работать граждане Литвы или ЕС, постоянно проживающие в Литве, их зарплата не должна быть менее двух средних по стране зарплат. По словам представителей департамента миграции, новые требования применяются как для новых претендентов на вид на жительство, так и для тех, кто уже получил такой вид на жительство. Если компания не соответствует новым требованиям, документы будут аннулированы.

Представитель департамента миграции Литвы Лаура Зеленскене отмечает: первые признаки того, что иностранцы могут приезжать в Литву, используя фиктивные компании, наблюдались 8 лет назад.

«Намерение заниматься легальной деятельностью в Литве служило основанием для обращения иностранца за временным видом на жительство в Литовской Республике. Большинство запросов было сделано гражданами Беларуси, России и Украины. Также заявки подавали гражданами некоторых азиатских стран — Индии, Пакистана, Ирака. Значительное увеличение количества этих запросов было обусловлено тем, что для получения ВНЖ на основании законной деятельности было достаточно стать владельцем или совладельцем компании, зарегистрированной в Литовской Республике. Закон не связывал получение видов на жительство с созданием рабочих мест, производительностью или инвестициями», — поясняет Зеленскене.

В ноябре 2014 года вступили в силу поправки, направленные на предотвращение злоупотреблений при получении видов на жительство на основании законной деятельности. «Теперь виды на жительство не выдаются или отзываются, если данные, представленные иностранцем для получения вида на жительство в Литве, не соответствуют действительности или имеются веские основания полагать, что компания, участником или управляющим которой стал иностранец, является фиктивным предприятием», — поясняет представитель департамента миграции. Зеленскене добавляет, что после вступления в силу новых положений число заявлений иностранных граждан на виды на жительство на основании законной деятельности начало сокращаться, а департамент миграции начал активнее проверять компании.

«Нам говорят: Валите обратно»

Москвичка Анна получила отказ в выдаче вида на жительство на основании ведения бизнеса летом 2018 года. Женщина с мужем вернулись в Россию, хотя прожили в Литве более трех лет. Анна согласилась дать интервью НГ-Балтия.

Расскажите, пожалуйста, вашу историю: как давно вы приехали в Литву, на каком основании получили документы?

Я приехала в Литву чуть более 3 лет назад, в сентябре 2015 года, получила разрешение на работу по приглашению туристической компании, затем визу Д, через год уже ВНЖ по работе. В начале 2018 года я подала документы на вид на жительство по бизнесу, так как вошла в долю предприятия наших знакомых. Предприятие успешно функционировало несколько лет в Литве, и с моим приходом мы стали развивать его. Однако, как и многим другим, в июне нам пришел отказ в выдаче вида на жительство.

Чем департамент миграции мотивировал отказ?

 Аргументы были откровенно глупыми, скажу честно. Например, бизнес был назван «фиктивным», потому что инспекторам, рассматривающим дело, не понравился график работы нашего шоурума. Вообще тот факт, что государственные служащие оценивают частный бизнес, кажется мне абсурдным: люди сами не создавали предприятие в новой стране, не платили налоги, не принимали на работу персонал, но при этом судят, правильный бизнес или нет. Эта ситуация достаточно типична для 2018 года: нам писало много людей, которым под таким же абсурдным предлогам отказывали в выдаче вида на жительство. Мы с мужем достаточно активны, а многие просто тихо уезжали: в Испанию, Словению, обратно в Россию и другие страны.

Каковы были ваши действия?

Мы проводили митинг у здания департамента миграции, на котором присутствовали и представители СМИ. На митинге мы рассказывали свои истории, также выступали и представители литовского бизнеса и другие пострадавшие от действий департамента, мы были до этого на приеме у директора департамента, Эвелины Гудзинскайте, и по ее поведению было понятно, что ей дан «карт бланш», отсюда и эта чудовищная зашкаливающая статистика отказов в ВНЖ по бизнесу.

Мы вложили в экономику Литвы около 40 тысяч евро. Есть у тебя заказы, нет у тебя прибыли, но каждый месяц вынь да положь две средних зарплаты, поэтому в хорошие месяцы выручка покрывала фонд оплаты труда, а в плохие акционерам приходилось инвестировать в фонд оплаты труда, только чтобы соответствовать требованиям миграционного законодательства, чтобы находиться в Литве. И это на фоне того, что бизнес литовских граждан избавлен от подобных ограничений.

В нашем деле много было рекомендательных писем от разных литовских граждан, например, журналистов, таких как Рита Милюте, и других мигрантов, включая правозащитников, но в решении департамента миграции об этом не было ни слова.

Методика проверки закрытая, правила оценки носят неформальный характер, при этом требования закона подающие ходатайства выполняют —  иначе просто не примут документы.

Вы собираетесь вернуться в Литву? Может быть, получить документы на другом основании?

Сложный вопрос. Учитывая, что моему мужу посольство Литвы дважды отказало в туристической визе на въезд, не хочется больше вкладывать в страну деньги, силы, нервы. Мы продолжаем снимать квартиру в Вильнюсе, потому что любим этот город, у нас в нем остались друзья и бизнес, но действия департамента миграции и посольства направлены на то, чтобы эта любовь перестала ею быть. Их действия не только несправедливы, но и просто абсурды, они не соответствуют ни здравому смыслу, ни действующему законодательству.

Юрист: Время «компаний для видимости» прошло  

По словам юриста, ассоциированного партнера адвокатской конторы iLAW в Литве Светланы Наумчик, сокращение выданных по бизнесу видов на жительство следует связывать с принятыми в 2014 году новыми требованиями к ведению бизнеса. Юрист отмечает, что к бизнесу стали предъявлять более серьезные требования: прошло время, когда можно было учредить компанию и по сути не вести бизнес, получив литовские документы. «Есть люди, которые обращались за видами на жительство по бизнесу еще до 2014 года, а потом пришло время эти документы продлевать — но новым требованиям бизнес уже не соответствует. Естественно, за это время люди обжились в Литве, их дети посещают школы, как-то решен вопрос жилья. В таких случаях многие хотят идти в суд: судебная практика показывает, что порядка 98% таких дел проиграны», — отмечает юрист Светлана Наумчик. Она добавляет, что суд не проверяет соответствие бизнеса требованиям — он только дает оценку действиям департамента миграции.

Юрист также отмечает, что сокращение числа выданных по бизнесу ВНЖ нельзя связывать только с действиями департамента миграции: часть предпринимателей понимают, что их бизнес не соответствует критериям и просто не подаются на ВНЖ по этому основанию — соответственно, снижается не только число отказов, но и количество обращений в целом. «Если вы заметили, сейчас выросло число тех, кто подается на вид на жительство на основании работы как специалист высокой квалификации. Частично это те люди, бизнес которых перестал соответствовать выдвигаемым требованиям. Такие анкеты департамент миграции проверяет особенно тщательно», — говорит Светлана Наумчик.

Юрист дает простую рекомендацию иностранцам, имеющим бизнес в Литве: «лучше всего вести свое дело в соответствии с правилами».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.