logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Храброе сердце латвийцев-пейзан — хорошо ли им на селе?

Храброе сердце латвийцев-пейзан — хорошо ли им на селе?
Фото: Кадр из фильма

«Зоряна Хоробрая». Казалось бы, фильм под таким названием — что-то из сферы художественных блокбастеров. Однако это часовой документальный фильм, премьера которого состоялась в рижском кинотеатре Splendid Palace. И навеяла размышления о самом разном и вечном.

Начать с того, что режиссером этой ленты стала Элита Клявиня, ведущая актриса Нового Рижского театра Алвиса Херманиса. Это ее дебют в кино, она проходит соответствующее обучение в Латвийской академии культуры. Пару лет назад Элита познакомилась с Зоряной Хороброй — имя, кстати, не придуманное, а самое что ни на есть настоящее.

Зоряна — юная девушка со старообрядческими корнями, живет с русской мамой на селе, доит коров и работает на компьютере, все здесь сходится очень просто. Мама объясняет происхождение фамилии «Хоробрая» — от слова «храбрая». «У меня корни в России  и Беларуси, а тут малая родина», — говорит она, знакомя нас с прекрасными видами природы и с нехитрым устройством своего хозяйства.

У Зоряны супруг — молодой обаятельный парень-латыш, один из тех, что светел челом и открыт миру (чем-то напоминает Ренара Кауперса в молодости).  В общем, и на селе бывают идеальные и по-настоящему интеллигентные люди. И в конце-концов у них рождается ребенок (сцена родов, в котором участвуют оба супруга, вошла в фильм).

В общем, несмотря на незатейливость хуторского образа жизни, здесь все в гармонии — душа с природой, равно как и отношения поколений и разных национальностей. Зоряна говорит по-латышски, как на родном языке, в отличие от мамы, которая изъясняется только по-русски. Но показателен момент: когда приезжает отец парня, супруга Зоряны, он говорит с матерью по-латышски, а она с ним по-русски — и оба друг друга абсолютно понимают.

Невольно хотелось уже задумать написать оду во имя интеграции, но тут фильм делает новый поворот. И в результате мы имеем весьма актуальную и жизненную ситуацию — семья решает переехать из этого скромного рая в Ригу. В конце концов, отец семейства там нашел работу в ресторане быстрого питания. Получает столько же, сколько от того же хрена, который выращивают на хуторе, но его же еще надо уметь обработать и продать. А тут все проще.

И тут сюжет уже вполне художественный, слегка драматический. Мать восклицает: «Здесь гектар рая, от неба до звезд, а в городе в клетках живут!» Но на дворе эпоха глобализации и пара готовится уезжать…  Русскую мать утешает латышский отец. Куда уезжает молодая семья? В финале они уезжают в Ригу. Далее, не исключено, в Ирландию — как говорится, возможностей полно. В общем, уезжают в неизвестность. Конец фильма.

Все — под щемящую музыку великого эстонского композитора Арво Пярта, его латышских коллег Петериса Васкса и Артура Маскатса (последний, кстати, стал музыкальным консультантом ленты).

Эта история поднимает так много вопросов о нашем современном бытие. Оторвались ли мы от корней или еще есть шанс к ним вернуться? Учитывая, что Латвия действительно благодатный край в смысле природы и сельских угодий — только работай.  Но… в реальности все иначе.

Хотя, если отвлечься от этого немного грустного и красивого документального кино, можно отметить, что все не так страшно… Многим известна история про замечательную чету рижских художников Андрея Бовтовича и Риту Пранчу. Жили в Риге, работали, посещали выставки. А потом… «не было бы счастья, да несчастье помогло». Они были вынуждены все продать и уехать за город, на хутор. Впрочем, в Латвии все рядом и до хутора того в Балдонском крае — полчаса на машине от центра Риги.

Сейчас у них натуральное хозяйство — козы, кролики, птичий двор. Популярно их козье мыло, например. Заодно и живописуют — края здесь, всего в нескольких десятках минут езды от «цивилизации», изумительные. Они смогли из минуса сделать плюс. Счастливы.

И так хочется верить, что не только они, но и все латвийцы найдут это счастье совсем скоро. В конце концов, оно не обязательно в  Великобритании с Ирландией — если присмотреться, то оно рядом.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.