logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Латвия создает правительство: Вторая часть Марлезонского балета

Латвия создает правительство: Вторая часть Марлезонского балета

Спустя ровно месяц после выборов в Сейм Латвии президент страны Раймонд Вейонис наконец назначил главного по формированию Кабинета министров. Выбор пал на лидера Новой консервативной партии Яниса Борданса. И это при том, что за прошедшие тридцать дней переговоры между политическими силами, взявшими на себя ответственность за создание коалиции, откровенно говоря, провалились. Так что все самое интересное только начинается.

И без «Согласия» согласия там нет

Прозорливость лидера Новой консервативной партии Яниса Борданса настораживает. Чуть более недели назад он публично заявил о своей уверенности, что именно ему президент Раймонд Вейонис доверит формирование нового правительства и... как в воду глядел. А став вчера реальным кандидатом на пост премьера, снова сделал громкое заявление: теперь он уверен, что возглавляемое им правительство будет утверждено. Правда, уточнил — уверен на 80%.

Вот об этих процентах и хотелось бы поговорить. Потому что ситуация в стане победителей — правых партий, прошедших в Сейм, — уж слишком напоминает «террариум единомышленников».

Напомним политический расклад в недавно избранном Сейме. 23 места у партии «Согласие». По 16 мест получили Новая консервативная партия (НКП) и партия «Кому принадлежит государство» (KPV LV). По 13 мест у Национального объединения (НО) и политического объединения «Развитию/За!». Далее следуют Союз зеленых и крестьян (СЗК) с 11 депутатскими мандатами и «Новое Единство», получившее всего восемь сеймовских кресел.

Еще в период предвыборной кампании все правые партии очертили для себя красные линии и практически единогласно заявили, что не будут сотрудничать с партией «Согласие», считая ее «прокремлевской». Таким образом, оппозиция во вновь избранном парламенте присутствует уже изначально. Однако не все так просто и на правом фланге: и без «Согласия» согласия там нет.

Инициативу по созданию коалиции сразу после выборов взяли на себя НКП и KPV LV, как набравшие, среди правых, больше всех голосов избирателей. Но пестрота Сейма говорила о том, что легкой эта задача не будет. Так и случилось. Первый раунд переговоров показал лишь то, что по многим позициям мнения переговорщиков не совпадают. Например, «новые консерваторы» сразу же заявили, что не будут иметь дело с «зелеными крестьянами», в то время, как остальные ничего против СЗК не имеют. Кроме того, предложенный Бордансом вариант распределения министерских портфелей, мягко говоря, не привел в восторг потенциальных партнеров по коалиции.

Но был и еще один результат этих «предварительных переговорных ласк» — партии показали готовность к компромиссам. Хотя точнее будет сказать так: готовность отказаться от некоторых предвыборных обещаний и лозунгов. Скажем, если НКП перед выборами грозилась разоблачить и засудить Национальное объединение за коррупцию, то после выборов эта риторика напрочь исчезла и обе политические силы выразили готовность мирно работать в одном правительстве. В общем, поправку «на ветер» сделали практически все — и новички Сейма, и его старожилы. Как ни как, на кону реальная власть.

Масла в огонь разногласий добавили недавние выборы президиума Сейма. Здесь уже определились две, условно говоря, противоборствующие группы среди претендующих на попадание в коалицию и, в итоге, на формирование правительства. Спикером парламента была повторно избрана представитель НО Инара Мурниеце. Ее кандидатуру, согласно подсчету голосов, поддержали, естественно, сами националисты, СЗК, «Новое Единство» и «Развитию/За!». При этом за спикера предложенного «новыми консерваторами» — Дагмару Бейтнере-Ле Галл — проголосовали, кроме НКП, лишь представители партии «Кому принадлежит государство».

«Согласие» в голосовании участия не принимало, тем самым еще более спутав карты возможного коалиционного расклада.

Торг уместен

Переговоры по формированию нового правительства Янис Борданс начал уже сегодня. Накануне он сделал несколько важных заявлений. В частности, о том, что предложенный его партией ранее вариант распределения министерских портфелей не является константой. Уже сейчас известно, что партия «Кому принадлежит государство» выразила готовность работать в правительстве Борданса. От других потенциальных партнеров подобных заявлений пока не поступало.

Задача «Новых консерваторов» по формированию правительства выглядит не такой уж невыполнимой, особенно если речь идет о его поддержке простым математическим большинством в Сейме. Однако, простое большинство — чуть более 50 голосов — не устраивает самого Борданса. Это значит, что ему необходимо заручиться поддержкой, как минимум, четырех политических сил: «Кому принадлежит государство», Национального объединения, движения «Развитию/За!» и «Нового Единства». Итого — 66 голосов, чего для стабильной работы правительства вполне достаточно. Именно такую цель и ставит перед собой сам лидер «новых консерваторов». И именно такая цель представляется слабо достижимой. Особенно, если учесть, что на все про все у Яниса Борданса есть только две недели, а амбиций у потенциальных партнеров по коалиции не меньше, чем у него самого.

Пока партнеры по переговорам отделываются общими фразами: «Ждем от господина Борданса развернутого плана правительственной декларации» («Развитию/За!»), «Ждем ответственных действий» («Новое Единство»), «Обещаем активно участвовать в переговорах» (Нацобъединение). То есть, все заняли выжидательную позицию. Учитывая, чем закончились переговоры этих политических сил сразу после выборов, глупо надеяться, что в этот раз что-то кардинально изменится. Хотя мы не можем предполагать, на что готовы пойти наши политики ради власти.

«Двухходовочка» президента?

Остается еще один вопрос, на который пока никто не может дать четкого ответа: почему Раймонд Вейонис доверил формировать правительство именно Янису Бордансу, если за месяц со дня выборов партии не пришли ни к какому сколько-нибудь компромиссному соглашению? Ведь изначально назывались еще два потенциальных кандидата на премьерский пост: Алдис Гобземс («Кому принадлежит государство») и Артис Пабрикс («Развитию/За!»). Более того — президент, избранный от «Союза зеленых и крестьян», назначает кандидата от партии, которая выступает резко против того, чтобы СЗК входил в коалицию. Где логика?

По мнению некоторых политологов, она проста: Раймонд Вейонис не сомневается, что Янис Борданс с возложенной на него задачей не справится и тогда будет предъявлен «козырь из рукава». А именно — Артис Пабрикс.

Пабрикс — опытный политик и, скорее всего, он сможет договориться со всеми старыми политическими силами, представленными в парламенте. Но ему нужно будет заручиться поддержкой хотя бы кого-то из новых: KPV LV и НКП. А вот здесь все не так просто. Поскольку «новые консерваторы» пока настаивают на коалиции без СЗК, а лидер KPV LV Алдис Гобземс заявил, что не желает участвовать в правительстве, если его будет формировать Пабрикс.

Какие есть варианты? Их несколько. Во-первых, политики могут изменить свои решения и отменить некоторые ранее обозначенные красные линии. Во-вторых, некоторые фракции могут развалиться и судьбу коалиции будут решать независимые депутаты (а разногласия и довольно серьезные внутри партий присутствуют). Ну и, в-третьих, не исключено, что в игру все-таки вступит партия «Согласие». Сейчас это, конечно, звучит как нечто из области фантастики, но такой вариант не стоит полностью сбрасывать со счетов. Так что процесс по созданию латвийского правительства может затянуться и мы еще увидим третью, а, может, и четвертую части Марлезонского балета.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.