logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Латвия создает правительство: коалиция лебедя, рака и щуки

Латвия создает правительство: коалиция лебедя, рака и щуки
Фото: Krišjānis Kariņš (Facebook)

В день православного Рождества президент Латвии Раймонд Вейонис доверил сформировать правительство третьему претенденту на пост премьера представителю партии «Новое Единство» Кришьянису Кариньшу. Двое предыдущих Янис Борданс (Новая консервативная партия) и Алдис Гобземс («Кому принадлежит государство») с этой задачей не справились. Получится ли у Кариньша? Мнения политологов, опрошенных «Новой газетой Балтия», расходятся. Между тем, Латвия уже побила рекорд по безвластию: три месяца без правительства такого еще не было.

Сплошные странности

Когда стали известны результаты выборов в 13-й Сейм Латвии, было понятно, что с созданием коалиции возникнут проблемы — уж слишком разношерстым оказался состав парламента. Однако тогда, в октябре, вряд ли кто-то мог предположить, что правительство, в итоге, будет формировать партия, которая едва преодолела на выборах пятипроцентный барьер. И это не единственный парадокс текущего политического процесса.

К числу весьма странных явлений можно отнести то, что оставили за бортом коалиционных переговоров победившую на выборах партию «Согласие». Было также странно наблюдать, как в процессе создания правительства партии, в угоду политической выгоде, отказывались от своих предвыборных обещаний или рисовали новые «красные линии». И это совсем не то, что принято называть поиском компромиссных решений.

Когда провалилась попытка Алдиса Гобземса стать премьером, KPV LV выдвинула его кандидатуру на пост главы МВД в новом правительстве. Это стало камнем преткновения: никто из потенциальных партнеров по коалиции не хотел видеть Гобземса на этой должности. Однако, он твердо стоял на своем и уже пошли разговоры о создании правительства меньшинства. Впрочем, ситуация разрешилась в одночасье: второй лидер KPV LV Артусс Кайминьш заявил, что Гобземса вполне можно заменить на другого кандидата, но тогда надо выполнить несколько условий партии KPV LV. И, о чудо — никто не стал возражать! Контур новой коалиции стал довольно четким: пять партий и 66 голосов в Сейме. В оппозиции остаются «Согласие» и СЗК. Значит ли это, что теперь все пойдет гладко и новый Кабмин будет стабильным и плодотворным? Политологи считают, что нет.

Трудности неизбежны

— На мой взгляд, эпопея с формированием правительства, наконец, все-таки, закончится, — говорит профессор Латвийского университета Юрис Розенвалдс. — Потому что за эти три месяца, во-первых, все устали, во-вторых, участники этого процесса отчетливо понимают, что еще более отдаляя момент создания кабинета министров, очков они уже не получат. При том, что на сегодняшний день нет ясных перспектив: а кто еще может быть вместо Кариньша?

При этом, политолог видит серьезную сложность в написании программы нового правительства и уверен, что без подводных камней это не обойдется. Даже сам Кариньш говорит, что рассматривает написание этой программы, как вызов. Впрочем, по мнению Юриса Розенвалдса, партии все-таки о чем-то договорятся, но когда они начнут реализовывать эту программу, начнутся настоящие противоречия. И долго это правительство жить не будет.

— До сих пор противоречия между членами потенциальной коалиции были, в основном, на личностном уровне, — продолжает профессор. —  Здесь нет одного ярко выраженного лидера, нет какой-то одной партии, которая, благодаря наибольшему числу голосов, имела бы право быть, скажем так, «начальником». Кроме того, все щедро нарисовали «красные линии».

Однако, после того, как президентом на пост премьера был номинирован Кришьянис Кариньш, на первый план будут выходить уже другие проблемы — более содержательные. Создается такое впечатление, что это правительство может быть как «лебедь, рак и щука». У них все-таки очень отличающиеся представления по целому ряду вопросов.

По словам Розенвалдса, наиболее видное противоречие касается отношения коалиционных партий к вопросу о компоненте обязательной закупки в счетах за электроэнергию (OIK). Например, объединение «Новое Единство» совсем не так представляет решение этой проблемы, как, скажем, KPV LV. Последние предлагают отменить OIK хоть завтра и не видят в этом ничего невозможного.

— Перечисление противоречий можно продолжать, но, в любом случае, ненормально, когда основой формирования правительства является не то, что это правительство будет делать, а то, что оно не будет делать, — подчеркивает политолог. — Все едины лишь в том, что не будут работать с партий «Согласие» и не будут проводить «кремлевскую» политику. Но это, думаю, довольно хрупкое основание, чтобы сформировать стабильное правительство.

Надо учесть и еще одно обстоятельство: в данном случае, создаваемой коалиции рассчитывать на закулисную поддержку оппозиции не приходится. С одной стороны Союз зеленых и крестьян (СЗК) явно обижен, с другой стороны «Согласие» заявило, что правительство, где они не представлены, ими поддерживаться не будет. Таким образом, любые внутренние споры в рамках правительства, а они несомненно будут, могут привести к его падению.

Так что, я думаю, в будущем эту коалицию ждут большие трудности.

По-хорошему не получится

А вот Илга Крейтусе, эск-спикер Сейма, профессор университета Страдыня, совсем не уверена, что наступил завершающий этап формирования правительства, поскольку сам процесс вызывает у нее некое непонимание.

— Вначале очень строгий отказ от господина Гобземса в качестве претендента на пост главы МВД, а потом все сразу стали готовы принять условия KPV LV. Это немного смущает. Потому что все сразу согласились и дополнительное министерство не создавать, и даже с назначением парламентским секретарем в министерстве финансов представителя партии KPV LV.

Это вообще непонятный ход, так как возникает вопрос: а какие функции выполняет парламентский секретарь? То есть, это не соответствует никакой логике при создании правительства.

Следующий момент, который смущает — выдвижение господина Рейерса на пост главы минфина. Получается, что господин Ашераденс теперь остается как бы не при делах. И это тоже, по-моему, не совсем указывает на положительный исход всего этого процесса.

Интересно и выдвижение госпожи Винкеле на пост министра здравоохранения, которая была очень непопулярна как министр благосостояния, была непопулярна в парламенте — до того, что ее не переизбрали.

И таких моментов много. Но самым сложным моментом станет составление правительственной декларации, поскольку на данный момент новые партии, по сути, отказались от двух своих основных предвыборных обещаний: уменьшить количество министерств и отменить OIK.

По мнению Илги Крейтусе, на то, что составить декларацию будет непросто, указывает и тот факт, что президент двум предыдущим кандидатам давал на это по две недели, а господину Кариньшу не дано четкого временного ограничения.

— Все это делает весь этот процесс немножко туманным, — говорит политолог. — Я бы сказала, что процесс создания латвийского правительства отвечает климатическим условиям Лондона.

И еще есть один нюанс — это личность самого Кришьяниса Кариньша. Ему не хватает той хватки, которая была у господина Шкеле, который тоже шел как третий премьер в правительстве 6-го Сейма. Я не скажу, что надо иметь челюсти крокодила, чтобы сдерживать такое количество разных партий в одной коалиции, но нужна очень жесткая хватка. И я боюсь, что господин Кариньш немного другого склада, он хочет, чтобы все было слишком по-хорошему. Но в политике «по-хорошему» не всегда получается.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.