logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Мария Максакова исполнила гимн Латвии

Мария Максакова исполнила гимн Латвии
Фото: Мария Максакова (facebook)

В Латвийской Национальной опере с концертом «Балтийский путь» выступила певица Мария Максакова. Выступление вызвало самые противоречивые отклики, но что точно — он был совершенно неординарным и по многим параметрам выгодно отличался от многих других подобных гала-концертов.  

Начнем с плохого. «Музыкальная Волочкова!» — так категорически заявляют некоторые. Даже те, кто на концерт и не ходил (и не планировал в силу различных убеждений). Хотя цены на билеты на нарядный гала-концерт были в пределах разумного (до 70 евро) и зал был заполнен очень хорошо, на 90%.

Сразу же скажем, что личность певицы и ее общественная деятельность в сознании многих теперь перекрывают ее творческую деятельность, а эта сфера для нее все же важнее всего. Впрочем, бывали времена, когда в тридцатые годы официальные советские газеты писали о великом Шаляпине: «Продал родину за длинный рубль». Не сравниваю несравнимые величины (Шаляпина и Максакову), но результат очевиден: правду покажет история. И идя на концерт певицы, стоило отмести все политические предубеждения и погрузиться именно в музыку и, если потом захочется, в спокойный анализ увиденного и услышанного.

Кстати, любопытно, как ведущий концерта представил певицу: «Солистка Большого и Мариинского театров, Мария Масксакова (сопрано, Украина)».

«Да, не Нетребко!» — ехидно говорила одна местная журналистка, после того, как во второй части концерта Мария очень хорошо исполнила арию Джудитты из оперетты Легара. Только я почему-то уверен, что эта журналистка кроме этого номера Нетребко ничего другого и не знает, а о существовании оперетты Легара узнала только после того, как ролик с великолепным пением и танцем Нетребко увидел разве что только не ленивый.

Стоит отметить, что Мария Максакова, вышедшая в поражающем глаз золотистом платье (во втором отделении — в другом, не менее впечатляющем наряде, неотъемлемый и верный признак настоящего «гала») начала концерт, пожалуй, с самой сложной арии из всех тех, что звучали в этом концерте. Это была ария Леоноры из «Силы судьбы» (опять же, символизм) Джузеппе Верди. Искушенный слушатель помнит эту арию наизусть, равно как и наиболее удачные варианты ее исполнения (да хотя бы даже советская, но все же выдающаяся певица Тамара Милашкина, солистка Большого театра, прекрасно пела эту арию!). Вы бы еще и Марию Каллас вспомнили... Но начать концерт со сложного, задать ему такую тональность — это вызывает уважение. И исполнение получилось достойным, даже на фоне вышеупомянутых имен.    

В первом отделении Мария пела также Петра Чайковского — сцену письма Татьяны из «Евгения Онегина» и арию Лизы из «Пиковой дамы» («Ах, истомилась я...»). И скажу напрямую, хотя многие взовьются сейчас в истерике — тембр голоса совершенно изумительный и сравним с тембром великой Галины Павловны Вишневской. Другое дело, что строгий критик тут бы написал, как в свое время написал критик «Нью-Йорк таймс» о пении нашей всемирно известной Кристины Ополайс, — «Некоторые детали нуждаются в дополнительной нюансировке».

Но и эта часть концерта в исполнении Марии была по-настоящему достойной. Учитывая и тот факт, что певица в уже достаточно зрелом для голоса возрасте совершила совершенно неординарный поступок — будучи до сей поры меццо-сопрано, взяла сопрановый репертуар (судя по всему, чтобы расширить репертуар и сценические возможности).  Что вызывает сложности и шероховатости. В общем-то, шаг тоже волевой и характеризующий Марию Максакову.  

Давайте без предубеждений — отлично прошла «Хаббанера» из «Кармен» Бизе. Тут недоброжелатели, конечно, запоют фальшивыми голосами: «Да, не Образцова! А ведь бывали времена...». Пусть голосят.

Во втором отделении госпожа Максакова пела арию Сантуццы из «Сельской чести» Масканьи и вышеупомянутую Джудитту. После чего исполняла народные украинские песни (в частности, звучала «Нич яка мисячна», задник сцены благодаря подсветке был подсвечен в виде украинского стяга) и... Кульминация концерта была совершенно неожиданной.

Как известно, Мария говорила перед концертом, что в Риге, с которой она связана и кровными узами (ее отец наполовину латыш, наполовину немец) она обязательно исполнит что-то из латышского репертуара. Думали, что это будет наверняка или латышская народная песня или что-либо из Язепа Витолса или Эмиля Дарзиньша. Но... зазвучал гимн Латвийской Республики. Зал удивленно встал, некоторые запели вместе с певицей (немногие, в партере было много зарубежной публики).

Ну что сказать? Комиссия, принимающая экзамены на получение гражданства Латвийской Республики, чисто лингвистически могла бы, наверное, предъявить пару претензий (как известно, во время такого экзамена надо наизусть продекламировать слова гимна или их написать без единой ошибки). Но сам факт, его неожиданность и, думается, искренность не могут не вызывать уважения, причем взаимного — публики к певице, певицы — к стране, в которой она выступила.

И особо следует отметить Рижский симфонический оркестр, сопровождавший певицу. Он был собран из латвийских музыкантов, концертмейстером стала первая скрипка нашего оперного оркестра, офицер ордена Трех звезд Светлана Окунь. И в этот вечер оркестр играл просто изумительно, такое услышишь не так часто. И наверняка в этом огромная заслуга приглашенного Марией дирижера Дмитрия Морозова. Он главный дирижер Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Н. Лысенко и высочайший профессионал.

Оркестр играл увертюры к «Кармен» Бизе, к «Пиковой даме», адажио из «Щелкунчика» Чайковского, пятый венгерский танец Брамса, легендарное интермеццо из «Сельской чести», вальс «У голубого Дуная» Иоганна Штрауса и задорный музыкальный фрагмент из оперы Николая Лысенко «Тарас Бульба». Тут сошлось все — отлично подобранный репертуар, вызывающий отклик у самой разной публики, и великолепное звучание. Настроение после концерта было по-настоящему праздничным.

А вот под занавес отклики двух профессионалов. Первым слово Зееву Шульману, великолепному певцу и кантору Рижской синагоги: «Первое «рace» у Максаковой прозвучало на удивление хорошо. Дальше уже — с переменным успехом. Концерт, в целом, понравился».

А вот что сказала живущая сейчас в Германии и выступающая в Латвийской Национальной опере певица Юлиана Баварская: «На Максакову уже столько грязи было вылито в комментариях, что я стала ей симпатизировать. Коллегиальная солидарность, знаете ли. И да — голос хороший, пение достойное. Мне особенно запомнился концерт  Марии в Одессе».  

Как сказала «Новой газете — Балтия» сама Мария Максакова, в ближайшее время подобные концерты «Балтийский путь» планируются также в других балтийских столицах — Вильнюсе, Таллине и Хельсинки.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.