logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Восемь лет спустя: эпохальное дело банка Snoras передают в суд

Восемь лет спустя: эпохальное дело банка Snoras передают в суд

Рассказываем, что известно на данный момент о хищениях в банке Snoras

Служба по расследованию финансовых преступлений Литвы (СРФП) сообщила, что дело в отношении бывших руководителей обанкротившегося банка Snoras Владимира Антонова и Раймондаса Баранаускаса вышло на финишную прямую. Последние обвиняются в хищении средств на сумму 565 млн евро. Хотя подозреваемые скрываются в России, в Литве их будут судить заочно. «Новая газета — Балтия» разбиралась в деталях.

Сейчас все материалы дела переданы в Генеральную прокуратуру Литвы. Расследование длилось восемь лет: было начато еще 14 ноября 2011 года, а уже 16 ноября Центробанк отозвал лицензию у Snoras. В то же время правительство под руководством консерватора Андрюса Кубилюса дало добро на запуск национализации банка. Суть подозрений, предопределивших решение о его принудительном закрытии, со стороны властей звучала следующим образом: акционеры Snoras фальсифицировали отчетность и игнорировали призывы «уменьшить риски». Более того, регулятор недосчитался порядка 60% всех активов банка, то есть 1,42 млн. долларов.

Суть обвинений

Сегодня Антонов и Баранаускас обвиняются в хищении средств Snoras на 565 млн евро, им инкриминируется «присвоение имущества в крупных размерах, подделка документов, ведение черной бухгалтерии и злоупотребление служебным положением». Отметим, что Антонову через Convers Group принадлежало 68,1% акций банка, а Баранаускасу — 25,3%. В момент краха банка сами акционеры находились в Соединенном Королевстве. В январе 2014 года британский суд разрешил экстрадировать обоих по запросу Вильнюса, однако банкиры, не уведомив местные власти, покинули территорию страны и укрылись в России.

В детальном отчете СРФП, который находится в распоряжении «Новой газеты — Балтия», говорится, что с осени 2008 года вплоть до лета 2011 года через банк провели 35 операций. Деньги вкладчиков и клиентов (от 5 млн до 74 млн евро), лежавшие на счетах в Snoras, переводили на личные счета в швейцарских банках. Также Генпрокуратура утверждает, что с 2009 по 2011 годы руководство банка было замешано в двух крупных сделках с имуществом банка Snoras. В общей сумме банк понес убытки в размере 0,5 млрд евро. С таким заявлением на открытой пресс-конференции выступил прокурор департамента расследований по организованной преступности и коррупции Дарюс Станкявичюс.

Необходимо отметить, что до сих пор Литва официально не могла предъявить обвинения Антонову и Баранаускасу. Возможность привлечь их к ответственности появилась только после того, как Сейм в 2017 году внес поправки в правовые акты Уголовно-процессуального кодекса, по которым лица, подозреваемые в совершении финансовых преступлений в особо крупных размерах, могут быть судимы заочно. На данный момент, по информации литовских правоохранителей, бывшие акционеры Snoras находятся в России. Впрочем, последние уже не скрывают этот факт. Антонов — гражданин РФ, с Баранаускасом ситуация несколько сложнее, поскольку он является гражданином Литвы, а срок действия его паспорта истек, однако российские коллеги литовских прокуроров официально сообщили, что Баранаускасу предоставлен статус беженца.

Эпохальное дело

Расследование продолжалось восемь лет. Как заявил глава управления спецзадач СРФП Робертас Шадянцас, объем всего дела превышает 500 томов.

Более того, документы, полученные из швейцарских банков, литовские сотрудники СРФП везли на автомобиле через добрую половину Европы в сопровождении полицейских иностранных государств. Последние встречали их на пересечении госграниц.

«За все эти годы в ходе досудебного расследования было опрошено около 90 свидетелей, 20 из которых допрашивали за границей. За это время к 21 иностранному государству было составлено и отправлено свыше 200 просьб о правовой помощи, было совершено около 50 различных процессуальных мер (обыски, изъятие документов)», — сказано в обращении СФРП.

Следователям удалось выявить имущество подозреваемых на сумму в 230 млн евро — речь идет о средствах на счетах в литовских банках и за границей, недвижимости в Литве, Британии и во Франции, о дорогих автомобилях и мотоциклах, а также об акциях предприятий, так или иначе связанных с опальными банкирами. На данный момент все это имущество арестовано.

Еще в марте 2018 года Литва направила своим российским коллегам запрос о правовой помощи, однако последние отказываются ее предоставить. В конце октября Генпрокуратура РФ официально уведомила литовскую сторону о том, что Антонову и Баранаускасу обвинения предъявлены не будут и на допрос их так же не вызовут.

Позиция обвиняемых

С момента запуска процесса принудительной национализации основной акционер Snoras Владимир Антонов, равно как и Баранаускас, заявляли, что это дело носит политический характер. В 2016 году во время развернутого интервью российской прессе Антонов заявил, что банк фактически захватили. В этом он обвиняет непосредственно президента республики Далю Грибаускайте и главу Центробанка Витаса Василяускаса, который до своего назначения на этот пост руководил ее избирательным штабом. По его словам, действующее руководство Литвы и «пропрезидентскую партию», под которой он подразумевает консерваторов, не устраивало, что банк, принадлежащий гражданину России, пустил такие глубокие корни в Литве.

«Мы были седьмым налогоплательщиком республики, мы владели практически самой крупной сетью продаж, мы обслуживали примерно миллион клиентов, что для трехмиллионной страны очень много, и теоретически это лояльный к нам электорат. Ее идея, наверное, состояла в том, что нам было бы очень легко профинансировать какие-либо выборы. Все медиа тоже так или иначе принадлежали нам. Не потому, что нам этого хотелось. Просто кто-то у нас кредитовался, потом в кризис 2008 года не расплатился и мы забрали компанию, кто-то продолжал кредитоваться. И вся эта замечательная организация принадлежит российскому гражданину...», — сообщил он, подчеркивая, что и скандинавские банки видели в нем нежелательного конкурента. 

Антонов неоднократно утверждал, что все разговоры о признаках банкротства банка — миф, поскольку на момент запуска национализации на корсчете Snoras лежало около 286 млн евро. Также он говорит о том, что сама процедура прошла с нарушениями, а иностранная компания Zolfo Cooper, назначенная администратором банкротства, не имела достаточного опыта для проведения подобной операции. По словам Антонова, опыт ее работы на тот момент сводился лишь к ликвидации компании, управлявшей отелем в Шотландии на 500 номеров.

В августе 2016 года Антонов подал иск против Литвы, он требовал взыскать более 280 млн евро за имущественный ущерб и свыше 270 млн евро в качестве компенсации за вред, нанесенный деловой репутации. Тем не менее Арбитражный суд Московского округа отклонил жалобу банкира, уведомив об этом литовский Минюст.

Президент Литвы Даля Грибаускайте по поводу непрозрачной деятельности банка с российским капиталом сказала следующее: «Деятельность Snoras можно расценивать как атаку не только на банковскую систему Литвы, но и на интересы всего литовского общества».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.