logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Последний вальс» Каравайчука в Риге

«Последний вальс» Каравайчука в Риге
Фото: Кадр из фильма

Этот полуторачасовой документальный фильм был показан один раз в рамках Рижского международного кинофестиваля. Сейчас «Последний вальс» представляет в Splendid Palace CREA promotion — полные залы. Еще один сеанс можно увидеть 25 января, и его нельзя пропустить всем тем, кто интересуется современной музыкой.

Символичный кадр: композитор Олег Каравайчук стоит в родном Комарове (бывший Келомяки), в творческом (некогда) поселке советской интеллигенции под Санкт-Петербургом (тогда Ленинграде). Опирается на пень от срубленной ели и рассказывает, что теперь все изменилось. В поселок, где некогда жили великие поэт Анна Ахматова, академик Дмитрий Лихачев, композитор Дмитрий Шостакович, дирижер Евгений Мравинский, писатель Корней Чуковский и многие-многие другие, «понаехали» «новые русские».

И теперь и жизнь сломана, и дача Фаберже сожжена, да и сама жизнь пошла под откос. И всюду заборы-заборы-заборы, которые, по словам героя фильма (похож на странного почти что бомжа, странной походкой перемещающегося между особняками), напоминает странный лабиринт тюремных застенков. И, конечно же, кладбище. 

«Пора умирать!», — говорит он, как вещает, и в этом нет ни капли пафоса и позы. Удивительнейший петербургский композитор Каравайчук действительно недавно умер, широкой публике стал известен именно что после смерти (ну, или за два года до нее) — и то в качестве «чудика», «городского сумасшедшего». А вот сам он оказался последним осколком того поколения.

Казалось бы, ему, кто сам не вписался в официальную культуру советской эпохи, чего сожалеть? А он сожалеет. Он говорит, как дышит, поет музыку Бетховена и Вагнера дребезжащим голоском, прислушивается к шуму моря и сосен и рассказывает, что вот именно так и звучит фрагмент в «Пасторальной» симфонии Бетховена. Он был сам музыкой, но внешне, конечно же, странной и немного капризной.

Надо сказать, что узкому кругу профессионалов он был, конечно, известен еще десятилетия назад — после того, как написал потрясающую музыку к положенному потом «на полку» фильму «Короткие встречи» Киры Муратовой (с Высоцким в главной роли), а чуть позднее — не менее впечатляющую музыку к «Монологу» Ильи Авербаха с Михаилом Глузским в главной роли. Хотя за его плечами на самом деле 150 игровых и документальных фильмов, к которым он написал свою воистину завораживающую музыку, и во многом она была предтечей самого Сергея Курехина, иконы питерской культуры девяностых годов. Который лежит на кладбище в Комарово и которого Каравайчук пережил на много лет.

Основной пласт его сочинений стал известен уже только сейчас, после смерти этого «чудака», которому не нужны были официальные концерты, публика и изысканные рояли (хватало «Красного Октября» или «Москвы»), который во время редких концертов мог надеть на себя наволочку от подушки, чтобы никого не видеть и желательно не слышать. А уж пианист, кстати, не менее удивительный, чем композитор.

Он весьма похож на кладбищенского кликушу и таким был — истинным. На могилах родителей на Смоленском кладбище он рассказывает, разумеется, о смерти и о том, что вальсы лучше всего сочинять на погостах, «потому что кресты смиренны». У него все было, «не как у людей», он верил в то, что прикосновение гения может передаться просто объятием, как это сделала с ним, четырехлетним, в том самом Комарове великая балерина Галина Уланова, «а уж музыке научить невозможно». И глядя на него, невольно начинаешь в это верить, будто перед нами действительно странный небесный посланник.

Большое счастье, что еще при жизни его успела снимать режиссер этого фильма Юлия Бобкова. И именно в этом фильме впервые звучит великолепный «Вальс Комарово», который стал прощанием композитора с жизнью и слушателями.

Ну вот, обыкновенный питерский гений. Говорят, в Северной Пальмире таких не так уж и мало. У тех, у которых, как говорится, «связь с Всевышним напрямую». Хорошо, что в результате Каравайчука не забыли, хотя бы и после смерти, потому что впереди у него теперь долгая музыкальная жизнь.

 

 

 

 

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.